Тематическое планирование коррекционной деятельности с детьми с ОНР I уровня (4-5 лет) - первый год обучения.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Коррекционная помощь детям с отклонениями в речевом развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Коррекционно-образовательную деятельность осуществляю индивидуально и в малых группах.В своей работе опираюсь на методические разработки Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Волковой Л.С., Лалаевой Р.Н., Л.В.Лопатиной, Нищевой Н.В., Бардышевой Т.Ю, Моносой Е.Н., Датешидзе Т.А и др.Активный словарь детей с ОНР I уровня находится в стадии формирования. Включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны. Звуковые комплексы не всегда понятны (пол — ли, дедушка —де),сопровож-даются жестами. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — уту, киска —ися).Встречаются отдельные общеупотребительныеслова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., (одинаково реагирует на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши»). Фразовая речь почти полностью отсутствует. Наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение (Папа туту — папа уехал).
Основной целью коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими ОНР I уровня (первый год обучения), является развитие импрессивной и экспрессивной речи с учётом возраста и речевого нарушения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_onr_i_4-5_let.docx | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование коррекционной деятельности
ОНР I (4-5 лет)
Планирование работы по развитию импрессивной реч
Месяц | Темы | Имена существительные (понимание) | Глаголы (понимание) | Имена прилагательные (понимание) | Наречия (понимание) | Понимание грамматических категорий, предложных конструкций, типов предложений |
сентябрь | Наша группа | Логопед, воспитатель, няня, улица, веранда, качели, горка, песок, песочница, группа (её помещения) | Учит говорить, занимается, воспитывает, читает, гуляет, моет (посуду, пол), вытирает (пыль), убирает (комнаты, группу), меняет (белье, полотенца) | Хорошая, ласковая, строгая, заботливая, добрая | Красиво, правильно | 1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: спальня-спаленка 2.Вопросы «где?», «куда?», «откуда?» 3.Глаголы с ифинитивом. 4.Предлоги НА, В: будем играть в группе., в песочнице, на веранде.., спать в спальне. |
Органы артикуляции | Рот, губы, язык, зубы, небо, щеки | Открывать, закрывать, улыбаться, высовывать, прятать, сжимать, разжимать, надувать | Верхний, нижний, правый, левый, длинный, широкий | Вверх, вниз, вправо, влево | 1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ротик, язычок 2.Существительные множественного числа с окончаниями Ы-И (зубы, губы, щёки) 3. Предложения типа субъект+предикат | |
октябрь | Звуки вокруг | Барабан, бубен, колокольчик, погремушка | Гремит, звенит, стучит | Громко, тихо, звонко, глухо | ||
Игрушки | Кукла, машинка, пирамидка, мяч, совок, лопата, юла, флажок, кубики, кораблик, лошадка, матрешка | Играть, катать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, насыпать, спать, кормить, качать, прятать, убирать | Большие, маленькие, новые, старые, красивые, красные и т.д., чистые, грязные, мягкие, любимые | 1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кукла-куколка. 2.Вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «из чего?», «кого?». 3.Глаголы с ифинитивом. 4.Предлог С: будем играть с кубиками. | ||
Осень | Дождь, листья, трава, цветы, птицы, тучи, лужи, зонт, плащ, солнце, ветер | Идут (дожди), падают, опадают, осыпаются, исчезают, светит, дует, растет, желтеют, краснеют, срывают, ставят (в вазу) | Дождливый, теплый, холодный, золотой, красные, желтые, зеленые, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие | Часто, прохладно, пасмурно | 1.Глаголы множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица, настоящего времени. 2. Предлоги над, под. 4. Предложения типа субъект+предикат +объект | |
Овощи | Огород, грядки, урожай, огурец, помидор, репка, лук, морковка, картофель, овощи | Варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать собирать, убирать | Красивая, вкусная, сочный, оранжевый, красный, зеленый, желтая, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязный | 1. Существительные множественного числа с окончаниями Ы-И (помидоры, огурцы) 2. Предлоги НА (грядке), В (корзине) 3.Предложения типа субъект+предикат+объект | ||
ноябрь | Фрукты | Яблоко, груша, банан, лимон, апельсин, слива, фрукты, сад | Срывать, брать, резать, мыть, очищать, положить, варить, есть | Сладкое, кислое, вкусное, сочное, жёлтое, красное, зеленое, большое, маленькое, круглое, овальное | 1. Понимание вопроса «Где?», «Куда?» 2. Существительные множественного числа. 3.Предлоги НА, ПОД. 4.Предложения субъект+предикат+предикат+объект | |
Наше тело | Голова, шея, живот, спина, руки, ладони, локти, пальцы, ногти, ноги, колени, волосы, грязнуля | Мыть, вытирать, умываться, стричь, причесывать, расчесывать, тереть | Чистый, грязный, аккуратный, опрятный | 1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: нога-ножка 2.Существительные множественного числа с окончаниями Ы-И. 3. Предлог У. 4. Предложения типа субъект+предикат | ||
Наше лицо, гигиена | Лицо, уши, лоб, глаза, ресницы, брови, нос, щеки, рот, губы, зубы, язык | Мыть, умываться, чистить, причесывать, расчесывать, тереть, вытирать, вытираться | Чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причесанный | 1. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: лицо-личико, глаз-глазок-глазки. 2.Существительные множественного числа с окончаниями Ы-И. 3. Предложения типа субъект+предикат | ||
Одежда | Платье, рубашка, куртка, шуба, трусы, майка, носки, колготки, варежки, шарф, брюки, шорты, юбка, кофта и её детали, одежда | Надевать, снимать, вешать, завязать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, пришивать | Красивая, удобная,теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная | 1.Существительные в винительном падеже: Ваня надевает рубашку. 2.Возвратные глаголы единственного и множественного числа (одевается- одеваются). 3.Предложения типа: субъект + предикат+ объект | ||
декабрь | Зима. Новый год. Елочные игрушки | Мороз, снег, снегопад, хлопья, снежинки, лед. Елка, игрушки, шары, бусы, флажки, хлопушки, мишура, подарки, дед Мороз, Снегурочка | Идет, падает, кружится, покрывает, замерзает, превращается. Наряжать, вешать, украшать, развешивать, снимать, дарить, получать, встречать | Холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый, высокая, зеленая, душистая, колючая, блестящие, стеклянные, бумажные, разноцветные, красивые, новогодние | Весело, высоко, низко | Понимать: 1.Вопрос «где?» 2. Существительные множественного числа 3.Глаголы будущего времени: придёт, принесёт. 4.Предлоги: НА, ПОД, ЗА,У 5. Предложения субъект + предикат + объект |
Зимние забавы | Санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки | Катаются, лепят, играют, бросать, кидать | Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная | Скользко, холодно | Понимать: 1. Вопросы: «где?», «на чём?» 2.Предложные конструкции типа :снег НА крыше 3.Предложения субъект + предикат, субъект + предикат +объект Понимать: 1. Вопросы: «где?», «куда?» 2.Предлоги ПО (снегу), В, НА 3.Предложения субъект + предикат +объект | |
Обувь | Ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, калоши, сандалии | Надевать, снимать, завязать, зашнуровать, расстегнуть, развязать, чистить, мыть, сушить, убирать, обуваться, разуваться | Красивая, удобная, теплая, легкая, летняя, зимняя, новая, чистая, старая, нарядная | 1.Существительные в винительном падеже: Ваня обувает сандалии 2.Предложения типа: субъект + предикат+ объект | ||
Дикие животные | Волк, заяц, медведь, лиса, белка, еж, их детеныши; части тела: лапы, когти, иголки, хвост, голова, уши и др.; питание: малина, орехи, грибы, мед, кора | Воет, рычит, пищит, лазает, сидит, бегает, прыгает, спит, ест, ловит, собирает | Маленький, серый, рыжая, хитрая, пушистая, злой, колючий, голодный, лохматый, длинные, короткий | Понимать: 1.Вопросы «у кого?», «кому?» 2.Существительные множественного числа. 3. Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: зайчик, лисонька 4.Глаголы множественного числа, настоящего времени. | ||
январь | Домашние животные | Коза, корова, лошадь, кошка, собака, свинья, их детеныши; части тела: голова, лапы, ноги, уши, глаза, хвост, когти, рога; питание: трава, сено, рыба, мясо, хлеб | Мычит, мяукает, лает, грызет, блеет, хрюкает, ржет, едят, спят, пьют, лакает, бегают, дают (молоко, шерсть), сторожит, доить, бодается, ухаживать, кормить, мыть, жевать | Большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая (корова); сильная, добрая, красивая (лошадь); толстая, грязная | Понимать: 1.Вопросы: «у кого?», «кому?», 2.Существительные множественного числа (окончания Ы-И). 3.Глаголы множественного числа настоящего времени 3-го лица: мычит-мычат. 4.Предлоги У (у коровы рога), В (собака в будке), НА (корова на лугу) 5.Предложения: субъект + предикат, субъект + предикат +объект | |
Семья | Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка | Стирает, гладит, готовит, работает, моет, чистит, читает, играет, смотрит, заботится, поздравлять, дарить, любить, помогать | Добрая, нежная, хорошая, строгая, внимательная, заботливая, сильный, веселый, молодой, старый, послушный, непослушный | 1. Понимание вопросов «что?», «у кого?» 2. Употребление глаголов изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени единственного числа. 3.Предлог У 4.Предложения типа субъект+предикат+объект | ||
Домашние птицы | Курица, петух, утка, гусь, индюк, их птенцы; части тела: клюв, гребешок, лапы, крылья, перышки, хвост | Клюют, ходят, пьют, дерутся, едят, сидят, пищат, квохчет, кукарекает, крякает, гогочет | Красивые, разноцветные, белые, желтые, пушистые, быстрые, большие, маленькие, голодные, сытые | Понимать: 1. Вопросы «у кого?», «кому?» 2.Существительные множественного числа (окончания А-Я): цыплята, гусята, утята. 3.Глаголы множественного числа. 4.Предлоги У,В,НА,ЗА. | ||
февраль | Посуда | Чашка, стакан, ложка, блюдце, кастрюля, тарелка, вилка, нож, миска, половник, сковорода; части посуды: стенки, ручка, донышко, крышка, зубья, носик | Мыть, ставить, резать, разбить, убрать, принести, поставить, держать, беречь, бьется, уронить, сушить, вытирать, варить, кипятить, жарить, есть, пить | Чайная, чистая, грязная, мелкая, глубокая, красивая, острый | Понимать: 1. Вопросы «где?», «чем?». 2.Существительные в творительном падеже: ложкой, вилкой. 3. Предлоги В, НА, ИЗ. 4.Предложения субъект + предикат + объект | |
Дом | Крыша, окно, дверь, стены, ступени, балкон, этаж, крыльцо, крыша, труба, фундамент, лестница; камни, кирпич, дерево | Строить, красить, рисовать, жить | Высокий, низкий, красивый, большой, маленький | Понимать: 1.Вопрос: «где?» 2.Предложные конструкции: В, НА, ОКОЛО, РЯДОМ, С. 3.Предложения типапредлог + объект + субъект + предикат 4.Существительные в предложном падеже. | ||
Мебель | Кровать, стул, стол, шкаф, диван, кресло, полка, табуретка, этажерка, тумбочка | Лежать, спать, сидеть, хранить, передвигать, отодвигать, поднимать, беречь | Красивая, новая, старая, чистая | Понимать: 1.Вопрос: «где?» 2.Предложные конструкции: В, НА, ОКОЛО, РЯДОМ, С (закрепить) 3.Предложения типапредлог + объект + субъект + предикат 4.Существительные в предложном падеже (закрепить) | ||
март | Транспорт | Троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд, корабль; составные части: кабина, колеса, руль, кузов, фары, мотор | Летает, едет, везет, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет | Быстрый, медленный | Высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно | Понимать: 1.Вопросы: «куда?», «где?», «что?», «кто?». 2.Предложные конструкции: НА,В. 3.Предложения типа субъект + предикат, субъект + предикат +объект |
Весна | Снег, ручьи, солнце, сосульки, лужи, почки, проталины, подснежники | Тает, бегут, теплеет, светит, пригревает, припекает, набухают, журчит, капает, лопаются, распускаются | Теплый, весенний, голубой, белый, душистый, нежный | Понимать: 1.Вопросы: «где?» 2.Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа: висит-висят, бежит-бегут, поёт-поют. 3.Предложения типа субъект+ предикат+ обстоятельство | ||
Профессии и атрибуты профессии | Шофер, летчик, продавец, повар, врач, логопед, воспитатель, строитель. Таблетки, градусник, бинт, кастрюли, половник, зеркало, картинки, книги, игрушки | Управляет, продает, лечит, учит, занимается, воспитывает, читает, готовит, строит | Умелый, смелый, сильный, ловкий, добрая, заботливая, строгая | Понимать: 1.Вопросы: «с кем?», « кому?», « чем?» 2.Предложные конструкции: У, НА, В, ИЗ, ОКОЛО. 3.Предложения типасубъект + предикат +объект 4.Существтельные в творительном падеже: ножом, поварёшкой, трубочкой. 5.Определение взаимоотношений по сюжетной картинке. | ||
апрель | Птицы | Голубь, воробей, ворона, синица; части тела: голова, туловище, крылья, клюв, хвост, перья, лапы, когти; гнездо, яйца, птенцы | Клюют, ходят, пьют, едят, сидят, поют, ловить, летают, каркает, чирикает, воркует, пищат, выводить, вить | Красивые, разноцветные, крупные, мелкие, голодные, осторожные | Понимать: 1. Вопросы: «где?», «куда?», «чем?». 2.Предложные конструкции: НА (ветке), В (гнезде) 3. Существительные с окончаниями А-Я 4. Предложения субъект + предикат +объект | |
Цвет | Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, оранжевый, белый, черный, розовый, голубой, серый | Понимать: 1.Вопрос: «какой по цвету?» | ||||
Форма | Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник | Понимать: 1.Вопрос: «какой по форме?» | ||||
Величина | Большой, маленький, поменьше, высокий, низкий, пониже, повыше | Понимать: 1.Вопрос: «какой по величине?» 2.Противоположные значения: большой- маленький, высокий-низкий | ||||
май | Лето | Жара, цветы, насекомые, ягоды, лес, дача, река, песок | Загорать, купаться, отдыхать, плавать, собирать, играть, кататься | Солнечная, теплая, жаркая | Жарко, солнечно, тепло | Понимать: 1.Вопросы: «где?» 2.Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа: поёт-поют, плавает-плавают, играет-играют. 3.Предложения типа субъект+ предикат+ обстоятельство |
Насекомые | Жуки, бабочки, муравьи; части тела: лапки, крылья, усики | Просыпаются, летают, ползают, кусают, жужжат, порхают | Полезные, вредные, красивые, маленькие, мелкие, крупные, черные, коричневые | Понимать: 1.Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2.Предложные конструкции: НА, ПОД,В,НАД 3.Предложения типасубъект + предикат +предикат + объект | ||
Цветы | Одуванчик, ромашка, колокольчик; их части: стебель, листья, цветок | Растут, цветут, собирают, ставят, поливают, засыхают, украшают, радуют, пахнут, увядают | Красивые, душистые, свежие, белые, розовые, желтые, синие, голубые | Понимать: 1.Предложения «букет из одуванчиков». 2.Предложные конструкции: НА, ИЗ,В 3.Предложения типасубъект + предикат +объект 4.Существительные множественного числа в родительном падеже |
Планирование навыков по формированию экспрессивной речи
Октябрь | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||
«А» - девочка плачет; - качаем куклу; - тётя поёт. | Пение звука «А» с жестом ( разводим руки в стороны) | На первом этапе работы у ребёнка с ОНР I уровня, ЗРР отсутствует | Это Ан я. У Ани мяч. Пошла Аня играть с мячом. Мяч упал в лужу. Заплакала Аня: «А -а-а-а». Папа достал мяч: «На, Аня. Не плачь» | ||||
«У» -поезд гудит; - пароход гудит; - волк воет. | Пение звука «У» с жестом ( отводим руки вперёд) | - | - | Поезд едет и гудит: «У-у-у-у» Я по рельсам убегу: «У-у-у-у» | |||
«АУ» - заблудились в лесу. | - Пение звука «А» с жестом ( разводим руки в стороны) - Пение звука «У» с жестом (отводим руки вперёд) | - | - | Заблудились мы в лесу и кричим: «АУ!», «АУ!» | |||
«УА» - малыш плачет. | Пение звуков «А», «У» с жестом ( разводим руки в стороны; отводим руки вперёд) | - | - | Наш малыш кричит с утра: «УА!», «УА!» | |||
Ноябрь | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||
«И» Лошадка кричит | Пение звука «И» с жестом (разводим руки в стороны на уровне рта) | На первом этапе работы у ребёнка с ОНР I уровня, ЗРР отсутствует | Лошадка скачет «И-и-и-и» Лошадка кричит: «И-и-и-и» | ||||
«О» - мальчик охает; - бабушка удивляется | 1.Пение звука «О» с жестом ( мягкие округлённые руки над головой) 2. Пение звуков «А», «У», «И» с жестами ( закрепление) | - | - | Мальчик охает, кричит: «О-О-О!» Ушко у него болит: «О-О-О!» | |||
«ИО» - ослик кричит | Пение звуков «А», «У», «И», «О» с жестами ( повторение) | - | - | Ослик скачет далеко, И кричит: «ИО! ИО!» | |||
«Н-Н*» - НА - НО -НУ -Нина | Фонематическая ритмика на дифференциацию мягких и твёрдых слияний: НА-НЯ, НУ-НЮ, НЕ-НИ, НО | НА, НИНА НУ, НИНА НО, НИНА | 1. Была девочка. Звали её Нина. У Нины: «НУ!» лошадка. Нина играла с лошадкой: «НО!НО!». Нина кормила лошадку: «НА!». Нина погоняла лошадку: «НУ!» 2. Скачут, скачут две лошадки: «НО! НО! НО!» Мчатся, мчатся без оглядки: «НО! НО! НО!» | ||||
Декабрь | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||
«М-М*» МУ-МУ МЕ-МЕ МЯУ МАМА МНЕ | Дифференциация: МА-МО-МУ МЯ-МЕ-МЁ МА-МЯ МУ-МЮ МО-МЕ | НА, МАМА НА, МЯУ НА, МЕ НА,МУ | - | 1.Киска к детям подошла, Молочка просила, С нами говорила: «МЯУ! МЯУ!» 2. Дайте травки мне: «МЕ!МЕ!» 3.Где хозяйка, не пойму: «МУ!» 4.-Киска, ка тебя зовут? - «МЯУ!» - Сторожишь ты мышку тут? - «МЯУ!» - Киска, хочешь молочка? - «МЯУ!» - А в приятели щенка? - «ФРРРР» ( дрожание губами) | |||
«П-П*» ПИ-ПИ ПА-ПА ОП | ПА-ПО-ПУ ПЯ-ПЕ-ПЮ-ПИ ПА-ПЯ | НА, ПАПА НА, НИ-ПИ | - | 1.Маленькая птичка прилетела к нам «ПИ-ПИ-ПИ!» Птичке-невеличке я водички дам : «НА!» 2. Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? «ОП-ОП-ОП!» | |||
«Б-Б*» БИ-БИ БОМ БЕ-БЕ БАМ БО-БО БАБА, БУМ, БОБА | БА-БО-БУ БЯ-БЕ-БИ-БЮ БА-БЯ ПА-БА | НА,БАБА НА, БОБА БОБА: «БУМ-БУМ!» БАБА: «НО-НО!» БОБА: «БАМ-БАМ!» МАМА: «НУ-НУ!» | - | 1. Машина, машина едет, гудит: «БИ-БИ-БИ». В машине, в машине шофёр сидит: «БИ-БИ-БИ!» 2. Жили-были МАМА, ПАПА, БАБА, БОБА. Утром ПАПА уезжал на работу. Машина гудела: «БИ- БИ-БИ!». А БОБА стучал в барабан: «БУМ-БУМ!» Мама грозила пальцем: «НО! БОБА!». Бабушка говорила: «НУ! БОБА» 3. Барабан, барабан, барабан играет: «БАМ!» А потом, а потом, а потом играет: «БОМ!» |
Планирование навыков по формированию экспрессивной речи | |||||||||
Январь | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||||
«Т-Т*», «Д-Д*» ТУТ, ТЁМА, ДА, НЕТ, ТЁТЯ, ДОМ, ДЯ-ДЯ, ДОМА, НАДО, ТОМА, ДИМА, ДУДА, НИТИ, ТИМА, ПЕТЯ, ДЕТИ, ДЕДА | ТА-ТО-ТУ ТЯ-ТЕ-ТЁ-ТЮ ТА-ДА ДА-ДО-ДУ ДЯ-ДЕ-ДЁ-ДЮ ДА-ДЯ | ТОМА,ИДИ. ТОМА ИДЁТ, ДИМА, ИДИ, ДЕД ДОМА. БАБА ДОМА. ТОМЫ НЕТ. | 1.Существительные В родительном падеже: ТОМЫ нет, БАБЫ нет. 2. Глагольные конструкции: Буду мыть руки, надо мыть руки. 3.Предлоги У, НА: - У мамы Тома; - НА доме Дима. | 1. ДОМА БАБА, НУ А ТОМЫ ДОМА НЕТ! 2. ТА-ТА-ТА-ТА ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА! | |||||
«К-К*», «Г-Г*» КО-КО-КО КУ-КУ ГА-ГА-ГА И-ГО-ГО | КА,КО,КУ ТЯ-ТЕ-ТЮ КА-КЯ КА-ГА | ТУТ ГА-ГА; ТУТ ИГО-ГО; ТУТ КО-КО-КО; ТУТ КУ-КУ; КАТЯ, НА КОМ (ок); КАТЯ, НА КУБ (ик ; У КАТИ БОБИК. | 1. Уменьшительно-ласкательные суффиксы – ок, -ик: Ком-комок; Куб-кубик; Дом-домик. 2.Предлоги У, НА: У Кати на столе кубик(домик, ком, комок). | 1. Жили гусь, курица, куку-шка. Гус ь и курица жили у тёти Кати, на дворе. Гусь водил гусят купаться и звал их: «ГА-ГА-ГА» Курица искала цыплятам червячков и звала их: «КО-КО-КО» А кукушка жила в лесу. Сидела на дереве и пела: «КУ-КУ» 2.Договаривание слов в сказке «Курочка Ряба» | |||||
Февраль | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||||
«Т-К», «Д-Г» ТАК, КОТ (-ик) | Произношение переднеязычных и заднеязычных. Звонких и глухих согласных: Т-К, Д-Г | ТУТ КОТ. КОТ: «МЯУ!» ТУТ ТОК! НО! ИДИ, КОТ. ОДИН КОТ. ОДНА КАТЯ. | 1.Употребление числительных: Один (кот). Одна (Катя) 2. Предлоги НА (Кот на диване) ПОД (кот под диваном) 3. Уменьшительно-ласкательный суффикс: КОТ-КОТИК | 1.Молоток так: «ТУК-ТУК!» 2.Часики так: «ТИК-ТАК!» 3.Гуси, гуси: «ГА-ГА-ГА» Пить хотите? «ДА-ДА-ДА!» Гуси, гуси, вот вода. «ГА-ГА-ГА!» «ГА-ГА-ГА!» | |||||
«Х-Х*» ХА-ХА-ХА ХОДИТ ХО-ХО-ХО ХОДЯТ ХИ-ХИ-ХИ МУХА (-и) АХ! ОХ! УХ! БУХ! БАХ! МУХА, УХО | - | ДИМА ХОДИТ. ДЕТИ ХОДЯТ. ОДНА МУХА. МНОГО МУХ. ДВА УХА. | 1. Числительные ОДИН, ДВА. 2. глаголы изъявительного наклонения, 3-го лица, настоящего времени, единственно и множественного числа: ХОДИТ, ХОДЯТ. | Укусила киску МУХА, И болит у киски УХО. | |||||
«Ы» МЫ, ТЫ, ДУБЫ, БОБЫ, КОТЫ, НОТЫ, ГУБЫ. | Пение гласных с жестом: добавить «Ы» (движение руками вниз) | 1. МЫ ТАК ( показ простого движения). 2. Назови по имени: ТЫ ПЕТЯ, ТЫ КАТЯ. 3. ТУТ КОТ. ТУТ КОТЫ. | 1.Местоимение 2-го лица, единственного числа. 2.Окончание существительных множественного числа ( окончание И-Ы): КОТ-КОТЫ, БОБ-БОБЫ. | 1. БЫ-БЫ-БЫ тут ДУБЫ. 2. ТЫ-ТЫ-ТЫ тут КОТЫ. | |||||
«Э» ЭТО, ЭТА, ЭТОТ | Пение гласных с жестом: добавить «Э» (движение рукамив стороны - вниз) | ЭТО КОТ. ЭТО КОТЫ. ЭТОТ КОТ ЕСТ. ЭТОТ КОТ СПИТ. ЭТА СОБАКА ЛЕЖИТ. ЭТА СОТБАКА БЕЖИТ. | Согласование ЭТОТ, ЭТА с существительными. | Это киса. Её зовут ЭМА. У ЭМЫ пушистый МЕХ. | |||||
Март | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||||
«В-В*», «Ф-Ф*» ГАВ, ВОТ, ВОДИ - ВОДИТ, ФУ, ВАНЯ, ВЕДИ - ВЕДЁТ, ФОМА, ВОВА, ФЕНЯ, ФЕДЯ | ВА, ВО, ВУ,ВЫ, ФА, ФО, ФЫ, ВЯ, ВЕ, ВИ, ФЕ, ФЯ, ФИ, ВА-ФА, ВЯ-ФЯ | ВАНЯ, ВОДИ. ВАНЯ ВОДИТ. ВОВА, ВЕДИ. ВОВА ВЕДЁТ. У ВАНИ КОТ. У ВОВЫ КУБИКИ. | 1. Глаголы изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени: Вова ведёт (машину). 2. Предложные конструкции: У, НА, ПОД. | Вот наш Бобик, славный пёс. ГАВ-ГАВ. Белый лобик, чёрный нос. ГАВ-ГАВ. БОБИК, БОБИК, лапку дай. ГАВ-ГАВ. Сядь на коврик и не ЛАЙ. | |||||
«Й» МОЙ, ДАЙ, ПОЙ, ПОДАЙ, ЛАЙ, НЕ ЛАЙ. | А-А-АЙ О-О-ОЙ У-У-УЙ | ДАЙ КУБИК. ПОДАЙ КУБИК. ВАНЯ, ДАЙ КУБИК. ВАНЯ, ПОДАЙ КУБИК. ЭТО МОЙКУБИК. | Местоимение МОЙ – Мой кубик, мояпапа. | - | |||||
«Я» («ЙА») ЯМА (ЯМКА), МОЯ, ЯМЫ, КАКАЯ. | Пение гласных с жестом: добавить «Я» ( в полуприсяде разведение рук в стороны) | МОЯ МАМА. Я ИМАМА. В ЯМЕ КОТ. В ЯМКЕ КОТИК. Я И ТЫ – МЫ. | 1. Местоимение 2-го лица единствен-ного числа - Я. 2. Употребление местоименияМОЯ с существительными женского рода. 2. предлог В. | Кто умеет чисто мыться? – Я! Кто водички не боится? – Я! Кто съедает быстро кашку? – Я! Угощает кашкой Машку? – Я! Кто игрушки убирает? – Я! Маме дома помогает? – Я! | |||||
«Ю» («ЙУ») | Пение гласных с жестом: добавить «Ю» ( в полуприсяде разведение рук в стороны) | Я МОЮ. Я ПОЮ. ОНИ ПОЮТ. ОНИ МОЮТ. ОНИ ДАЮТ. ОНИ КИДАЮТ. | .1. Предложение типа Субъект + предикат – Я ПОЮ. 2. Местоимение 3-го лица множественного числа : ОНИ | Я водою ключевою руки МОЮ, МОЮ, МОЮ. | |||||
Планирование навыков по формированию экспрессивной речи | |||||||||
Апрель | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов | ||||
«Е» («ЙЭ») «Ё» («ЙО») | Пение гласных с жестом. Пение слияний с жестом. | ОН МОЕТ. ОНИ МОЮТ. ОН ПОЁТ. ОНИ ПОЮТ. ОН ДАЁТ. ОНИ ДАЮТ. | Глаголы множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения. | Я в машине ЕДУ, ЕДУ. Я в трамвае ЕДУ, ЕДУ. И в метро я ЕДУ, ЕДУ. Ах, когда же я приеду! | |||||
«С*» СЕТИ, СИМА, СИТО, СИДИ-СИДИТ, НОСИ.-НОСИТ, СИДИТЕ- СЯДЕТ, НОСИК, НОСИТЕ – НОСЯТ, ПЁСИК | Пение: СИ, СЕ,СЯ, СЮ, СЕ в полуприсяде с разведением рук. | СЕНЯ СИДИТ. СЕНЯ, СИДИ! СИМА, СИДИ! СИМА СИДИТ. ДЕТИ, СИДИТЕ! ДЕТИ СИДЯТ. | 1.Глаголы в повелительном наклонении единственного и множественного числа. 2. Уменьшительно-ласкательный суффикс – ик. | Мы сено косим, косим. Мы сено носим, носим. | |||||
«С*» БАБУСЯ, ГУСИ, МУСЯ. | Пение: БА-БА-БА-СЯ; ГУ-ГУ-ГУ-СИ; МУ-МУ-МУ- СЯ | У БАБУСИ МУСЯ. У МУСИ ГУСИ. | Предложные конструкции с предлогами У, НА, ПОД (в игре «Где спрятались гуси?» | Жили у БАБУСИ Два весёлых ГУСЯ. Вот кричит БАБУСЯ: - Ой пропали ГУСИ! Выходили ГУСИ, Кланялись БАБУСЕ. |
Планирование навыков по формированию экспрессивной речи | |||||
Май | Звук, звукоподражания | Фонетическая ритмика | Фраза | Грамматические категории | Договаривание слов |
«С*» ГУСЬ, ЛОСЬ | Пение гласных с Сь: А-Сь, О-Сь, У-Сь, Ы-Сь, Э-Сь. | Вот ГУСЬ – вот – ГУСИ. Вот ЛОСЬ – вот ЛОСИ. | Возвратные глаголы: льюсь, боюсь, одеваюсь. | Ты не бойся, это ГУСЬ. Я сама его БОЮСЬ. | |
«З*» ЗИНА, ГАЗЕТА, МАГАЗИН. | 1.Пение слияний с З* в полуприсяде 2. С*-З* | У ЗИНЫ ГАЗЕТА. ЗИНА ИДЁТ В МАГАЗИН. | Предложные конструкции У, В, ПОД. | Резиновую ЗИНУ Купили в МАГАЗИНЕ. Резиновую Зину В корзине принесли. |
Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития— СПб.: Речь, 2004.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2013.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД». 01.11.2012 – 06.12.2012
формировать представление о семье, называть свое имя, фамилия, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. Формировать образ. Уверенность в се...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Планирование-это "изучение будущего и набросок плана действия", центральное звено любой деятельности. Оно помогает равномерно распределить программный материал в течение учебного года, заранее обдумат...
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по теме: "Домашние животные и их детёныши".
Расширять представления о домашних животных, учить называть животных, изображённых на картинках, воспитывать бережное отношение к животным....
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми по теме: "Игрушки" первая младшая группа
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми по теме: "Игрушки"Первая младшая группа (2-3 года)...
календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ОНР подготовительной к школе группы
Календарно-тематический план для подготовительной группы составлен на основе учебно-методического комплекса О.С.Гомзяк. Работа с детьми с ОНР предполагает работу по профилактике дисграфии, поэтому в п...
Перспективно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ОВЗ (разновозрастная группа от 4 до 7 лет) компенсирующей направленности
Перспективно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ОВЗ (разновозрастная группа от 4 до 7 лет) компенсирующей направленности....
Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.
ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...