План по самообразованию учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В статье представлено планирование на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи". План рассчитан на 2 года и будет полезен педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи
Забота о здоровье - это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... (В.А. Сухомлинский)
Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
- привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
- подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.
Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2016-17, 2017-18 учебные года.
Участники: дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
План работы на 2016-2018 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь - май |
- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. - Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений. - Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. - Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
| Анализ изученных источников. |
Работа с детьми | Сентябрь-май |
| Диагностика Конспекты . |
ОктябрьМай | Разучивание артикуляционных упражнений | Сказка о Веселом язычке (2016-17) Картотека упражнений (2017-18) | |
Развитие речевого дыхания | Сказка о Ветерке (2016-17) Картотека упражнений (2017-18) | ||
Разучивание пальчиковых игр | Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал». (2016-17) Картотека упражнений (2017-18) | ||
Кинезиологические упражнения | Картотека | ||
Зрительная гимнастика | Изготовление тренажеров | ||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии | Продукты деятельности | ||
Работа с семьёй | Сентябрь 2016 Сентябрь 2017 | Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» | Выступления на родительском собрании. Памятки |
Октябрь 2016 Октябрь 2017 | Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» | Памятка Папка- передвижка Памятка | |
Январь 2017 Январь 2018 | Мастер-класс «Кинезиологические упражнения» Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» | Выступления на родительском собрании | |
Май 2017 Май 2018 | Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период». Отчёт о проделанной работе за учебный курс Консультация «Речевая готовность детей к школе» | Выступления на родительском собрании | |
Самореализация | Сентябрь -май | Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. | Оформление папки с материалами по теме самообразования. |
Сентябрь | Составление плана работы | План работы по самообразованию. | |
Октябрь 2016 Октябрь 2017 | Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». | Выступления на методсовете | |
Ноябрь 2016 Ноябрь 2017 | Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями» Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». | Выступление на ГМО учителей-логопедов Для воспи-тателей стар-ших групп | |
Февраль 2017 Февраль 2018 | Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности». Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками» | Выступлениена методсовете Для воспитателей компенсир. групп | |
Март 2018 | Посещение семинара-практикума МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия» | ||
Май 2018 | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Отчёт. | |
В течение года | Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. | Сертификаты |
Предполагаемый результат:
- Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% - 100%.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
- Подготовка воспитанников к городскому конкурсу «Юные таланты», к конкурсу чтецов в ДОУ.
- Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Разработка проекта «Правильное дыхание – красивая речь».
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Мастер-классы для педагогов
- Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Размещение разработок занятий с использованием здоровьесберегающих технологий на сайте ДОУ.
- Отчет о проделанной работе:
- Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
- Выступление по обмену опытом работы на ГМО учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности.
- Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
план по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...
План по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...
План по самообразованию учителя-логопеда.
Тема самообразования изучаемая с 01.09.14 по 01.04.15 «Использование пиктограмм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...
План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны
План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет....
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....