Дифференциация звуков С-Ц
картотека по логопедии

Лосева Елена Васильевна

Материал для логопедов и родителей для автоматизации звуков С-Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-ts.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [с]–[ц]

I. Четко произносить слоги парами.

а)

б)

в)

ца – са

цо –со

цу – су

цы – сы

аца – аса

ацо – асо

ацу – асу

ацы – асы

ац – ас

оц – ос

уц – ус

ыц – ыс

яц – яс

иц – ис

ец – ес

са – ца

со – цо

су – цу

сы – цы

аса – аца

асо – ацо

асу – ацу

асы – ацы

ас – ац

ос – оц

ус – уц

ыс – ыц

яс – яц

ис – иц

ес – ец

II. Добавьте слоги «СА» или «ЦА».

мельни…

кури…

терра…

ов…

о…

ули…

тепли…

коль…

кас…

поло…

больни…

пятни…

пыль…

яй…

води…

колё…

кони…

пугови…

грани…

колба…

актри…

ко…

ро…

кляк…

рукави…

мас…

каши…

кузни…

умни…

пшени…

ли…

кра…

певи…

Лари…

лукови…

кожи…

III. Четко произносить слова.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворец, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, станция, ситец, столица, семнадцать, песцовый, свинцовый, сцепление, свинец, скиталец, сеянец, писательница, маслице, бессонница, пословица, косица, спутница, цистерна, семицветик, страница, суворовец, старец, красавец, гостиница, сердце.

IV. Четко произносить словосочетания.

стальная цепь

степная птица

степная станция

садовый цветок

куцый пёс

сломанная спица

сильный боец

садится солнце

цветной ситец

сломанное дерево

свежая водица

сильные кузнецы

цепная собака

вкусное мясо

синие цветы

целый стакан

ценная посуда

кусты акации

смелые бойцы

снится сон

цыганская песня

пёстрая курица

трусливый заяц

красивая пуговица

V. Четко произносить предложения.

У лисицы лисята.

У Симы платье из ситца.

Соня уронила сахарницу.

Отец написал письмецо.

У Сени русые волосы и светлые ресницы.

Сёма выпил целый стакан сока.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

На акации сидела синица.

Скворец принес гусеницу.

Целый день сияло солнце.

Сентябрь – осенний месяц.

Курица снесла яйцо.

У зайца куцый хвост.

Месяц светил в окно.

В мае зацвела сирень и акация.

Целый месяц дети были в лагере.

Синица схватила гусеницу.

Лисица крадется к зайцу.

Бабушка вяжет спицами.

Поезд останавливается на станции.

Света будет скоро первоклассницей.

Лисица греется на солнце.

Синица сидит на суку.

Синица, скворец и курица – птицы.

Песцы водятся на Севере.

Светит месяц, светит ясный.

Гусеницы питаются листвой.

Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветет акация.

Сеня пас овец.

На кустах акации зацвели цветы.

Пословица недаром молвится.

Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

Гусеницы объели листья капусты.

На сухой скале расцвел цветок.

Любит лисица сцапать в деревне курицу.

Сова перекликалась со своими птенцами.

На сквере целая клумба нарциссов.

Лисица сцапала цыпленка.

Овца отстала от своего стада.

На рассвете запели скворцы.

У брата есть сестрица.

Улица залита солнцем.

Заяц всех боится.

Цыбик – цепная собака.

В конце села стоит кузница.

В столице много высотных зданий.

Синица свила гнездо на осине.

В году двенадцать месяцев.

Не сидится девице в светлице.

За студёной водицей ходит молодица.

Надень, Настя, сапоги и на улицу беги.

Лиса боится птицу – это небылица.

Цапли танцевали вальс, удивить хотели нас.

Снятся Соне сны о птицах, о цветах и о лисицах.

У всех сплетниц для гостей много всяких новостей.

VI. Четко произносить пословицы. Выучить на выбор.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орёл – царь-птица, а сокола боится.

Пословица вовек не сломится.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Кто смел, тот и цел.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

VII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

1. Съел молодец тридцать три пирога с творогом.

2. Съел, наконец, кузнец варенец.

3. Лошадка с ленцой, лисица с хитрецой.

4. Цветик-семицветик, семицветик-цветик.

VIII. Выучить.

Зиме конец

Зиме конец!

Летит скворец

И звонко напевает:

«Идёт весна!

Красна, ясна.

Смотрите, как всё тает!»

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все напьются.

С. Маршак

Цапля

Цапля важная,

Носатая,

Целый день

Стоит, как статуя.

С. Маршак

Испугались зайца

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались!

П. Воронько

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Весь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

И. Токмакова

Недоразумение

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят,

Привела их с улицы

Пёстренькая курица.

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей:

Это детский сад,

Но не для цыплят!

Метелица

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует,

А по полю стелется.

А зайцы метелицы

Не боятся,

Под снегом танцуют

И веселятся.

И. Лопухина

IX. Пересказывать.

Играли в больницу

– Что вы делали сегодня в детском саду?

– Играли в больницу.

– Кого же вы лечили в своей больнице?

– Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

– А как вы их лечили?

– Цапле давали капли, синице – водицы, скворцу – гусеницу. Зайцу залили йодом царапину и перевязали лапку. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Заяц

Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза у зайца не закрываются. Зимой заяц питается корой осины и зелёной озимью. Лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его ноги и тонкий слух.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Соня принесла цыплят и пустила их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Вопросы:

Кто напал на капусту?

Кто спас огород?

Кого называют вредителями?

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревьях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег искрится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Дети позаботились о синицах.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит – бежит лисица. Заяц – в кусты. А лисица тут как тут. Цап – и унесла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу – и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лисица. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Лиса и цапля (сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит:

– Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу. Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

– Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин каши съела.

Поняла лисица, что на хитрость цапля отплатила хитростью.

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет её ласково – сестрица. Сестрица не умеет сама умываться. Сима её умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима её одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица радуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней играет, сестрица громко смеётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...