Возможности использования игрового комплекта «Pertra» с детьми, имеющими нарушения речи
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Подрезова Елена Юрьевна

Игровой комплект психолога разработан известным педагогом Марианной Фростиг основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг». Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога.

В комплект входит 7 наборов игровых средств (в чемоданах-кофрах) и 2 доски основы

Из элементов набора 1 Konstruktion  (Пространство на плоскости) на доске-основе можно построить дороги и организовать по ним движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения  в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по дороге вырабатываются содружественные движения глаз и рук.

Благодаря разнообразию  разноцветных деталей в наборе 2 Klassifikation (Упорядочение элементов),  дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать различные фигуры, учатся различать основные геометрические формы. Развиваются сенсорные способности, умение классифицировать по различным признакам, логическое мышление, творческие способности.

Работая с элементами набора 3 Diskrimnation (Одинаковое и разное), дети приобретают умение выявлять признаки и классифицировать объекты-важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме. Развивают: сенсорные способности, конструктивные навыки, мелкую моторику, творческие способности.

С помощью разнообразных элементов набора4 Relation (Пространство и преобразования), через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов. У детей развиваются логическое, конструктивное и творческое мышление, формируются элементарные представления о трёхмерности пространства.

 Игровой набор 5 Grafomotorik (От каракуль к каллиграфии) является логическим и более сложным продолжением набора 1. Из элементов набора на доске-основе можно построить дороги и организовать по ним движение «транспорта». Ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. При этом развивается ориентировка в пространстве и зрительно-моторная координация, вырабатываются автоматические навыки письма.

Игровой набор 6 Handgeschiklichkeit (От хватания к схватыванию) является логическим и более сложным продолжением набора 3. Работая с элементами набора, дети развивают сенсорные способности, мелкую моторику осваивают все виды хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др.

Игровой набор Элементы математического набора 7 (Mathematik) (Начальные математические знания) помогут улучшить навыки – сравнение, пересчет, классификацию, выполнение вычислений и определение количества; представления о составе числа, множестве, о числе в целом.

Игровой комплект  «Пертра» можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. При работе в подгруппе у детей развиваются коммуникативные навыки, которые в дальнейшем помогают ребенку социализироваться в обществе. «Pertra» вызывает интерес у детей от раннего до старшего дошкольного возраста с разными уровнями развития.

Также можно одновременно использовать несколько игровых наборов (или все сразу), что, безусловно, приводит к большему разнообразию и усложнению решаемых задач, а также способствует развитию креативности у всех участников образовательного процесса

Используя игровой комплект «ПЕРТРА» №1 (Konstruktion) (Пространство на плоскости)  и № 5 (От каракуль к каллиграфии) в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи, я стала вводить упражнения на развитие зрительно-пространственных функций, тренировку речевого дыхания и развитие кинетических ощущений при написании букв.

Игровой набор № 1 Конструирование на плоскости (Konstruktion)

Состав набора:
• Комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне.
• Машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками.
• Фигурки людей со штырьками и без штырьков.
• Набор шариков.
Цели работы:
• Развитие пространственных представлений.

  • Тренировать длительную, направленную воздушную струю.
    • Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
    • Знакомство с различными видами линий.
    • Развитие концентрации внимания.
    Варианты индивидуальных игровых упражнений.
    Работу начинают без использования фигур людей и машин
    1.Построение дороги, узоров из линий, букв, цифр по образцу
    2.Прослеживание пути по построенной дороге, дороге-лабиринту:
    • движение взглядом;
  • направленной воздушной струей;
    • сопровождая движением;
    • движение по дороге, дороге-лабиринту, линиям с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра (игра «перевоз грузов»);
    • прохождение дороги с закрытыми глазами, с последующим графическим воспроизведением;
    • задания с использованием селектора. Варианты движений
    указательным пальцем правой (левой) руки;
    «шажками», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки;
    одновременным движением указательных пальцев обеих рук в одну сторону, друг за другом «гуськом» с минимальным расстоянием между пальцами и со значительным расстоянием между пальцами;
    одновременным движением указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг к другу из разных концов дороги;
    одновременное движение указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг другу, а затем в противоположные стороны;
    На протяжении всего пути до встречи пальцев обеих рук направление их движения может несколько раз меняться.
    Варианты коллективной игры
    1. Двое детей строят четыре дороги, соединяющиеся в центре круга. Дети выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части (в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути.
    2. Можно построить дорогу-лабиринт, в которой только 4 улицы-дороги приведут человечков к центру.
    3. Один ребенок строит дорогу, другой должен проехать по ней на машине, а затем графически воспроизвести ее.

Игровой набор № 5 От каракуль к каллиграфии (Grafomotorik)

Состав набора:
• Деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне.
• Деревянные пластины-направляющие с желобом.
• Разноцветные фигурки машинок.
• Магнитный штифт.
• Резиновые ленты.
• Оргстекло.
Цель набора:
• Развитие пространственных представлений.
• Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
• Развитие концентрации внимания.
Вариант индивидуальных игровых упражнений
Построить извилистую дорожку, накрыть оргстеклом. При помощи магнитного штифта ребенок должен провести стальной шарик по дорожке.
Вариант коллективной игры
Двое игроков строят две дороги, соединяющиеся в центре круга. Каждый игрок кладет стальной шарик в начало дороги и накрывают оргстеклом. Побеждает тот, кто первым доведет свой шарик к центру.

Упражнение «Дуй на шарик» Цель: формирование произвольного выдоха необходимой интенсивности, что необходимо для плавности речи.

Упражнение «Лабиринты» Цель: развитие зрительно-моторного соотнесения; работы по образцу; развитие памяти.

Упражнение «Прокати шарик» Цель: развитие координации зрения и действий рук, развитие концентрации внимания.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

"Использование нетрадиционной техники рисования с детьми,имеющими нарушения речи".

Дети с различными речевыми нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразит...

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющии нарушения речи

Мастер класс для родителей "Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющими нарушения речи"...

Возможности использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи

Статья содержит варианты использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, аппробированные в практической деятельности....

«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...