Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
"Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."
К.Д. Ушинский.
Предлагаю вашему вниманию учебный материал для детей старшего дошкольного возраста по обучению рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология синквейн | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы Увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Поиск эффективных способов взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей в условиях логопункта .
Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей первенствующего значения. Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Обучение ребенка родной речи художественными средствами сказки способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, а также подготавливает условия для успешного обучения в школе.
Коррекционные задачи Образовательные Развитие фонематического слуха. Работа над артикуляцией. Совершенствование слоговой структуры слова. Уточнение структуры предложения. Совершенствование диалогической речи.
Развивающие Развитие познавательных процессов(мышления, памяти, воображения, фантазии). Развитие темпо-ритмической стороны речи(паузы, дикция, интонация). Формирование умения передавать образ через мимику, жест и движение. Обучение приемам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Воспитательные Воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, выдержки, ответственности, патриотизма.
Особенности детей с речевыми нарушениями Речевое заключение детей( ФФН, ОНР (I-III) ). Недостаточное развитие неречевых психических функций( слуховое внимание, память, быстрая истощаемость внимания, низкая работоспособность ). Специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость ).
Требования к отбору сказок Простые, хорошо знакомые детям сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди» и т. д.). Сюжет сказки должен быть интересный, вызывающий эмоциональный отклик у детей. Возможность использования элементов сюжета, а не сказки целиком. Наличие в сказке доступных лексико-грамматических категорий.
Методы работы со сказкой - рассказывание; - пересказ сказки; - беседа по содержанию; - драматизация сказки; - словотворчество; - синквейн ; - моделирование сказок;
Рассказывание сказки Сказка, которую рассказывает ребенку воспитатель, особенно персонализированная сказка, должна быть ярко окрашена эмоциями – радостью, горем, испугом, восторгом, всеми теми красками, которые испытывает герой сказки. Приемы: мимическое и интонационное подражание героям сказки, демонстрация действий, игрушек, разных видов настольного театра, совместное рассказывание с детьми.
Пересказ сказки Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения . Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и статистические обороты . Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Приемы: ролевая психогимнастика «Волк и лиса», «Заяц», пересказ в лицах, по плану, по иллюстрациям.
Беседа по содержанию Беседа предполагает непосредственное общение взрослого и ребенка, и строится по принципу «вопрос – ответ». Воспитатель во время беседы по сказке опирается на психофизические возможности ребенка(уровень развития памяти, мышления, внимания), его эмоциональное состояние и уровень сформированности речи. Приемы: ситуация «Сказки перепутались», дидактические упражнение «Герои добрые и злые», «А что потом», « Кто,что ?», «Назови действия героя», «Какой, какое, какая?».
Драматизация сказки Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, память, внимание, ассоциации и художественные способности( работа над сценой, бутафорией), оказывает влияние на формирование эмоционально – волевой устойчивости у детей. Приемы: театр одного актера , использование разных видов театральной деятельности(теневой, пальчиковый, настольный театр).
Словотворчество Словесное творчество выражается в различных формах изменения слов в сказках с использованием уменьшительных или увеличительных суффиксов, в умении соединять в одно слово слова близкие по смыслу или звучанию, а также в изменении сюжета сказки, с придумыванием новых имен героям и совершенно новых «авторских» слов. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. Приемы: «Назови ласково», «Маленький, большой, еще больше», « Чудослово ».
Синквейн Одним из эффективных методов речевого развития, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн в переводе с французского языка обозначает «пять срок», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна: 1)Первая строка – одно слово, обычно существительное,отражающее главную идею; 2)Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3)Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4) Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5) Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Пример синквейна: 1)Заяц 2) трусливый,хвастливый ; 3) бегает, прыгает, прячется; 4) Я хочу увидеть зайца в лесу; 5)Лиса, трава, охота, лес.
Моделирование сказок Моделирование сказок позволяет лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно – логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь; активизирует речь; воздействует на все органы чувств. Приемы: называние персонажей сказки, рисование ее героев, выкладывание коллективной мозаики по отрывкам сказки, подражание голосам героев сказки и подбор условных заместителей героям сказки.
Результаты деятельности Совершенствование лексико- грамматических средств языка Повышение уровня восприятия и выразительности речи детей Развитие диалогической и монологической сторон речи Совершенствование звуковой культуры речи Обогащение эмоционально – чувственной сферы ребенка Повышение уровня познавательного развития
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...
Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушение речи
Создание определенных условий для исправления речевых нарушений....
Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...
Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющии нарушения речи
Мастер класс для родителей "Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющими нарушения речи"...
«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...
семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"
На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...