Конспект мастер-класса для родителей дошкольников "Учимся играя"
консультация по логопедии
Конспект к презентации мастер-класса для родителей дошкольников "Учимся играя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_prezentatsii_uchimsya_igraya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Учимся играя».
Цель: создание мотивации у родителей к совместным занятиям с детьми по развитию речи.
Сегодня Вашему вниманию будут представлены занимательные логопедические игры и упражнения, которые не только помогут вашим деткам преодолеть речевые трудности, но и разнообразят ваше совместное времяпровождение.
Немного теории. Речь ребенка представлена несколькими компонентами:
- фонематический слух
- артикуляционная моторика
- речевое дыхание
- словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
Рассмотрим первый компонент. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные звуки (фонемы) в слове.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов.
Игры на развитие фонематического слуха: «Слушаем тишину», «Найди одинаковые звуки» (игра «Шумящие коробочки») - различение неречевых звуков, «Поймай звук», «Зоркий глаз» - речевые звуки.
Более подробно с играми на развитие фонематического слуха Вы можете ознакомиться в памятке.
Следующий компонент речи - артикуляционная моторика
Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. И так, вкусная гимнастика.
- «Держи крепче»
Удерживать соломку на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.
- «Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
- «Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.
- «Вкусное варенье»
Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья.
- «Чашечка»
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
- «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.
- сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
- удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
- приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
- поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Тренируем речевое дыхание
Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Маленьким детям оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Мыльные пузыри. Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Задуй свечу (глубокий вдох и плавный/ сильный резкий выдох; вдох и 3-5 резких выдохов, как будто необходимо задуть 3-5 свечей).
Надувание воздушных шаров.
Игры на обогащение словаря (по темам)
«Рыба – птица – зверь» (посуда – мебель - электроприборы) и т.п.. Цель: обогащение словаря по лексическим темам (проигрывание с родителями).
Игры на формирование грамматического строя речи
«Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
«Назови ласково». Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч, воздушный шарик.
Ход игры: взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Поиграем!
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
«Посчитай». Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
Игры на формирование связной речи
«Пойми меня». Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: взрослый просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
«Если бы...» Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры: взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Опиши и угадай». Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на определенную тему. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры: ребенок должен описать внешний вид родственника, а остальные должны назвать, о ком он говорил.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» В.А. Сухомлинский. Развивая мелкую моторику руки – развиваем речь.
В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие ручной умелости. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут такие игры:
- «Золушка»
- Волшебный мешочек
- Рисуем веревочками
- Массаж пальчиков
- Пальчиковая гимнастика
- Лепка, аппликация, мозаика и т.п. Такие игры, массаж помогают подготовить руку к письму и благотворно влияют развитие речи ребенка.
И в заключении несколько полезных советов:
Чем чаще выполняются игровые упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата, мелкой моторики руки, тренируются и развивается все компоненты речи.
Играйте и занимайтесь вместе! И помните, что малыши чутки к похвале. Хвалите ребенка, и пускай после занятий он показывает то, что у него начало получаться, другим родным, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»
Знакомство родителей с нетрадиционной техникой работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....
План-конспект мастер-класса " Атрибуты для сюжетно-ролевой игры в «Магазин» "
Мастер-класс для воспитателей ДОУ...
конспект мастер-класса с участием родителей "Рождественский ангелочек"
Данная публикация поможет воспитателям организовать совместную деятельность родителей и детей по конструированию и ручному труду с использованием бросового материала, а так же - расширить представлени...
Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""
Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...
Мастер-класс с участием родителей "Дидактические игры своими руками"
Жизнь ребенка неразрывно связана с игрой. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается со сверстниками, подражает взрослым. Игра – это отражение жизни. Здесь всё “как будто", “понарошку”, но в ...
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»
Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через использование нетрадиционной техники рисования....
План-конспект мастер-класса для музыкальных руководителей "Театрализованные игры и упражнения для семейного досуга
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть в театрализованные упражнения, которые можно предлагать родителям и детям, как игровой материал для домашнего досуга. Главная цель творческого взаимодействи...