Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
консультация по логопедии
В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal_word.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов ДОУ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
Учитель-логопед: Абраменко Е.Н.
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:
- правильное произношение звуков,
- правильное произношение слов,
- громкость и скорость речевого высказывания,
- ритм,
- паузы,
- тембр,
- логическое ударение и пр.,
- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
- нормальное функционирование слухового аппарата,
- наличие полноценной окружающей речевой среды.
Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:
- формирования у них правильного звукопроизношения,
- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
- выработки умеренного темпа речи,
- формирования правильного речевого дыхания,
- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
- различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
- интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
- дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка» - «хоботок»;
«Качели»;
«Часики»;
«Футбол»;
«Чашка» - «горка»;
«Барабанщик» или «Дятел»;
«Лошадка» медленно цокать языком. Губы в улыбке!
Тренировка нижней челюсти - открыть рот: для «собачки», для «кошки», для «мышки»;
Элементы самомассажа: покусать нижними зубами верхнюю губу, верхними зубами нижнюю губу.
Пропевание гласных звуков А, У, И, О, Ы, Э.
Проговаривание слогов
Ма –ма – ма – На – на - на
Па –па -па – Ба – ба - ба
Да –да - да –Та - та - та
Ва – ва - ва – Фа – фа - фа
Га – га - га –Ка – ка - ка
Дуть на вертушки (кончик языка зажат между губами).
Показ учителем-логопедом артикуляционных укладов свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Список литературы:
- Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989, - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС ДО...
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...
Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».
Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....
Практикум для педагогов «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС»
Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольник...
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС
Повысить уровень компетенции педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учет...