Конспект НОД в старшей логопедической группе «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
- Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчество П.П. Бажова;
Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова; - Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
- Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
- Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_p._bazhovu.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Дошкольное
Образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Ясли – сад комбинированного вида № 7
« Золотая рыбка»
Конспект НОД в старшей логопедической группе
«Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Подготовила: Бадуненко Е. А.
2020г.
Цель:
Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчество
П.П. Бажова
Задачи:
образовательные:
- Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;
- Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
- Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
- Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
- Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии.
развивающие:
- Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности.
воспитательные:
- Воспитывать любовь к уральскому краю, художественной литературе
Словарь: сказ, малахит, алмаз, гранит, аметист.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое развитие.
Оборудование:
Иллюстрации, шкатулка с самоцветами, цветная бумага, клей, салфетки, подарки в виде конфет «самоцветов», музыкальный ряд русские народная мелодии, сказочная героиня – Стеша.
Предварительная работа:
- Чтение сказов П.П. Бажова
- Рассказывание и обыгрывание отрывков
- Рассматривание иллюстраций, коллекций камней
- Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»
- Дидактические игры: «Собери сказку по частям», «Найди отличия»
Ход НОД
Дорогие друзьяЗвучит русская народная музыка
В музыкальный зал входит Стеша (взрослый в русском народном костюме)
Здравствуйте, дети. Я Стеша. Приехала к вам из г. Екатеринбурга. В моем городе очень много красивых и больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный Уральский сказочник П.П. Бажов. Сейчас этот дом, дом- музей. Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото. (показ иллюстраций)
Когда писатель был маленький он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке Медной горы которая охраняла горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. Создал П.П. Бажов 56 сказов. Это сказы о детях, о взрослых о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.
Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать»
В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.
Я Стеша- добрая сказочница
Люблю смеяться, петь. Шутить
Люблю дарить подарки детям.
И всех могу я в сказку пригласить
Вы все глазки закрывайте,
«Книгу сказов» в гости ожидайте…
1,2,3, «Книга сказов к нам приди»
(звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов)
- Первая страница «Книги сказов»
«Путешествие в картинную галерею»
Игра «Узнай сказ»? (дети рассматривают картины, угадывают название сказок)
Молодцы, ребята узнали все сказы.
Люблю я очень книги.
А вы? Хочу я знать!
Попробуйте волшебные загадки отгадать.
А для этого откроем вторую страницу нашей волшебной книги сказов.
- Вторя страница «Книги сказов»
«Загадки из Малахитовой шкатулки»
- Какого цвета было копытце у козленка в сказке? (серебряное)
- Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)
- Продолжите название сказа П.П. Бажова Огневушка… (Поскакушка)
- Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)
- Сколько веточек было на рожках у козлика в «Серебряном копытце» (по пять)
- Как звали кошку у Даренки? (Мурёнка)
Релаксация. «Спящая Мурёнка».
Представьте себе, что вы весёлые, озорные кошки Мурёнки и коты Мурчики. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 раза).
- Третья страница «Книги сказов»
«Узнай событие и героя сказа»
- Кто сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке
Ударит копытцем- каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка
И смотрит на них из окошка…(Даренка)
- Очень резвая девчушка
На огне повернулась
И в девицу обернулась («Огневушка – Поскакушка»)
- Как звали мальчика который познакомился с Огневушкой – Поскакушкой?(Федюнька)
- В ящерицу превратится
Грозная хозяйка мастерица. («Хозяйка медной горы») - Откуда появлялась Огневушка – Поскакушка?(Дым, огонь)
- Нужно вспомнить сказ опять
Не про зверя, не про птицу.
Про шкатулку… в ней храниться
Изумруд, агат, берилл,
Лазурит и малахит. («Малахитовая шкатулка»)
- Козлик этот не простой
Удивит он нас с тобой.
Правое копытце
Словно серебро искрится. («Серебряное копытце»)
В сказах П.П. Бажова все дети очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
Правила игры
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»(расширяют их) .Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
- Четвертая страница
«Книги сказов»
Игра «Потеряшка»
- Шкатулка - «Малахитовая шкатулка» (подарок хозяйки медной горы Степану)
- Узелок - «Серебряное копытце» (Узелок Даринки с вещами)
- Пуговица - «Малахитовая шкатулка» (Подарок Танюше от малахитницы)
- Платочек - Огневушки - Поскакушки
- Бусинки - Слезы Хозяйки медной горы
- Пятая страница «Книги сказов»
«В стране самоцветов»
Скажите, ребята, а что появлялось на том месте, где козел
бил копытцем? (ответы детей)
- На столе самоцветы. Дети рассматривают камни. Какие камни вам знакомы? Что вы можете о них сказать?
- Шестая страница «Книги сказов»
Путешествие «В мастерской Данилы мастера»
А теперь хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашаю вас в мастерскую. Я хочу предложить смастерить что- то.
Но сначала узнайте из какого сказа эти строки? «Ну парень видит- делать нечего. Подошел он к ней, а она рукой маячит. Обойди-де руду- то с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок тут не числено. Одни, например, зеленые, другие голубые…» (ответы детей)
Правильно это сказ «Медной горы Хозяйка», Давайте займем места и смастерим таких разных ящерок. Но для начала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Огневушка – Поскакушка»
1, 2, 3, 4, 5 – (Загибаем пальцы, начиная с
большого пальца)
Будем сказку мы читать, (Сжимаем и разжимаем
пальцы)
Огневушка – Поскакушка, (На каждое слово
поочередно соединяем все
пальцы с большим)
Очень резвая девчушка!
Покружилась, повернулась,
И девицей обернулась!
Звучит музыка. Дети выполняют работу.
Стеша: По душе мне ваши ящерки, молодцы! Я хочу вас поблагодарить за совместное путешествие по страницам «Книги сказов».
А за то, что вы так хорошо знаете творчество П.П. Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков самоцветов), и говорю вам до свидание.
Воспитатель: Ребята, о каком сказочнике мы с вами сегодня говорили?
Что он написал?
Какие сказы вы запомнили?
Чем они вам понравились?
Есть у вас желание еще больше узнать о П.П. Бажове?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Осень»
Занятие по лексической теме: "Осень"...
Конспект НОД в старшей логопедической группе "Путешествие в деревню "Сказкино""
Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР - III уровня....
Конспект НОД в старшей логопедической группе "Путешествие в зимний лес".
В данном конспекте представлены игровые задания на развитие словарного запаса, образование родственных слов, слогового деления, звуко-буквенного анализа на тему: "Зима"....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну транспорта"
Конспект занятия в старшей логопедической группе....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами"
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в лес за грибами" составлен для обогащения знаний детей о грибах. Занятие поможет разобраться детям в том, что не все гриб...
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры уральского края через творчествоП.П. БажоваЗадачи:образовательные:Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;Систематизировать...
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну Шепляндию"
Это итоговое открытое занятие для автоматизации шипящих звуков....