«Структура коррекции звукопроизношения».
методическая разработка по логопедии
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Вовремя не выявленные и не устраненные недостатки произношения закрепляются, становятся стойкими и отрицательно сказываются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, затрудняют его общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению как устной, так и письменной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_portala.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
«Структура коррекции звукопроизношения».
Последние десятилетия характеризуются стойкой тенденцией к увеличению числа детей с различными нарушениями здоровья, в том числе и с речевыми нарушениями. Поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.
Особенно часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, т.к. ребенку-логопату необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль не только за собственной речью, но и речью окружающих.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Вовремя не выявленные и не устраненные недостатки произношения закрепляются, становятся стойкими и отрицательно сказываются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, затрудняют его общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению как устной, так и письменной речью.
Чистота и внятность произношения зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляторного аппарата, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции (языка, губ, челюстей), а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляторного аппарата звуки произносятся смазанно, особенно в речевом потоке, т.к. страдают тонкие дифференцированные движения.
Несформированность или незрелость фонематических процессов вызывает у детей затруднения в выработке звуковых дифференцировок. Это проявляется в замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.
В дошкольном возрасте недостатки развития и формирования речи у детей преодолеваются легче и быстрее. Обучение правильной речи требует систематических, последовательных занятий, которые помогут сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Основной целью логопедической работы является устранение дефектов звуковой стороны речи и формирование навыков правильного звукопроизношения. Это диктует необходимость организации эффективной логопедической коррекционной работы в дошкольных учреждениях.
Важное место при устранении дефектов фонетической стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают специально организованные логопедические индивидуальные занятия. Они являются основной формой коррекционного обучения. Только систематические, последовательные занятия с учителем-логопедом позволят сформировать у логопата определенный динамический стереотип.
Произношение звуков речи- сложный двигательный навык. Поэтому большое место при коррекции дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.
Не менее важным является развитие фонематических процессов: фонематического слуха и фонематического восприятия, игры и упражнения на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать по акустическим и артикуляторным признакам, задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза – важная часть коррекционной работы.
Процесс коррекции звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация и дифференциация.
Постановка звука - это сложный искусственный процесс, создание нового условного рефлекса, иногда с механической помощью.
Автоматизация звука – это введение вновь созданного звука в слова и фразы. Эта работа трудна для нервной системы ребенка и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного произношения к различным типам слогов, слов, словосочетаний, предложений и к различным видам развернутой речи.
Если дефекты произношения были в виде замен или смешения звуков, необходима работа по дифференциации вновь поставленного звука со звуком, которым он заменялся.
Далее произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения различных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов дошкольного учреждения.
Список использованной литературы
1.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление.М.,2005
2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.М.,2010
3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте/ Сост. И. Ю. Кондратенко. М., 2005
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...
Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР
Статья посвящена развитию речи у детей с ЗПР...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...
Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР
данная статья направлена на развитие речи у детей с задержкой психического развития...