Мастер класс Формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР
методическая разработка по логопедии
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_formirovaniya_slogovoy_struktury_slova_doshkolnikov_s_tnr.docx | 328.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс Формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова дидактические игры.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Уважаемые коллеги, внимание на экран. Попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов (слайд).
ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.
2. Объявление темы мастер-класса.
Я хочу чтобы мы с вами вместе тему нашего мастер - класса сформулировали .
Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
МАШИНА - «асина»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелым недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович).
*Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.
Пропедевтику слоговой структурой слов целесообразно начинать в первом периоде обучения с формирования неречевых процессов.
Эта работа проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях.
В ходе индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы.
На фронтальных занятиях работа активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и проходят как организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
4.Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:
Подготовительный этап
Игра «Птичий двор», Колокольчики диск
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Основной этап
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
Упражнения на уровне слогов:
Прежде всего необходимо уточнить артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.
Затем логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Логопед дает детям слова как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.
Разделить страницу на две части. С одной стороны записать букву, с другой стороны поставить черточку. Логопед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставится под черточкой.
3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
4. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
5. Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.
После того, как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданный звук будет находиться в середине слова. Начинают с простых слов (например, коса — при выделении звука с), затем предъявляют слова со стечением согласных (например, марка— при выделении звука р). В начале
подкрепляется соответствующей картинкой.
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Работа на уровне слова
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
Игра «Ромашка»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и посадить цветок в вазу
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: Воспитатель называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Работа над слоговой структурой слов на уровне предложения
- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
5.Рефлексия.
Игры на формирование слоговой структуры слова
Игра «Зайчик»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери слово»
Цель: упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».
Ход игры: детям предлагается выложить слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.
Игра «Слоги и слова»
Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры: детям предлагается собрать пазл, который состоит из картинки, слова и слогов данного слова (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.
Игра «Собери бусы»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах, затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?
Игра «Ребусы» (интерактивная)
Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
Игра «Собери слово»
Цель: упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».
Ход игры: детям предлагается выложить слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук «А» столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук «О» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: Воспитатель называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»
Мастер-класс «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структур...
Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети. 1. Прочтите предложения, которые б...
Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Мастер-класс « Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалис...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры
Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...