"Веселая логоритмика"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Шишко Алеся Евгеньевна

Дополнительная общерзвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_dop.programma.docx202.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Дополнительная

общеразвивающая программа

для детей среднего дошкольного возраста

«Веселая логоритмика»

                                                                                        Составитель: Шишко А.Е.

Полысаево

Управление образования Полысаевского городского округа Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

Дополнительная

общеразвивающая программа

для детей среднего дошкольного возраста

«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

        

Картинки по запросу картинки по логоритмике

Управление образования Полысаевского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Утверждена:

Заведующий

МАДОУ № 3

__________Т.В. Шуварикова

Приказ от 25.08.2017 № 207

Дополнительная общеобразовательная программа для детей среднего дошкольного возраста

«Веселая логоритмика»

Принято на педагогическом совете

МАДОУ № 3

Протокол 25.08.2017 № 1

Составитель:

А. Е. Шишко, учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад № 3»

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Веселая логоритмика» разработана в соответствии                  с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3».

Программа направлена на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием логоритмики.

Программу могут использовать учителя-логопеды, педагоги дошкольного образования.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………..…5 Учебный план………………………………………………………………..… 9 Содержание программы……………………………………………………….11 Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы………...…………………………………...……………. 28 Информационно-методическое обеспечение программы…………………..  29 Приложения…………...……………………………………………………….. 30

Пояснительная записка

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека кусловиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств  выразительности музыки, движения, речи.

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.

Ожидаемые результаты реализации программы

Формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.

Условия реализации программы

Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале,который оборудован зеркалом, музыкальный центр, телевизор, дивиди плеер, набора аудио- и видеозапись для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.  

Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц, детские игрушки, таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам, бубны, погремушки, деревянные ложки.

Занятия ориентированы на детей от 4до 5 лет.

Форма обучения – групповые занятия.

Срок реализации – 1 год.

Режим занятий

Периодичность занятий

1 раз в неделю

Продолжительность занятия

15 минут

Всего занятий

32

Структура занятия

Подготовительная часть

Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть

Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть

Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- артикуляционные упражнения для развития и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Содержание, организация и гигиенические условия проведения занятий соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13. Программу могут использовать учителя-логопеды, педагоги дошкольного образования.

Учебный план

№ п/п

Раздел

Количество

занятий

1

Вокальное  музицирование

7

2

Речедвигательныеигры  и  упражнения

18

3

Танцевально-ритмические упражнения

7

Итого:

32

Тематический план

Тема

Количество занятий

1

«Поющий мяч»

1

2

«Волшебный клубок»

1

3

«Белка»

1

4

«Мыльные пузыри»

1

5

«Чудо домик»

1

6

«Маленькие и большие ножки»

1

7

«Телеграф»

1

8

«Гудок»

1

9

«Повтори-ка»

1

10

«Ветер, ветер»

1

11

«Чудак»

1

12

«Кричалки»

1

13

«Муравейник»

1

14

«Щи из топра»

1

15

«Загадки»

1

16

«Мимическая зарядка»

1

17

«Что? Где?»

1

18

«Черепаха»

1

19

«Вверх вниз»

1

20

«Ласковая кисточка»

1

21

«Мать и дитя»

1

22

«Лес»

1

23

«Иголочка»

1

24

«Кто же это?»

1

25

«Ветер и ветерок»

1

26

«Переходы»

1

27

«Не зевай»

1

28

«Регулировщик»

1

29

«У ребят порядок строгий»

1

30

«Хоп»

1

31

«Хоп»

1

32

«Весельчак»

1

Итого:

32

Содержание программы

1 занятие

Тема: «Поющий мяч»

Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь.

2 занятие

Тема: «Волшебный клубок»

Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.

Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.

Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.

3 занятие

Тема: «Белка»

Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.

Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок,

Ти-ти-ти-ти-та-та

Да орешки щелк, щелк.

Ти-ти-ти-ти-та-та

Кто же это? Отгадай!

Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та

Это белка, так и знай!

Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та

4 занятие

Тема: «Мыльные пузыри»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.

5 занятие

Тема: «Чудо домик»

Дидактические задачи: активизация словарного запаса по теме «Животные», совершенствование музыкально-слуховых представлений.

Игровой материал: сказочный домик, музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник и т.п.).

Музыкальный материал: «Ежик», музыка Д. Кабалевского; «Лягушка», музыка В. Ребикова; «Слон», музыка К. Сен-Санса.

Методика проведения.

Педагог говорит: «К нам на занятие пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь ...»

Педагог показывает на сказочный домик. Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют характерные признаки животных, используя прилагательные. Затем организуется музыкальный диалог животных.

6 занятие

Тема: «Маленькие и большие ножки»

Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной и слухоре-чедвигательной координации.

Игровой материал: краски, бумага, электрический фонарик, ударные инструменты.

Музыкальный материал: «Ножками затопали», музыка М. Раухвергера.

Методика проведения. После разучивания «Ножками затопали» педагог предлагает детям изобразить на бумаге различные длительности в виде следов. Проговаривая текст, дети пальчиками и кулачками создают отпечатки, стремясь добиться ритмического соответствия. Затем партитура озвучиваются различными ударными инструментами.

Аналогично проводится игра с электрическим фонариком. Под темп светового сигнала дети выполняют соответствующие ритмические движения (шаг и бег).

7 занятие

Тема: «Телеграф»

Дидактические задачи: развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.

Методика проведения. Дети стоят друг за другом («паровозиком»). Они по очереди отстукивают ритмический рисунок, заданный педагогом, по спине впереди стоящего. Первый в строю ребенок прохлопывает ритм в ладоши. Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой.

8 занятие

Тема: «Гудок»

Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха.

Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?»

Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»

9 занятие

Тема: «Повтори-ка»

Дидактические задачи: воспитание удлиненного речевого выдоха, развитие просодических компонентов речи.

Методика проведения. Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

Парк...

Парк, слушай...

Парк, слушай песню...

Парк, слушай песню ветра...

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у» (вокальное музицирование с использованием партитуры).

Снег...

Снег скрипит...

Снег скрипит от мороза...

Снег скрипит от мороза: «кгх-кгх-кгх» (звуковая импровизация).

Дождь...

Дождь поет...

Дождь поет песню...

Дождь поет песню осени (ритмическая импровизация с использованием шумовых инструментов).

10 занятие

Тема: «Ветер, ветер»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.

У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.

У Осени — прохладный — с-с-с.

У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

11 занятия

Тема: «Чудак»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.

Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.

Методика проведения.

Педагог читает стихотворение: Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк. Он дует вверх, Он дует вбок, Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

12 занятия

Тема: «Кричалки»

Дидактические задачи: развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение голосового аппарата.

Игровой материал: ударные музыкальные инструменты.

Методика проведения. Перед началом игры педагог просит детей назвать слова по изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговаривать «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.

Первый вариант.

Звучание ударного инструмента сопровождается одновременным проговаривание слов. Громкость произношения определяет сила звучания инструмента.

Второй вариант.

Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина.

Можно разделить детей на группы, поставив одну слева, другую справа от педагога. Таким образом, группы детей будут ориентироваться на левую и на правую руку педагога.

13 занятия

Тема: «Муравейник»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.

Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.

Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось сол-нышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник... »

Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).

«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: "У!"...»

Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.

14 занятие

Тема: «Щи из топора»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений.

Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.

Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.

Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:

«разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;

«раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;

«кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых...»;

«мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;

«резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);

«шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;

«шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.

Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.

15 занятие

Тема: «Загадки»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания, длительности речевого выдоха, интонационной выразительности.

Методика проведения. Речевой материал подбирается в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, тема «Животные». Педагог загадывает детям загадку: «Из кустов шипуля, за ногу тяпуля».

Дети произносят загадку несколько раз в различном темпе, используя всевозможные интонационные оттенки, затем называют отгадку (змея).

16 занятие

Тема: «Мимическая зарядка»

Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций.

Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка,

Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей.

Здесь живет Дразнилка,

Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык.

Здесь живет Смешилка,

Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается.

Здесь живет Страшилка.

Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.

Это носик Бибка!

Указательные пальцы сведены на кончике носа.

А где твоя улыбка?

Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу. Эта же потешка используется для массажа по методу А. А. Уманской [2001].

Здесь живет Хмурилка,

Массируется точка на лбу между бровями;

Здесь живет Дразнилка,

Массируются точки по краям крыльев носа;

Здесь живет Смешилка,

Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком.

17 занятие

Тема: «Что? Где?»

Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.

Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.

Вот глаза у нас какие: Голубые-голубые,

Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза.

Носик — пуговкой у нас,

Указательный палец поста вить на кончик носа, медлен но приблизить к нему глаза.

Брови — ниточкой у глаз.

Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой — левую.

Ушки маленькие,

Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей

Губки аленькие,

Облизываем губы по часовой стрелке.

Щечки, шейка,

Мягкие поглаживания по щекам;

18 занятие

Тема «Черепаха»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса.

Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами.

Шла купаться черепаха и кусала всех со страха: «Кусь-кусь-кусь, Кусь-кусь-кусь. (энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине, медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.)

19 занятие

Тема: «Вверх вниз»

Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, голосового модулирования.

Методика проведения. Дети достают из карманов веревочки и повторяют за логопедом слова и движения:

Вверх змея, вниз змея. И еще, еще разок (попеременно обводят веревкой каждый палец — сверху, снизу (от указательного и обратно)).

А теперь наоборот, вот змея назад ползет (затем сворачивают веревочку в клубок, озвучивая свои движения (пропевая гласную «у»)).

20 занятие

Тема: «Ласковая кисточка»

Дидактические задачи: снятие мышечного напряжения, развитие координации движений и речи.

Игровой материал: беличьи кисточки по количеству детей. Методика проведения. Дети сидят на полу или стульях полукругом и вместе с педагогом проговаривают текст, «раскрашивая» пальчики. Затем педагог опрашивает каждого ребенка, в какой цвет кисточка выкрасила его пальчики (экспресс-диагностика эмоционального состояния).

Вышла кисточка гулять, Стала пальчики считать:

Педагог раздает кисточки детям.

Раз — большой,

Два — указательный,

Три — средний,

Четыре — безымянный,

Пять — мизинец.

Ребенок проводит кисточкой сверху вниз по каждому пальцу и произносит текст.

Здравствуйте, здравствуйте!

Вращает кисточку между ладонями.

21 занятие

Тема: «Мать и дитя»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звукослоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «Животные и их детеныши».

Игровой материал: карточки с изображением домашних животных.

Методика проведения. Педагог читает стихотворение, а дети договаривают окончания фраз.

22 занятие

Тема: «Лес»

Дидактические задачи: активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной памяти, артикуляционной моторики.

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь, лес с нами разговаривает: «У-у-у» — встревожился лес, «О-о-о» — удивился лес, «А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли). Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения чистоговорки.Дети поют на одном звуке:

Са-а-а —в лесу бегает лиса.

Дети изображают лису, используя мягкие движения рук.

Со-о-о — еж свернулся в колесо.

Изображают ежа, делают руками «моталочку».

Бу-у-у — сидит ворон на дубу.

Под музыку на сильную долю передают игрушку ворону по кругу.

23 занятие

Тема: «Иголочка»

Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, координации речи и движений.

Методика проведения. Дети стоят в парах лицом друг к другу и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного из них были обращены к ладоням другого. Первый ребенок держит ладони неподвижно, другой произносит слова игры, вращая указательными пальцами перед ладонями другого игрока:

Ах, иголочка-иголка, Ты остра и тонка. Ой!

На последних словах говорящий ребенок «укалывает» ладошки партнера, который должен поймать его палец. Затем игроки меняются ролями. Игра может проводиться в двух кругах: внешнем и внутреннем. После слова «ой!» дети, стоящие во внутреннем круге, переходят к следующему партнеру.

24 занятие

Тема: «Кто же это?»

Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, памяти, активизация словарного запаса по заданной лексической теме.

Игровой материал: таблица с изображениями зимующих птиц, птичьи силуэты из бумаги.

Методика проведения. Дети стоят в кругу. Педагог держит в руках вырезанный из бумаги силуэт птицы и спрашивает: «Может быть, это синица?»

Дети: «Может быть, это и синица» (утвердительная интригующая интонация) .

Затем педагог отдает силуэт следующему ребенку, который тоже задает вопрос группе, используя название другой зимующей птицы. Таким образом, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. После вопроса последнего ребенка педагог предлагает рассмотреть таблицу с изображением зимующих птиц, выбрать соответствующую силуэту птицу и «оживить» ее с помощью звукоподражаний (цвинь-цвинь, тук-тук, кар-кар, чик-чирик, гули-гули).

25 занятие

Тема: «Ветер и ветерок»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений.

Игровой материал: деревянные палочки (прутики).

Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.

Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой.

Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок».

Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой.

26 занятие

Тема: «Переходы»

Дидактические задачи: воспитание наблюдательности, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.

Методика проведения. Педагог просит детей представить, что подул сильный ветер (дети и педагог голосом подражают звуку ветра: у-у-у) и сдувает тех, у кого надеты голубые колготки или у кого светлые волосы и т.д.

Те дети, у которых светлые волосы или у кого надеты голубые колготки, меняются местами.

27 занятие

Тема « Не зевай»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики.

Методика проведения. Дети перебрасывают друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог.

Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

Облако ... плывет!

Костер ... разгорается!

28 занятие

Тема: « Регулировщик»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Игровой материал: свисток.

Музыкальное сопровождение: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера.

Методика проведения. Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

29 занятие

Тема: «У ребят порядок строгий»

Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

руки перед собой округлые — в круг,

руки в стороны на уровне плеч — в шеренгу,

две вытянутые перед собой руки — в колонну.

30 занятие

Тема: «Хоп»

Дидактические задачи: развитие произвольности внимания, чувства темпа и ритма.

Методика проведения. Дети сидят в кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.

Хоп!

По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Основная задача — не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда «Хоп!» должна застать ребенка за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться — кто из них должен сделать следующий хлопок.

31 занятие

Тема «Птичий гомон»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы.

Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева.

Методика проведения. Каждый ребенок выбирает себе название птицы, в образе которой он будет играть. Под музыку все дети (птицы) исполняют знакомые танцевальные движения. По окончании музыки звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем каждый ребенок, стоя на месте, поет «песню» своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», «цвинь-цвиринь», «уить-уить», «ку-ку».

32 занятие

Тема: «Весельчак»

Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой.

Игровой материал: мяч, ежик (игрушка, о которой дети рассказывают в стихотворении).

Методика проведения. Педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Ты катись, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот станцует танец нам.

Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.

Критерии, показатели результативности освоения программы и

уровни освоения программы

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить уровень речевого развития детей в процессе логоритмических занятий.

Индивидуальная педагогическая диагностика проводится с использованием методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста (Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.). Приложение 1

Фиксирование и анализ результатов педагогической диагностики осуществляется в сводной таблице результатов обследования детей. Сводная таблица позволяет определить уровни освоения программы и проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении года. Приложение 2.

Информационно-методическое обеспечение программы

  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. . Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
  4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
  5. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика”
  7. Лапшина А.Е. “Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации) ” - Красноярск, 1997.
  8. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;

Приложения

Приложение 1

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
  • Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
  • Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
  •         Обезьянкой быть хочу,
  •         Что покажешь, повторю.
  • - Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
  • - 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
  • Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Приложение 2

Сводная таблица результатов обследования детей

Группа № ______                                        Дата обследования:____________________

п/п

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселая логоритмика

Движение и правильная речь-залог здоровья и успеха!...

«Веселая логоритмика»

Познавательное-речевое развитие дошкольника через логоритмику...

Презентация "Веселая логоритмика "

Презентация для детей среднего дошкольного возраста...

Веселая логоритмика Котик

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками. Ежедневное выполнение различных по своему характеру логоритмических у...

План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...

План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе...

Конспект занятия "Веселая логоритмика"

Целью данного занятия является развитие у детей общей и мелкой моторики, слухового внимания, физиологического дыхания....