Добуквенный период обучения грамоте
статья по логопедии
Обучению грамоте всегда предшествует добуквенный период. Давайте сделаем с Вашим ребёнком 12 шагов к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobukvennyy_period.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Добуквенный период.
Двенадцать шагов к обучению грамоте.
Обучению грамоте всегда предшествует добуквенный период. В это время малыша готовят к обучению грамоте. Давайте сделаем с вашим малышом двенадцать шагов к обучению грамоте.
Шаг 1
Развиваем зрительное восприятие и внимание
Проверьте, сможет ли малыш сложить из счетных палочек по образцу и описанию следующие фигуры: треугольник, квадрат, стул, дерево, елку, дом, лестницу.
Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте упражнение несколько дней подряд. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом попробуйте объяснить, что нужно выложить из палочек. Справится ли он с конструированием изображений по описанию? Когда он будет легко справляться с этим заданием, делайте следующий шаг.
Шаг 2
Развиваем зрительное восприятие и внимание, навыки ориентировки, знание цветов и геометрических форм
Нарежьте из цветного картона разные по размеру геометрические фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить: домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку…
Шаг 3
Развиваем зрительное восприятие и внимание, мышление, мелкую моторику
Следующим шагом станет складывание разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными. Сначала складывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они развивают не только зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, мелкую моторику.
Шаг 4
Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух
Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки. Поиграйте с малышом в игру «Что звучит?». Покажите ребенку звучащие предметы и игрушки (не более четырех-пяти): погремушку, пищалку, дудочку, колокольчик, свисток. Пусть он сам попробует производить звуки с помощью этих предметов. Спрячьте звучащие предметы за ширму и производите ими звуки, пусть малыш пробует узнавать эти предметы.
Шаг 5
Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух
Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке или гремите погремушкой, если у него завязаны глаза? Пусть показывает рукой туда, откуда слышится звук. Спрячьте в комнате громко тикающие часы, звенящий будильник или звонящий телефон. Пусть ребенок найдет их, ориентируясь на звук. Если ребенок все это делает с легкостью, делайте следующий шаг.
Шаг 6
Развиваем слуховое восприятие и внимание, речевой слух
Вырежьте из цветной вкладки картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У!» Девочка укачивает куклу: «А!» Мишка рычит: «О!» Лошадка ржет: «И!»
Картинки можно заменить соответствующими игрушками. Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Объясните, что мы слышим ушами разные звуки. Шум ветра, вой метели, гудение самолета - это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра - это тоже звуки. Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки.
Шаг 7
Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу предложений
Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть малыш рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам. Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным.
Шаг 8
Формируем навыки слогового анализа и синтеза слов
Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та. Делайте это вместе с малышом. Расскажите, что в слове столько слогов, сколько раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь.
Шаг 9
Формируем навыки звукового анализа и синтеза
Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка — [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей — [ау], из звуков [и] и [а] получается песенка ослика — [иа]. Поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки, предложите ему следующие задания:
• Если я спою [а], а потом [у], что получится?
• Я пою: «Иа!» Какой звук я пою сначала, а какой потом?
• Спой: «Уа!» Какой звук ты поешь первым, а какой вторым?
Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:
• Какой звук я тяну в начале слов аист, утка, ослик, иглы?
• С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?
А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?
• Какой звук ты слышишь в начале слов арбуз, апельсин, абрикос?
• С какого звука начинаются слова удочка, улитка, уроки?
Объясните ребенку, что звуки [а], [у], [и], [о] — гласные. Гласные звуки произносятся легко (во рту нет никакой преграды), поэтому их можно петь. Сразу же можно ввести обозначение гласных звуков — красный кружок.
Шаг 10
Формируем навыки звукового анализа и синтеза
Теперь пора рассказать малышу о согласных звуках. Это такие звуки, которые нельзя петь, потому что во рту при их произнесении есть преграда (препятствуют прохождению воздуха язык, губы, зубы). Это такие звуки, как [п], [т], [к], [м]. Мы будем обозначать их синими кружками. Затем можно начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. Спросите ребенка, каким звуком оканчивается каждое из этих слов.
Итак,
- приступать к обучению грамоте стоит только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Не забываете ли вы почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день? Нельзя принуждать ребенка к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
- обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие не только малышу, но и вам, поэтому для занятий понадобятся различные игрушки, кубики, любой строительный конструктор, пластилин, яркие разноцветные шнурки, цветные карандаши и фломастеры, магнитная доска и магнитная азбука, предметные и сюжетные картинки. Для выкладывания букв неплохо бы иметь морские камешки, каштаны, желуди, разноцветные пуговицы. Малыш должен каждую букву не только увидеть, но и сложить, потрогать ее руками.
- не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам ребенка, подбадривайте его и не забывайте хвалить: «Умница! Молодец! Отлично! Ты меня порадовал!»
- ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и другими буквами, если он пока не освоил правильного произношения этих звуков. Это может спровоцировать нарушения письменной речи - дисграфию, которая часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка при изучении русского языка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план логопедических занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, обучению грамоте, связной речи с детьми 6-7 лет. I период обучения. (октябрь-декабрь), 38 ч.
Тематический план предназначен для работы в логопункте ДОУ для детей с ОНР...
Календарный тематический план непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год 1 период обучения /сентябрь-декабрь/
Разработала план НОД по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на 1 период /сентябрь-декабрь/на 12 недель -24 занятия...
Периоды обучения грамоты
Сравнение различных программ...
Периоды обучения грамоты
Сравнениенескольких программ...
Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте
Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....
Обучение чтению в добуквенный период.
Многие полагают, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу, умея читать, потому что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.Но из знания алфавита, чтение не рождается автоматически.Пок...
Дидактические упражнения в период обучения грамоте
Дидактические упражнения в период обучения грамоте...