Презентация "Развитие образной речи дошкольников в условиях логопедического пункта"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
При работе над образностью речи в период автоматизации звуков, используются упражнения и задания, которые знакомят детей с многозначностью слов, их переносным значением, с поэтическими метафорами и сравнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznoy_rechi_doshkolnikov_v_usloviyah_logopedicheskogo_punkta.pptx | 355.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЧЬ – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи. Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.
Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения - это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.
Для лучшего восприятия текста ребенка нужно научить создавать ассоциативный, эмоциональный образ слова, научить «переживать» его в воображении. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
При работе над образностью речи в период автоматизации звуков, используются упражнения и задания, которые знакомят детей с многозначностью слов, их переносным значением, с поэтическими метафорами и сравнениями.
Задание для обучения ребенка сравнению. Подбор слов отвечающих на вопросы: какой? какое? какая? какие ? Шар – легкий, а гиря (тяжелая). Лебедь (белый), а ворона (черная). Тропинка (узкая), а дорога (широкая). Друзья (добрые), а враги (злые). Подобрать глаголы – слова, отвечающие на вопрос: что делает? Воробей чирикает, а ворона (каркает). Заяц прыгает, а ласточка (летает). Червяк ползает, а рыба (плавает). Тигры рычат, а комары (пищат). Сороки трещат, а соловьи (поют). Игра «Путаница» (исправить глаголы в словосочетаниях) Ворона зачирикала.(Ворона каркает) Заяц летает.(Заяц прыгает) Комары рычат. (комары пищат)
Поэтическое сравнение Ночь приближалась и росла, как грозная туча. Река стояла неподвижным темным зеркалом. И. Тургенев Глаза у волчицы светились, как два огонька. А. Чехов Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя. А.С.Пушкин. С чем сравнивается ночь ? (С грозовой тучей.) Какая бывает грозовая туча? (Черная, большая, страшная.) С чем сравнивается царица? (С зарей.) Какая бывает заря? (Яркая, красивая.) Какое бывает зеркало? (Гладкое, в него можно смотреться.) С чем сравниваются глаза волчицы? ( С огоньками.) Как светятся огоньки? (Ярко.) Предложить ребенку повторить поэтические сравнения. Вопросы к текстам:
Метафора это тоже сравнение, но скрытое. Она основана на сравнение предметов. Метафоры встречаются в повседневной речи, например: работа кипит, глаза горят.
Знакомство детей с переносным значением слов. Золотые серьги - золотые руки. Железный крюк - железная воля. Свежее пирожное – свежий журнал. Сладкий пирог – сладкий сон. Знакомство детей с метафорами, которые стали терминами – названиями каких-либо предметов. Ножка стула – ножка куклы. Спинка кресла – спинка малыша. Шляпка гриба – мамина шляпка.
Употребление метафоры как сравнения, для большей выразительности , для создания настроения. (объяснить что одно предложение написано писателем, а другое услышано в разговоре) «Надо мной звенит лес, отряхая с зеленых лап капли росы». (М.Пришвин) В школе громко звенит звонок. «Отговорила роща золотая». (С.Есенин) Федор отговорил урок и сел за парту. «Улыбнулась солнцу сонная земля». (С.Есенин) Сонная девочка улыбнулась маме. «Разгорелся день веселый». (В.Лебедев-Кумач) У нас разгорелся костер.
Ознакомление со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками-шутками. Облетели листья клена, Клен от холода дрожит , На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. Не цветы, а вянут, не ладошки, а хлопают, не белье, а развешивают. (Уши) Его вешают, когда очень грустно; задирают, когда зазнаются, всюду суют, когда вмешиваются в чужие дела. (Нос.)
Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнешь. Тише едешь – дальше будешь. Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час. Гнаться за двумя зайцами. (Делать два дела одновременно) Как с гуся вода. (Все нипочем) Не разольешь водой. (Очень дружно.)
А.Барто сказала: «Словесная игра приучает ребенка любить слова, понимать душу слова». Несомненно игры со словом, образно-речевые игры помогают детям по-новому взглянуть на знакомые и ставшие давно уже привычными вещи, учат быть внимательными и наблюдательными, красиво и правильно говорить.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Использование проектов в работе с родителями в условиях логопедического пункта ДОУ .
Для чего нужны проекты в работе учителя - логопеда?• Они дают возможность активизировать речевую деятельность детей. • Помогают в оптимизации коррекционного процесса....
ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»
Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...
Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи в условиях логопедического пункта
Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы. В ...
Особенности логопедического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях логопедического пункта
Особенности логопедического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях логопедического пункта...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...