ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2019-2020 год
учебно-методический материал по логопедии
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 4» пгт. Кокуй Сретенского района
План по самообразованию учителя-логопеда первой квалификационной категории
Злобиной Анастасии Анатольевны
Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»
Кокуй 2019 г.
Обоснование выбранной темы.
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. ИКТ Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.
Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:
- Мониторинг
- Совместно-практическая деятельность с детьми
- Досуговая деятельность с детьми
- Работа с родителями
- Обмен опытом
Отслеживая результаты детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:
- Звукопроизношение
- Просодика
- Фонематика
- Лексика
В своей работе частично использую такие компьютерные игры, как: Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием звукопроизношения.
План изучения темы.
1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого - педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в ДОУ
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Проработанная литература:
1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г
2. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
6. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.
8. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. – 60с.
10. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся» Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.
11. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. — №
12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), с. 283-285. 13. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” //
Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.
Коррекционно-развивающие игры с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.
Позволяют:
• повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http:// http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles
«Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» | ||||
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1 | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | систематически | Прочтение учебно-методической литературы, просмотр курса видео-уроков по созданию анимации, изучение опыта других педагогов, интернет-ресурсы. |
2 | Прогности ческий | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Сентябрь 2019г. | Развивать свободное владение компьютерными и цифровыми технологиями. |
3 | Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | 2019-2020 гг. учебный год Декабрь 2019 г. Февраль 2010 г. | Внедрение на занятиях элементов анимации, грамотное использование полученных материалов. Работа с родителями: Сообщение «Плюсы и минусы в общении с компьютером» Памятка «Правильное использование компьютера ребенком» |
4 | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работ. | Май 2019 г. | Демонстрация анимационных презентаций, созданных для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий |
5 | Внедренческий | Распространение опыта работы | Январь-март 2020 г 2019-2020 г. учебный год |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год
Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...
План по самообразованию 2019-2020 уч.год
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...
Самообразование 2019-2020 учебный год
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию 2019-2020 уч.г.
Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....
План самообразования 2019-2020
План самообразования на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников"...
- Мне нравится (3)