Парциальная программа " Смотри, как я умею
рабочая программа по логопедии

Крупенченкова Татьяна викторовна

Программа проводится с детьми подготовительного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска  «Детский сад № 100 « Капитошка»

630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной 47

тел.: 8(383) 246-21-00, 246-20-73

e-mail: ds_100_nsk@nios.ru

                                                                                       

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей 2019»

Номинация « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в ДО»

Программа

Смотри, как я умею!

Речевое развитие детей 6-7 лет

 

                                                               Автор:                                                  Крупенченкова Татьяна Викторовна,

                                                                                 учитель-логопед первой

                     квалификационной категории

г. Новосибирск

Содержание

 1.Целевой раздел.        

   1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3

   1.2. Цель и задачи  программы………………………………………………………...3

   1.3. Прогнозируемые результаты освоения программы……………………………..4

 1.4. Оценка результатов……………………………………………………………… ….4

 

 2.Содержательный раздел.

    2.1. План реализации………………………………………………………………… 4

    2.2.  Структура НОД…………………………………………………………………  4

  2.3. Примерное календарно-тематическое планирование…………………….............5 

  2.4. Технологии, используемые в программе……………………………………….....7

    2.5. Взаимодействие с родителями…………………………………………………..7

    2.6. Взаимодействие с педагогами…………………………………………………...8

         

   3. Организационный раздел.

    3.1. Материально- техническое обеспечение……………………………………….8

    3.2.Предметно - развивающая среда……………………………………………… ..9

    3.3.Информационно-техническое сопровождение программы……………………9

  3.4. Расписание занятий………………………………………………………………..10

                   

        

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение различных задач воспитания и обучения дошкольника, одной из которых  является формирование предпосылок учебной деятельности. Работая в тесном сотрудничестве с воспитателями, часто  приходится слышать, что многие дети подготовительной группы плохо справляются с заданиями, связанными с мелкой моторикой (рисование, лепка и так далее),  с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше,  над - под, около - внутри. Это связано с одним из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок  пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).          Наблюдения за детьми свидетельствуют, что у большинства детей подготовительной  к школе группы слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. 

    Для более эффективного овладения начальными навыками письма разработана авторская программа «Смотри, как я умею!», направленная  на формирование предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет. Программу реализует учитель-логопед Крупенченкова Т.В.

1.2  Цель:

   Формирование предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет через развитие графомоторных навыков.

Основные  задачи:

 1.Развивать мелкую мускулатуру руки и совершенствовать движения рук.            

 2. Подготовить детей к овладению письмом.

 3. Совершенствовать пространственные представления.

         4.Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.        

         5. Формировать умение  соблюдать гигиенические правила письма.

  1.3.Прогнозируемые результаты освоения программы:

- у детей сформированы предпосылки учебной деятельности;

 - у детей развита мелкая мускулатура руки;

- дети умеют писать вертикальные линии сверху вниз,  горизонтальные слева направо, умеют ориентироваться на листе бумаги;

- дети соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша);

- сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность.                                                                                                                        

1.4. Оценка результатов

         Оценка результатов предполагает итоговое тестирование с использованием:

- наблюдения за детьми в процессе обучения;

- графического диктанта;

- наблюдения за детьми на занятиях в группе.

2. Содержательный раздел

2.1.План реализации

    Данная программа реализуется учителем-логопедом  с сентября по май учебного года с детьми 6-7 лет. Занятия проводятся в подгрупповой форме 1 раз в неделю длительностью 25-30 мин. Количество детей в подгруппе 10-15 человек.

 2.2.Структура занятия:

  - «гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора;

  - разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук  разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной  деятельности;

   - постепенное усложнение  игровой ситуации -  тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию;

 - физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;

    - графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;

   - пальчиковая гимнастика, самомассаж рук – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.

     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника. С учетом программы как вариативной части образования, тематика  занятий и технологии могут меняться логопедом.

2.3. Примерное календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание занятий:

Сентябрь

1-2

Диагностика

3

«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; (обведение и раскрашивание веточки земляники).

4

«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку).

Октябрь

1

Развитие мелкой моторики руки. Штриховка.

2

 Работа по шаблону.  Конструирование с применением компьютерных технологий.

3

 Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Игра с применением набора «Дары Фребеля»

4

 Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).  Игры с использованием образовательной системы «EduQuest.

Ноябрь

1

Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Игра с применением набора «Дары Фребеля»

2

 Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

3

Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», «Узоры по клеточкам» Конструирование с применением компьютерных технологий.

4

Проведение графического диктанта.

Декабрь

1

Завиток. Штриховка дугообразной строчкой. Игра с применением набора « Дары Фребеля».

2

Линия с петлями без отрыва карандаша. Штриховка зигзагами.

3

Ломаный зигзаг. Штриховка крестиками.

4

«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика). Игры с использованием образовательной системы «EduQuest.

Январь

1-2

Каникулы

3

«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

4

«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора). Конструирование с применением компьютерных технологий.

Февраль

1

Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу).

2

Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Игра с применением набора « Дары Фребеля».

3

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). Игры с использованием образовательной системы «EduQuest.

4

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички). Конструирование с применением компьютерных технологий.

Март

1

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика).

2

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). Игры с использованием образовательной системы «EduQuest.

3

Графический диктант.

4

Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). Конструирование с применением компьютерных технологий.

Апрель

1

 Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Игры с использованием образовательной системы «EduQuest.

2

Работа по шаблону в прописи. Игра с применением набора « Дары Фребеля».

3

Штриховка с чередованием прямых и зигзагообразных линий. Конструирование с применением компьютерных технологий.

4

Графический диктант.

май

1

Графического диктант.

2

Закрепление сформированных навыков.

3-4

Диагностика.

2.4. Образовательные технологии и методы реализации программы

- игровые технологии;

- обучающие технологии;

-  упражнения с карандашом. Для освоения основных графических приемов и самоконтроля применяются канцелярские принадлежности: простой мягкий карандаш, цветные карандаши и т.д.;

 - применяются дидактические игры и задания на развитие психических процессов;

-  физминутки, где ребенок должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади - спереди;

- пальчиковые игры и упражнения.  Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук,  (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу и т.д.);

- также для ориентации в пространстве, конструирования букв, развития памяти, внимания и других психических процессов используем компьютерные технологии;

- самомассаж рук и пальчиковая гимнастика;

- использование образовательной системы «EduQuest; 

 - с применением  игрового набора «Дары Фребеля» развиваем мелкую моторику, речь, фантазию и другие психические процессы.

  Направления логопедической работы

1.Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).

2.Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка ит.д.).

3.Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

4.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности. 

 2.5. Взаимодействие с родителями

   Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда,  ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Необходимо взаимодействие с родителями:

- консультации  по развитию мелкой моторики в домашних условиях;

- памятки, методички по развитию мелкой моторики;

- проведение открытых занятий по развитию графомоторных навыков;

- конкурс на лучшую творческую совместную работу с ребенком «Веселая буква» и др.;

-  оформление стенда по теме «Тренируем пальчики».

2.6. Взаимодействие с педагогами

  Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

- рекомендации по подбору  литературы и материала;

- консультации по проведению совместной деятельности с детьми  в направлении развития графомоторных навыков;

- мастер-классы  по проведению  пальчиковых игр и подвижных игр, самомассажа рук;

- памятки, методички по развитию мелкой моторики;

- консультации по использованию образовательной системы « EduQuest »  в работе по развитию психических процессов: внимания, памяти, пространственной   ориентации.

3. Организационный раздел.

3.1.Материально-техническое оснащение

         Кабинет логопеда:

- мобильный компьютер;

- специальные канцелярские принадлежности;

- шаблоны, прописи;

- маркерная доска (для демонстрации написания, начертания);

- компьютерные игры и программы;

- массажные мячики, «Hangam» для рук, масса для лепки;

- образовательная система «EduQuest»;

- настенный  игровой модуль для развития мелкой моторики;

- плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам;  

- массажные мячики разных цветов и размеров;

- мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.);

- игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;

- мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них;

- мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

          Комната познания:

-настенные модули для развития мелкой моторики;

- интерактивная доска «Smart»;

- настольные игровые модули.

          Групповое помещение:

- мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров;

- конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек;

- разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы;

- различные сборные игрушки и схемы их сборки;

- игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки;

- кубики с картинками по изучаемым лексическим темам;

- строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера;

- тематические строительные наборы;  

- нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т.п.);

- небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.);  

- фломастеры, цветные карандаши;

- пластилин;

- доски для рисования мелом, фломастерами.

3.2. Предметно - развивающая среда

   В логопедическом кабинете развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

   В кабинете логопеда  представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте, развитию мелкой моторики и развитию интереса к учебной деятельности.    

   Обязательное оборудование -  настенный и разрезной алфавит150, магнитная азбука , кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п.

     Для развития  графомоторных навыков организован в обязательном порядке центр моторного и конструктивного развития.

     В групповом помещении  развивающее пространство организовано с учетом формирования мотивации готовности к школьному обучению, появления потребности в знаниях и стремлении к их совершенствованию, развития познавательных интересов. В группе есть центры, необходимые для формирования графомоторных навыков: «Учимся конструировать»,  «Учимся строить», «Художественное творчество».

3.3.Информационно- техническое сопровождение  программы.

1. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.

2.Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.

3.Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.

4.Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

5.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.

6.Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.

7. Н.В. Нищева. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе д/с для детей с ОНР». (1 и 2 часть), « Детство-пресс», 2009г.

8. Н.В. Нищева. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе д/с для детей с ОНР». (1 и 2 часть), «Детство-пресс», 2012г.

Компьютерные  программы

Учимся говорить правильно. Развитие речи.

Домашний логопед. Практический курс.

Несерьезные уроки. Развивай свои способности.

Страна Буквария.

Игры для тигры.

Образовательная система  системы «EduQuest».

Скоро в школу. Сборник интерактивных обучающих программ.

Калиграфия


3.4. Примерное расписание занятий

        Примерное расписание учителя-логопеда   по проведению НОД по развитию графомоторных навыков в подготовительной группе:

День недели

Время проведения НОД

Продолжительность НОД

Среда

 1 подгруппа

 2 подгруппа

16.00-16.30

16.30-17.00

                                                                                                           

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка»  Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...