Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы и содержание каждого из учебно-методических пособий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_o.s._ushakovoy_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА О.С. УШАКОВОЙ
«ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО «…часть основной образовательной программы ДОУ, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно…»[1].
В связи с этим, для каждой дошкольной образовательной организации актуальным является вопрос выбора из большого количества парциальных программ программы, наиболее соответствующей запросам и возможностям учреждения.
Парциальная программа Оксаны Семеновны Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» (далее Программа) разработана для детей в возрасте от 3-х до 7 лет (вторая младшая – подготовительные группы).
Четвертое издание Программы переработано в соответствии с ФГОС.
Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ, рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Основные задачи, которые решает Программа:
1) Развивать связную речь дошкольников;
2) Воспитывать звуковую культуру речи;
3) Развивать лексическую сторону речи;
4) Формировать грамматический строй речи;
5) Развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
6) Развивать коммуникативные способности;
7) Развивать эмоциональную сторону речи.
Учебно-методический комплект Программы составляют:
1) Программа развития речи дошкольников.
2) Развитие речи детей 3-5 лет.
3) Развитие речи детей 5-7 лет.
4) Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи (одна книга для всех возрастных групп).
5) Развитие речи и творчества дошкольников.
6) Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников (Данное пособие рассчитано на все возрастные группы и содержит, в том числе, речевые игры для детей с 2-х до 3-х лет).
7) Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей дошкольников.
8) Рабочие тетради по развитию речи детей (в 4-х книгах; для каждой группы).
9) Развитие речи в картинках: демонстрационный материал («Животные», «Занятия», «Живая природа»).
Знакомство с Программой проведем через знакомство с учебно-методическим комплектом Программы.
«Программа развития речи дошкольников»
Содержится большой теоретический материал о закономерностях и особенностях развития речи детей дошкольного возраста.
Подробно раскрываются все задачи, решаемые Программой, относительно каждого возраста.
Содержится перечень основных педагогических приемов развития речи дошкольников, основных форм работы с родителями дошкольников в рамках Программы, основных форм методической работы в рамках реализации Программы.
«Развитие речи детей 3-5 лет»
«Развитие речи детей 5-7 лет»
Подробно раскрывается возрастная характеристика речи детей в каждой возрастной группе.
Содержатся:
1) методические рекомендации по организации:
- специальных занятий с детьми по развитию речи;
- речевых игр;
- периодичности артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- организации индивидуальной работы;
2) подробные конспекты специальных занятий с детьми по развитию речи;
3) диагностические методики для выявления особенностей развития речи дошкольников.
В соответствии с Программой специально организованные занятия по развитию речи организуются в каждой группе 1 раз в неделю; вторая младшая – старшая группа – всего 32 занятия в год, подготовительная группа – 36 занятий в год.
Содержание занятий в каждой группе и от группы к группе строится по принципу усложнения и в соответствии с определенной системой знакомства детей со звуками. Также, содержаний занятий по развитию речи очень часто интегрировано с ФЭМП, с художественно-эстетическим направлением развития детей.
Приложения содержат большинство текстов детских художественных произведений, к которым дети обращаются во время занятий.
Речевые игры реализуются в каждой возрастной группе. Автор Программы рекомендует следующие виды речевых игр и их периодичность:
1) Вторая младшая группа:
- Речевые игры – 1 раз в неделю;
2) Средняя группа:
- Речевые игры – 1 раз в неделю;
- Речевые игры с грамматическим содержанием – 1 раз в неделю;
3) Старшая группа:
- Речевые игры – 1 раз в неделю;
- Речевые игры с грамматическим содержанием – 1 раз в неделю;
- Речевые игры на закрепление представлений о предложении – 2 раза в неделю по 5-7 минут, со 2 полугодия.
4) Подготовительная группа:
- Речевые игры – 1 раз в неделю;
- Речевые игры на закрепление представлений о предложении – 2 раза в неделю по 5-7 минут.
Подробное описание речевых игр различных видов содержится в книге «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников». Большинство предложенных автором Программы речевых игр организуются от лица какой-то игрушки. Много речевых игр организуются на основе чтения детских художественных произведений.
Дыхательную и артикуляционную гимнастику автор Программы рекомендует проводить систематически, в течение 3-5 минут. Содержатся методические рекомендации по правильному проведению гимнастик, но не представлены сами артикуляционные и дыхательные упражнения.
Диагностические методики для выявления особенностей развития речи детей различные для детей 3-5 лет и 5-7 лет; для старшего дошкольного возраста предложен более обширный пакет методик.
Методическое пособие «Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет)» содержит полезные для педагогов методические рекомендации:
- правила рассматривания игрушек во второй младшей группе;
- правила использования наглядного плана при обучению пересказу;
- рекомендации о правильном произношении звуков педагогом;
- информация об актуальных для каждого возраста детей видов речевых игр;
- рекомендации о дифференцированной системе оценки детей;
- правила группового пересказа;
- правила проведения игр на формирование представлений о предложении;
- педагогические приемы исправления речевых ошибок детей;
- педагогические приемы обучения рассказу по картине;
- правила творческого рассказывания.
«Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников»
Игры, предложенные автором Программы, сгруппированы по возрастам и по видам.
Например, игры для детей 4-5 лет:
- игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов;
- игры на словообразование;
- игры на развитие понимания смысловой стороны слова;
- речевые ситуации.
Как правило, игры организуются от лица какой-либо игрушки. Много речевых игр построено на основе чтения художественного произведения.
Данное пособие содержит также речевые игры для детей 2-3 лет.
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
Данное пособие посвящено ознакомлению детей 3-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, малые фольклорные формы).
Содержатся:
1) теоретический материал об ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой;
2) подробные конспекты занятий по ознакомлению детей с художественной литературой;
3) тексты художественных произведений, на основании которых построены занятия.
Всего представлено разработанных занятий:
- вторая младшая группа – 18;
- средняя группа – 19;
- старшая группа – 21;
- подготовительная группа – 26.
Занятия носят комплексный характер и включают сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
Развитие речи в картинках: демонстрационный материал («Животные», «Занятия», «Живая природа»)
Комплект демонстрационного материала (3 набора) рассчитан на все группы.
Рабочие тетради по развитию речи детей
(в 4-х книгах: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет)
Каждая рабочая тетрадь рассчитана на учебный год.
Каждая страница тетради посвящена занятию по развитию речи («Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет)» и представляет собой закрепление материала занятия. Рабочая тетрадь содержит все необходимые иллюстрации, сформулированные вопросы для детей, задания для детей.
Работа в тетради может быть реализована педагогом в ходе индивидуальной работы, может быть рекомендована родителям для работы с ребенком дома.
[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 // [ Электронный ресурс] Правовая система «КонсультантПлюс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со̣сто̣яние̣ про̣бле̣мы влияния сказки на эмо...
Консультация для воспитателей."Дидактические игры экологического содержания для развития речи дошкольников"
Задачи экологического воспитания:- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;- воспитывать чу...
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...
Консультация для воспитателей ДОУ "Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника в условиях билингвизма"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".
Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...
Консультация для воспитателей Тема: «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...
Консультация для воспитателей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для воспитателей "Инновационные и развивающие технологии в развитии речи дошкольников"Воспитатель:Мохова Г.В.Проведено:2021г....