Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)

Формирование фонематического восприятия - это залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. У ребенка важно развивать четкое представление о звуковом составе слова, научить анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. В данной статье предлогаются игры направленные на развитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по формированию фонематического восприятия строится в три этапа. На первом этапе ведется работа по звукопроизношению: воспитанию внимания к звуковой стороне речи, исправлению звукопроизношения, развитию умения детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Ребенок должен научиться осознавать собственное произношение, отработать четкую артикуляцию отдельных звуков. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков. С целью развития внимания к звуковой стороне речи и совершенствования слуховой памяти используются упражнения на повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д. Также на первом этапе детей готовят к анализу звукового состава слов. Внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов. Параллельно материал для закрепления звуков служит для расширения, уточнения словаря, правильному построению предложений. У детей развивают графические навыки. На втором этапе продолжается постановка и закрепление поставленных звуков, детей учат дифференцировать звуки по глухости-звонкости, различать свистящие- шипящие, фрикативные и аффрикаты, плавные и вибранты, мягкие и твердые. Анализ и синтез звукового состава слова пронизывает все занятия. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. На втором этапе идет овладение полным звуко - слоговом анализом односложных, двусложных слов, составляются схемы слов. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков. За это время практически усваиваются понятия «слог», «предложение», «согласные», «звонкие звуки», «глухие звуки», «твердые звуки», «мягкие звуки». В конце второго этапа дети знакомятся с некоторыми буквами. Внимание привлекается к изменению форм слова: по родам, числам, падежам, времени. Дети упражняются в распространении предложения по вопросам, опорным словам. Демонстрациям действий. На третьем этапе идет окончательное закрепление правильного произношения в самостоятельной речи всех ранее поставленных звуков, Дети учатся рассказывать связно, последовательно строить предложения, употреблять слова в нужной грамматической форме, знакомятся с буквами (т.е. письменными обозначениями звуков), учатся сливать буквы в слоги и слова, охватывать зрением одновременно две, три буквы, уяснять значение прочитанного. Обучение чтению тесно связано с обучением письму, дети складывают из разрезной азбуки слова и читают их.

Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А. предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях. Всю логопедическую работу условно делят на шесть этапов. 1 этап- Узнавание неречевых звуков. На этом этапе логопед предлагает детям послушать звуки за окном, в детском саду, определить откуда идет звучание музыкальных инструментов, различать звуки по громкости, звучание предметов, сделанных из разных материалов (дерево, стекло, железо и т.д.), звуками, которые издают разные предметы (крупа в банке, шуршание газеты и др.). 2 этап- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе детей учат узнавать детей по голосу, определять далеко или близко источник звука, различать голоса по высоте. 3 этап- Различение слов, близких по звуковому составу. Детей учат различать правильное и неправильное произношение слов, различению слов квазиомонимов, учить подбирать слова близкие по звучанию. 4 этап- Дифференциация слогов. Детей учат находить лишние слоги среди цепочек слогов, разные по звучанию слоги, похожие по звучанию слоги. 5 этап- Дифференциация фонем. Сначала дети учатся отличать гласные звуки, потом согласные. 6 этап- Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дошкольников учат определять количество слогов в словах, количество звуков в слогах, словах, анализировать звуки и т. д.

Игры  по развитию фонематического восприятия:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Цель: Формирование базы для развития фонематического восприятия.

Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти.

Сюда входят игры : на восприятие неречевых звуков:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами( переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т.д. ) Ребенок должен определить, что он слышит.

Игра «В мире звуков»

Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.

Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»

Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.

Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т.д.)

Игра «Льет или капает»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.

Игры на дифференциацию звучания по темпу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей ( когда логопед быстро стучит в бубен).

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь(ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!»), затем повторяют как дождь идет быстро ( ударяя пальчиком о ладошку: «Кап - как-кап-кап!). Потом меняется темп.

Игры на дифференциацию звучания по ритму.

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.

Игра «Капельки»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.

Игры на дифференциацию по силе звучания.

Игра «Тихо - громко»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игры на дифференциацию голосов по тембру.

Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Дети по голосу узнают своих товарищей.

Игры на дифференциацию по силе голоса.

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко(звучит громко).

Игра «Бом и Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Два гномика поют песенки (слоговые сочетания): Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.

Игра «ветер или ветерок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.

Игры на различение голоса по интонации.

Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.

Игры на дифференциацию голоса по высоте.

Игры « Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.

Игры «Малыши», «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.

Игры на развитие речевого внимания.

Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»

Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.

Логопед называет (показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

направление работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Цель¨     создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...