Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста – залог правильного речевого развития
статья по логопедии

Тюлепаева Эльзана Ранисовна

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.

 Особенности речевого дыхания у дошкольников. 

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюлепаева Эльзана Ранисовна, учитель-логопед МКДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко»

Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста – залог правильного речевого развития

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания ребенка, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. Сегодня я с Вами поделюсь, расскажу об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

  • Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда ребенок пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
  • Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
  • Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.

Как правильно дышать?

При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим какие-либо речевые нарушения.

Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • Короткий вдох через нос;
  • Плавный выдох, воздух выходит через рот;
  • Выдох осуществляется до конца;
  • После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).

Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

  • Формирование правильного выдоха;
  • Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).

Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:

  • Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
  • Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе;
  • Сформировать внятную связную речь;
  • Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

  • Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
  • Все упражнения стоит выполнять до еды;
  • Одежда не должна сковывать движения малыша;
  • Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
  • Вдох должен происходить через нос;
  • Выдох должен быть длинным и плавным;
  • Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
  • Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.

Система работы по постановке диафрагмального и речевого дыхания

Первый этап – это формирование диафрагмального дыхания. На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Длительность постановки – индивидуальна (примерно месяц). В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

Упражнения

Из положения лежа:

«Рыбка» - Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Упражнения «Бегемотик» - работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Упражнение «Бегемотики»

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

Из положения стоя.

Вдох спокойный, плечи не поднимаются. 1. Упражнение «Одуванчики»

Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку сдуть все «парашютики» с одуванчиков. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – «парашютики» сдуваются со всех одуванчиков сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – «парашютики» сдуваются с каждого одуванчика отдельно. Если задание выполнено верно, то тигренок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую.

Второй этап – развитие речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:

  • Звуки, слоги;
  • Отдельные слова;
  • Фразы из двух – пяти слов;
  • Короткие стихотворения.

Упражнения

На уровне звука

Делаем вдох носом и на выдохе произносим:

Гласные звуки«Девочка плачет»: а-а-а-а-а-а; «Паровоз гудит»: у-у-у-у-у

Согласные, хорошо произносимые ребенком звуки:

«Волк воет»: в-в-в-в-в-в-в

Согласные, которые научились произносить, звуки:

«Тигр рычит»: р-р-р-р-р-р-р

На уровне слога; слова; предложения используем следующие игры

 «Часы»

Способствуют развитию силы и длительности речевого выдоха и голоса.

При наличии речевой активности стрелки на циферблате часов начинают двигаться. При прохождении полного круга циферблата из окошка выглядывает кукушка и кукует. Следовательно, можно построить упражнение так, чтобы ребенок произнес фразу или несколько фраз (четверостишье) за определенный промежуток времени, соответствующий полному обороту стрелок на циферблате на одном выдохе

Формирование речевого дыхания обеспечивает ритм, темп, дикцию, голосообразование, правильность речи и звукопроизношение.

Формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков

2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе

3. Выработать четкую и внятную речь

4. Достичь координации дыхания, речи и движений

5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения

На своих занятиях использую следующие упражнения для развития силы и длительности выдоха: «Футбол», «Веселый карандаш», «Фокус», «Волшебные дорожки», «Подуй на снежинку», «Буря» и др.

Таким образом, правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки

Список литературы:

  1. Белякова Л. И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». – М.,2005.
  2. Кочеткова И.Н. «Парадоксальная гимнастика» Стрельниковой. – М.,1989.
  3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», Санкт – Петербург, 2001 г.
  4. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание.1987.
  5. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду», М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста

Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....

Самообразование "Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста"

План работы логопеда над развитием речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Вашему вниманию представлена картотека дидактических   игр  по развитию речевого  дыхания  у детей старшего дошкольного  возраста с ТНР....