Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста – залог правильного речевого развития
статья по логопедии
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тюлепаева Эльзана Ранисовна, учитель-логопед МКДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко» |
Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста – залог правильного речевого развития
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания ребенка, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. Сегодня я с Вами поделюсь, расскажу об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
- Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда ребенок пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
- Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
- Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
- Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с ребенком, имеющим какие-либо речевые нарушения.
Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
- Короткий вдох через нос;
- Плавный выдох, воздух выходит через рот;
- Выдох осуществляется до конца;
- После каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 секунды).
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
- Формирование правильного выдоха;
- Тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
- Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- Увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе;
- Сформировать внятную связную речь;
- Скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
- Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
- Все упражнения стоит выполнять до еды;
- Одежда не должна сковывать движения малыша;
- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
- Вдох должен происходить через нос;
- Выдох должен быть длинным и плавным;
- Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;
- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Система работы по постановке диафрагмального и речевого дыхания
Первый этап – это формирование диафрагмального дыхания. На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Длительность постановки – индивидуальна (примерно месяц). В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
Упражнения | |
Из положения лежа: «Рыбка» - Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. | Упражнения «Бегемотик» - работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой: Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). |
Из положения сидя. Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно. Упражнение «Бегемотики» Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается, То животик опускается. | Из положения стоя. Вдох спокойный, плечи не поднимаются. 1. Упражнение «Одуванчики» Перед ребенком ставится игровая задача: помочь тигренку сдуть все «парашютики» с одуванчиков. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – «парашютики» сдуваются со всех одуванчиков сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – «парашютики» сдуваются с каждого одуванчика отдельно. Если задание выполнено верно, то тигренок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую. |
Второй этап – развитие речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:
- Звуки, слоги;
- Отдельные слова;
- Фразы из двух – пяти слов;
- Короткие стихотворения.
Упражнения | |
На уровне звука Делаем вдох носом и на выдохе произносим: Гласные звуки: «Девочка плачет»: а-а-а-а-а-а; «Паровоз гудит»: у-у-у-у-у Согласные, хорошо произносимые ребенком звуки: «Волк воет»: в-в-в-в-в-в-в Согласные, которые научились произносить, звуки: «Тигр рычит»: р-р-р-р-р-р-р | На уровне слога; слова; предложения используем следующие игры «Часы» Способствуют развитию силы и длительности речевого выдоха и голоса. При наличии речевой активности стрелки на циферблате часов начинают двигаться. При прохождении полного круга циферблата из окошка выглядывает кукушка и кукует. Следовательно, можно построить упражнение так, чтобы ребенок произнес фразу или несколько фраз (четверостишье) за определенный промежуток времени, соответствующий полному обороту стрелок на циферблате на одном выдохе |
Формирование речевого дыхания обеспечивает ритм, темп, дикцию, голосообразование, правильность речи и звукопроизношение.
Формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков
2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе
3. Выработать четкую и внятную речь
4. Достичь координации дыхания, речи и движений
5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения
На своих занятиях использую следующие упражнения для развития силы и длительности выдоха: «Футбол», «Веселый карандаш», «Фокус», «Волшебные дорожки», «Подуй на снежинку», «Буря» и др.
Таким образом, правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки
Список литературы:
- Белякова Л. И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи». – М.,2005.
- Кочеткова И.Н. «Парадоксальная гимнастика» Стрельниковой. – М.,1989.
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», Санкт – Петербург, 2001 г.
- Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание.1987.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду», М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной технологии»
Консультация для родителей...
Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дыхания у детей....
Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста
Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....
Самообразование "Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста"
План работы логопеда над развитием речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Вашему вниманию представлена картотека дидактических игр по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....