Методическая разработка конспекта занятия в старшей логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий. "В гости к голубой фее."
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ловкова Светлана Геннадьевна

Звук Л. Характеристика звука л, произношение в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_l.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему:

"Звук Л". В гости к голубой фее»

Цель: познакомить детей с твердым звуком "л",закреплять правильное произношение звука "л " в слогах,словах и связной речи.

Задачи:

Познавательные:

- познакомить детей со звуком "л"(дать артикуляционную и акустическую характеристики звука)

-учить определять место звука в слове, подбирать звуковые схемы к картинкам.

Коррекционно-развивающие:

-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,

-развивать слуховое и зрительное внимание,

-совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, падежное управление,подбор слов-антонимов)

- развивать фонематический анализ, синтез,

- развивать связную речь

Воспитательные:

-воспитывать стремление к достижению положительного результата,

- воспитывать культуру общения и поведения на занятии

Предварительная работа:

Отработка упр."Парус"с движениями кистей рук, постановка звука "л" на индивидуальных занятиях.

Оборудование:

Конверт с письмом, картинки сказочного Голубого замка, кукла в голубом платье (Голубая фея),картинки с изображением лягушек,картинки цветов(гладиолус,флокс,фиалка,колокольчик,ландыш), предметы голубого цвета(из серии Г.А.Каше)цветовые символы звуков,цветовые домики, схемы звуков,волшебный мешочек, игрушки и предметы со зуком "л", "волшебные" веревочки, демонстрационная буква Л.

Вводная часть

1.Орг.момент: Ребята, какое сейчас время года?(Весна) Как мы радуемся весне? Ветерок весенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Оля, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо! Что в нем написано? "Дорогие дети,приглашаю вас в Голубую страну, где живет мой любимый звук -л. Правительница- Голубая фея."

2.Сообщение темы занятия: Ну что, отправляемся в голубую страну и познакомимся со звуком "л"

3. Характеристика звука "Л"по артикуляционным и акустическим признакам

Но сначала вспомним как произносится звук "Л" Произношение и уточнение артикуляции звука "л" Каким кружочком мы его обозначим?Характеристика звука.

Основная часть:

А поплывем мы с вами в Голубую страну на лодке. Представьте что вы плывете в лодке ,а ваши руки держат весла. Гребем веслами (иммитация движений).

4. Артикуляционная гимнастика с приемом Биоэнергопластики.

А что нужно лодке, чтобы она двигалась быстрее? Парус. Давайте сделаем парус нашими язычками и руками одновременно. (Выполняется упражнение "Парус" синхронно с движениями кисти правой руки).

Ветер парус раздувает

Нашу лодку подгоняет

Раз,два,три,четыре,пять

Будем парус мы держать.

Но вот мы приплыли,а нас встречаютна берегу лягушки, и пока не хотят нас пускать. Послушайте, что они говорят,постарайтесь запомнить.

5. Произношение звука "Л"в слогах

Показывается изображение лягушки,у которой губы чуть округлены - "ЛА-ЛА-ЛА,

- изображение лягушки,у которой губы вытянуты в трубочку-

"ЛУ-ЛУ-ЛУ,

- изображение лягушки,у которой губы округлены в форме овала -"ЛО-ЛО-ЛО,

- изображение лягушки,у которой губы в улыбке, растянуты -

"ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ,

А теперь попробуйте отгадать, что произносит каждая лягушка. Произвольный показ изображений лягушек(ответы детей)

Молодцы, справились с заданием, можно идти дальше. Но что-то не видно Голубой страны. Ах,да, нужно произнести заклинание.

Закройте глаза, произнесите: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

Выставляется картинка Голубой страны. Нас встречает Голубая фея. Давайте придумаем ей имя со звуком "Л".

6. Произношение звука "Л" в словах, падежное управление

Что вы видите в голубой стране? (Колокола,колодец,голубые облака,солнышко,клумбу) А на дереве-...(белку,дятла, дупло).А на клумбе расцвело много...(ландышей,флоксов,гладиолусов,фиалок). Какой звук мы слышим во всех этих словах?

Голубая фея приглашает вас в свой замок.Выставляются картинки голубого цвета.

7. Произношение звука "Л" в словосочетааниях

Здесь все...(голубое).Фея носит...(голубое платье).Спит на...(голубой кровати).Укрывается...(голубым одеялом).Сидит на ...(голубом стуле). Ест из...(голубой тарелки).

8. Развитие связной речи с элементами ТРИЗ

Но что-то Голубая фея невеселая. Почему,как вы думаете? (Ответы детей: Может быть она заболела. Ей грустно. У нее что-то украли. А что нужно сделать,чтобы она выздоровела? Как можно помочь, если ей грустно или что-то у нее украли?)

Ребята, Голубая фея запуталась. Есть несколько заданий, где ей нужна помощь.

9. Определение позиции звука "Л" (начало,середина,конец), развитие фонематического анализа,синтеза.

Итак, вот волшебный мешочек, в котором все предметы со звуком "л". Нужно вытянуть предмет,назвать его и определить где находится" Л "(в начале слова,в середине или в конце и положить к соответствующей схеме.(Дети выполняют задание

А теперь попробуйте подобрать схемы с кружочками соответствующей картинке.

Вспомните ,гласные звуки какими обозначаются кружочками(красными), твердые согласные(синими),мягкие согласные(зелеными).Подбираются схемы к словам: лук,слон,лупа,юла.

10. Развитие слухового внимания

Устали ребята, давайте поиграем в игру "Сделай то что я скажу, а не то что покажу."

Дети выполняют движения по словесной инструкции логопеда, а не то что видят.

11. Подбор слов-антонимов

Дети, у феи есть любимая игра: "Скажи наоборот"

Я бросаю мяч, произношу часть фразы, а вы ее должны закончить словом наоборот.

Тежелоатлет сильный, а дюймовочка ...(слабая),

Березка тонкая, а дуб....(толстый),

Золушка добрая, а Баба Яга ...(злая),

Зайчик летом серый, а зимой...(белый).

12. Знакомство с буквой "Л",конструирование из "волшебных" веревочек.

Голубая фея хочет показать вам свою букву. Вы догадываетесь что это за буква? "Л"

На что она похожа? Давайте пальчиками сделаем букву" Л" А теперь попробуем сконструировать ее из веревочек.

13.Итог занятия

Дети, наше путешествие заканчивается. Голубая фея благодарит вас за то, что вы ее навестили и помогли выполнить задания, дарит вам наклейки. Пора возвращаться.

Литература:

1.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.-М.,1985.

2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. -М.,1998.

3.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. -СПб., 2009.

4.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с Биоэнергопластикой. -М.,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия  с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий @ХОРОШО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ИЛИ КАК ПОТЕРЯЛИ ЗДОРОВЬЕ@

Цель: навыки здорового образа жизни, закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения,развивать познавательный интерес, мысл...