Консультация – практикум для родителей группы компенсирующей направленности по теме: «Развитие речевого дыхания».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Тема: Развитие речевого дыхания.
Цель: Познакомить родителей с практическими приемами по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Задачи:
- пропаганда логопедических знаний среди родителей;
- научить родителей создавать условия для проведения дыхательной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке;
- показать способы и приёмы проведения дыхательной гимнастики;
- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум для родителей группы компенсирующей направленности по теме: «Развитие речевого дыхания».
Тема: Развитие речевого дыхания.
Цель: Познакомить родителей с практическими приемами по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Задачи:
- пропаганда логопедических знаний среди родителей;
- научить родителей создавать условия для проведения дыхательной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке;
- показать способы и приёмы проведения дыхательной гимнастики;
- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики.
Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала,
демонстрационный материал: картинки на дыхательные упражнения, игрушки-самоделки для развития речевого дыхания, литература с комплексами дыхательной гимнастики.
Раздаточный материал: картинки к дыхательным упражнениям, стихотворные тексты к дыхательной гимнастике, трубочки, дудочки, картинки на ниточках.
Ход практикума:
Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Объясните малышу: привычка дышать через рот вредна здоровью. Она нарушает ритм дыхания, рефлекторно ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной
речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.
- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения.
Дыхательная гимнастика
Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка, как базой для правильного развития речи. С детьми полезно проводить ежедневно ( от 2 до 6 мин.) следующие игры:
- Дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых музыкальных инструментах.
- Дуть на привязанные к нитке комки ваты, легких бумажных птичек.
- Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
- Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
- Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.
- Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «Один», затем «Один, два», далее «Один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нем.
Перед игрой ставится какая-то задача, цель и вводится элемент соревнования; «Мой пароход направляется в Москву, а твой – в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.д. Это повышает интерес ребенка к игре. Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: два три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи, обязательно соблюдать правильное дыхание.
Упражнения на дыхание
«Ворона»
Ребенок, сидит на стуле, поднимая через стороны обе руки вверх на вдохе. На выдохе произносит: «К – А – Р –Р» и опускает руки.
«Жук»
Сидя на стуле, руки держит на поясе. На вдохе поворачивает корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. На выдохе произносит: «Ж – Ж – Ж», как летящий в воздухе жук.
«Гуси»
Кроха наклоняется вперед из положения сидя, руки надо поднять до уровня плеч. Выдыхая воздух сказать: « Г- А – А».
«Аист»
Стоя, ребенок изображает аиста – руки подняты в стороны, одну ногу приподнимаем, сгибаем в колени, одновременно делаем вдох. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, произносим звук: «Ш – Ш – Ш».
«Журавль»
Может эта птица прилетела в гости к аисту? Во время вдоха руки малыша поднимаются вверх, на выдохе со звуком « У – У – У» опускаются ( вдоль тела) вниз.
«Полеты»
В заключении малышу предстоит быстро пройти по комнате, взмахивая руками, как будто это летящая по воздуху птица. Заканчивая движения ходьбой с обязательным замедлением темпом.
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане, на половину наполненном водой.
«Ветерок и листья»
Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7 – 10) и укрепите их на палочке, предложите ребенку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.
«Кораблики»
Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.
Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.
Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.
АУ – АУ – АУ- АУ | На елке удод, под елкой енот. |
УА –УА – УА – УА | Аля ахала, а Оля охала. |
ИА – ИА – ИА – ИА | И я иду, и Юля идет. |
АЙ –ЯЙ – ЯЙ – ЯЙ | Это эхо, эхо это. |
ОЙ – ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ | Иголки у елки, |
ТУ – ТУ – ТУ – ТУ – ТУ | Колки иголки. |
БА – БА – БА – БА – БА | У Тани ноты. У Тони боты. |
ФУ – ФУ – ФУ – ФУ – ФУ |
|
ПИ – ПИ – ПИ – ПИ – ПИ |
|
КО – КО – КО – КО – КО |
|
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум для родителей группы компенсирующей направленности по теме: «Развитие речевого дыхания».
Тема: Развитие речевого дыхания.
Цель: Познакомить родителей с практическими приемами по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Задачи:
- пропаганда логопедических знаний среди родителей;
- научить родителей создавать условия для проведения дыхательной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке;
- показать способы и приёмы проведения дыхательной гимнастики;
- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики.
Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала,
демонстрационный материал: картинки на дыхательные упражнения, игрушки-самоделки для развития речевого дыхания, литература с комплексами дыхательной гимнастики.
Раздаточный материал: картинки к дыхательным упражнениям, стихотворные тексты к дыхательной гимнастике, трубочки, дудочки, картинки на ниточках.
Ход практикума:
Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы было легко произнести развернутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Объясните малышу: привычка дышать через рот вредна здоровью. Она нарушает ритм дыхания, рефлекторно ограничивает движение грудной клетки и уменьшает вентиляцию легких. Полное (смешанное) дыхание, в котором одновременно участвуют брюшной пресс, диафрагма и межреберные мышцы, специалисты считают самым здоровым.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной
речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.
- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения.
Дыхательная гимнастика
Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка, как базой для правильного развития речи. С детьми полезно проводить ежедневно ( от 2 до 6 мин.) следующие игры:
- Дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых музыкальных инструментах.
- Дуть на привязанные к нитке комки ваты, легких бумажных птичек.
- Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
- Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
- Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.
- Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «Один», затем «Один, два», далее «Один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нем.
Перед игрой ставится какая-то задача, цель и вводится элемент соревнования; «Мой пароход направляется в Москву, а твой – в Киев. Чей скорее прибудет?» и т.д. Это повышает интерес ребенка к игре. Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: два три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи, обязательно соблюдать правильное дыхание.
Упражнения на дыхание
«Ворона»
Ребенок, сидит на стуле, поднимая через стороны обе руки вверх на вдохе. На выдохе произносит: «К – А – Р –Р» и опускает руки.
«Жук»
Сидя на стуле, руки держит на поясе. На вдохе поворачивает корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. На выдохе произносит: «Ж – Ж – Ж», как летящий в воздухе жук.
«Гуси»
Кроха наклоняется вперед из положения сидя, руки надо поднять до уровня плеч. Выдыхая воздух сказать: « Г- А – А».
«Аист»
Стоя, ребенок изображает аиста – руки подняты в стороны, одну ногу приподнимаем, сгибаем в колени, одновременно делаем вдох. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, произносим звук: «Ш – Ш – Ш».
«Журавль»
Может эта птица прилетела в гости к аисту? Во время вдоха руки малыша поднимаются вверх, на выдохе со звуком « У – У – У» опускаются ( вдоль тела) вниз.
«Полеты»
В заключении малышу предстоит быстро пройти по комнате, взмахивая руками, как будто это летящая по воздуху птица. Заканчивая движения ходьбой с обязательным замедлением темпом.
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане, на половину наполненном водой.
«Ветерок и листья»
Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7 – 10) и укрепите их на палочке, предложите ребенку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.
«Кораблики»
Предложите ребенку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.
Не забудьте, что ребенок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.
Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.
АУ – АУ – АУ- АУ | На елке удод, под елкой енот. |
УА –УА – УА – УА | Аля ахала, а Оля охала. |
ИА – ИА – ИА – ИА | И я иду, и Юля идет. |
АЙ –ЯЙ – ЯЙ – ЯЙ | Это эхо, эхо это. |
ОЙ – ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ | Иголки у елки, |
ТУ – ТУ – ТУ – ТУ – ТУ | Колки иголки. |
БА – БА – БА – БА – БА | У Тани ноты. У Тони боты. |
ФУ – ФУ – ФУ – ФУ – ФУ |
|
ПИ – ПИ – ПИ – ПИ – ПИ |
|
КО – КО – КО – КО – КО |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...
Консультация-практикум для родителей детей, посещающих старшую группу компенсирующей направленности. На тему: «Автоматизация звуков в условиях семьи».
Очень важно, чтобы вы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. «Что значит принять?» - спросите вы. Принять – это сказать ...
Семинар-практикум по развитию связной речи для родителей группы компенсирующей направленности по теме «Весна».
Семинар-практикум по развитию связной речи для родителей группы компенсирующей направленности по теме «Весна».Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими р...
Рекомендации для родителей группы компенсирующей направленности по теме "Насекомые"
Рекомендации для родителей группы компенсирующей направленности по теме "Насекомые"...
Рекомендации для родителей группы компенсирующей направленности по теме "Цветы"
Рекомендации для родителей группы компенсирующей направленности по теме "Цветы"...
Конспект педагогического досуга для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности на тему: «Развитие культурных практик. Конструирование из природного материала. Зайчик и лиса»
Данный конеспект способствует развитию интереса у детей к ручному и художественному труду, как виду творческой деятельности человека....
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происход...