Консультация для родителей группы компенсирующей направленности «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
консультация

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад №163»)

Консультация для родителей

группы компенсирующей направленности

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Воспитатель:

Тупикина Т.В.

Барнаул, 2023 год

Консультация для родителей

группы компенсирующей направленности

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Предлагаю несколько игр, в которые вы со своим ребенком можете поиграть дома.

Картина из пластилина

Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.

Материалы: пластилин, листики с рисунками.

Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Предложите ребенку заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.

Повтори за мной Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания. Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.

Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.

Золушка Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости. Материалы: контейнеры, рис, горох.

Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.

Лесные тропинки

Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.

Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.

Перед ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите, что картон — это лес, а ребенку нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.

Мороженое

Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.

Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.

Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Дайте палочки с лентами ребенку и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.

Наряды для пальчиков

Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.

Материалы: маленькие цветные резинки для волос.

Поставьте перед ребенком контейнер с резинками для волос и предложите надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите ему надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.

Рисунки на крупе

Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.

Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)

Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите ребенку, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите самому попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.

C:\Users\IRBIS\Desktop\скрины\Скриншот 22-10-2023

Начало формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями" Консультация для родителей

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»....

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями«Рука-это инструмент всех инструментов!».        ...