Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением.
картотека по логопедии (старшая группа)
Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
упражнения на координацию речи с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_i_igry_na_koordinatsiyu_rechi_s_dvizheniem.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
упражнения на координацию речи с движением.
Тема: Наш детский сад. Кто работает в детском саду?
«Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший – это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
«Девочки и мальчики»
Девочки и мальчики (Дети кладут руки на пояс.)
Прыгают, как мячики, (Выполняют прыжки на месте.)
Ножками топают, (Ритмично топают.)
Ручками хлопают, (Ритмично хлопают в ладоши.)
Глазками моргают, (Закрывают и открывают глаза (руки на поясе))
После отдыхают. (Опускают руки и наклоняют голову.)
Тема: Игрушки
«Игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши
Куклы Катины сидят: и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочерёдно все пальчики.)
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши
Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.)
Цикл «Игрушки»:
«Слон»
Спать пора! (Дети грозят пальцем)
Уснул бычок, (Наклоняют голову на бок, положив под щеку обе ладони)
Лег в коробку на бочок. (Соединяют ладони и кладут их на стол (на пол) «ребром».
Затем, не разъединяя ладони, тыльную сторону левой
кисти кладут на поверхность стола (пола) – «лёг на бочок»)
Сонный мишка лёг в кровать, (То же – вправо)
Только слон не хочет спать. (Покачивают указательным пальцем правой руки из
стороны в сторону – отрицательный жест)
Головой кивает слон, (Сжимают правую руку в кулак и показывают им, как
слон кивает головой)
Он слонихе шлёт поклон. (Повторяют те же движения левой рукой)
«Мячик»
Наша Таня громко плачет: (Дети сдвигают брови, качают головой, обхватив голову
руками.)
Уронила в речку мячик. (Показывают недоумение и удивление: приподнимают
плечи, брови и разводят руки в стороны.)
- Тише, (Прикладывают указательный палец
Танечка, не плачь: правой (левой) руки к губам. Затем грозят им.)
Не утонет в речке мяч. (Покачивают указательным пальцем правой (левой) руки
- отрицательный жест)
«Мишка»
Уронили мишку на пол, (Дети наклоняются вперед, смотрят на пол, разводят
руки в стороны.)
Оторвали мишке лапу. (Обхватывают голову руками, качают головой.)
Все равно его не брошу, - (Показывает серьезность – сдвигают брови, грозят пальцем)
Потому что он хороший. (Улыбаются. Обхватывают себя руками.)
«Зайка»
Зайку бросила хозяйка, - (Дети соединяют руки перед грудью. Говорят жалостли-
вым тоном, покачивая головой, приподняв брови.)
Под дождем остался зайка. (Раскрывают ладони.)
Со скамейки слезть не мог, (Поворачивают голову вправо - влево)
Весь до ниточки промок. («Сжимаются» - изображают промокшего зайку)
Тема: Наше тело
«Кулачок»
Дети показывают кулачки и говорят:
Вот какой кулачок!
Вот какой круглячок!
А что в этом кулачке?
А что в этом круглячке?
А в нем пальчики.
(Открывают по одному пальчику).
«Зарядка»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем, (Дети сопровождают текст
Мы руки опускаем, соответствующими движениями)
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
Тема: Огород. Овощи.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук
вверх и вниз)
Мы морковку трем, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения
кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в
кулаки.)
«Урожай»
В огород пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками – 3 раза.)
Щавеля нарвём немножко («Рвут».)
И вернёмся по дорожке. ( Идут по кругу, взявшись за руки.)
Тема: Сад. Фрукты.
«Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
«По ягоды»
Мы шли-шли-шли, (Маршируют, руки на поясе.)
Землянику нашли. (Наклонились, правой рукой коснулись носка
левой ноги, не сгибая колен.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют.)
Мы идем искать опять. (Наклонились, левой рукой достали носок
правой ноги.)
Тема: Осень.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и
указательным пальцем.)
«Дождик, лей!»
Дождик, лей, лей, лей (Дети, стоя, поднимают руки вверх и
встряхивают кистями.)
На меня (Прижимают ладони к груди.)
И на людей. (Протягивают ладошки вперед.)
Сядем мы под грушкой (Садятся.)
И накроемся подушкой (Кладут ладони на голову.)
Педагог: - После дождика, смотри,
В лесу выросли грибы.
Тема: Одежда.
«Гномики – прачки»
Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разбирают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки, (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пики –платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
«Помощники»
Дружно помогаем маме, (Встают, наклонившись; руками двигают
Мы белье полощем сами. влево, вправо)
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, (Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)
Наклонились. (Снова «полощут».)
Хорошо мы потрудились (Вытирают руку о руку.)
Тема: Обувь.
«Сколько обуви у нас...»
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и
Сколько обуви у нас. удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Серёжки, по одному пальчику, начиная с большого.)
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Надень тапочки»
Тапочки раскладывают по кругу. Дети под музыку прыгают, танцуют по кругу.
Педагог убирает одну пару. Когда музыка останавливается, каждый ребенок старается надеть тапочки. Кому не хватило – уходит. И так до конца игры.
Тема: Домашние птицы
«Уточка»
Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец)
И середнего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец)
И самого любимого. (Загибают указательный палец.)
«Домашние птицы»
Наши уточки с утра - (Идут по кругу вперевалочку, под-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! ражая походке уток.)
Наши гуси у пруда - (Идут по кругу, вытянув шеи вперёд
Га-га-га! Га-га-га! и отставив руки-«крылья» назад.)
Наши курочки в окно - (Останавливаются, встают лицом в
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру (Встают спиной в круг, вытягивают
Нам споёт: ку-ка-ре-ку! шею вверх, поднимаются на цыпочки.)
Тема: Домашние животные
«Повстречались»
Повстречались два котенка: мяу-мяу! (На каждую строчку соединять поочередно
Два щенка: ав-ав! пальцы правой и левой рук, начиная с
Два жеребенка: иго-го! мизинца. На последнюю строчку пока-
Два тигренка: р-р-р! зать «рога», вытянув указательные паль-
Два быка: му-у! цы и мизинцы.)
Посмотри, какие рога.
«Лохматый пёс»
(Ребенок в шапочке пса сидит на стуле и «дремлет». Остальные дети подходят медленно к нему со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет?
(Дети будят «пса», он просыпается, рычит на них. Дети убегают, а «пёс» их ловит.)
Тема: Дикие животные
«Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки, (Пальчики в кулачок. Выставить вверх
из кустов они торчат. указательный и средний пальцы.
Он и прыгает, и скачет, Ими шевелить в стороны и вперед.)
Веселит своих зайчат.
«Зайка серенький»
Зайка серенький сидит (Дети приседают, держа ладони у головы.
И ушами шевелит. Имитируют шевеление ушками.)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (Дети встают и потирают кисти рук – «греют
Надо лапочки погреть. лапки»)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (Дети прыгают на месте, держа руки на
Надо зайке поскакать. поясе.)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и ускакал.
Тема: Зима. Зимние развлечения.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили. («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;
руки под щёку.)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок)
Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И… сломаем. (Топают.)
Тема: Новый год
«Ёлка»
Елка быстро получается, (Ладони от себя, пальчики пропускаются между
Если пальчики сцепляются. собой (ладони под углом друг к другу). Пальчи-
Локотки ты подними, ки выставляются вперед. Локотки к корпусу
Пальчики ты разведи. не прижимаются.)
«На дворе мороз и ветер»
На дворе мороз и ветер,
на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, (Ребенок потирает руку об руку)
ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки,
мы потопаем немножко: (Ребенок топает ножками.)
топ-топ-топ.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы теперь попляшем. (Ребенок приплясывает)
Тема: 8-е Марта – мамин праздник
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, (Дети выполняют движения по тексту
я всегда ей помогу: стихотворения)
Я стираю, полоскаю,
воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
и ни разу,
И ни разу ни словечка
не скажу.
Тема: Весна
«Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Тема: Наш дом. Мебель.
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке («стол»),
Рядам стульчик у окошка («стул»),
Два бочонка под столом («бочонки» обеими руками).
Вот такой я видел дом («дом»).
«Муха строит новый дом»
Ох, ох, что за гром? (Руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны)
Муха строит новый дом. (Движение руками, имитирующие работу молотком)
Молоток: стук-стук, (Хлопки руками перед собой)
Помогать идет петух. (Руки внизу за спиной, шаги с высоким подниманием
ног, согнутых в коленях.)
Тема: Кухня. Посуда.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга,
хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному,
начиная с большого.)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбилили, (Загибают пальчики по одному,
начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Удар кулачками друг о друга,
Так мы маме помогали. хлопок в ладоши; повторить.)
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на
поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули
Голова на тонкой ножке. над головой.)
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковёр, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Тема: Профессии
труд повара
«Шалун»
Наша Маша кашу варила. (Чертить пальцем круги на ладошке.)
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала, (Загибать пальцы с проговариванием соот-
Этому дала, ветствующих слов.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала. (Пальцами другой руки брать мизинчик и
Он много шалил. слегка покачивать)
Свою тарелку разбил.
«Варим суп»
Эй, ребята! Эге-гей! (Дети хлопают в ладоши)
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту - (Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы
выпрямлены. Поочередно поднимают и опускают
ладони («рубят»)).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку, (Поглаживают пальцами правой руки тыльную
сторону левой ладони.)
Чистим очень ловко,
Мы натрем морковку, (Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки
Красную головку. и поднимают их к плечам. Одновременно опускают
и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом (Стучат по левой ладони ребром правой)
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. (Мелко перебирают пальцами правой руки,
собранными в щепоть («солят»)).
Попробуй, голубчик! (Протягивают обе ладони вперед)
труд врача
«Доктор, доктор, как нам быть?»
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть? (Дети показывают уши.)
Отвечает доктор гневно: (Дети выполняют имитационные движения –
Уши моем ежедневно! моют уши.)
Тема: Наш город. Моя улица.
«Порисуем»
Раз, два, три, четыре, пять (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры,
поочередно разгибая пальцы),
Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону).
Порисуем мы руками (Вращение кистей рук в другую сторону)
Домик - папе (Показ домика из пальцев),
Домик – маме
Этот домик для тебя (Показ указательных пальцев, поднятых вверх –
труба домика).
Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх – маленькая
труба).
Нарисуем сад вокруг.
В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).
В сад пойдем мы погулять
И начнем игру опять (Движение пальчиками по столу – «ходьба»)
Тема: Транспорт
«Лодочка»
Лодочка плывет по речке, (Обе ладони поставлены на ребро, большие паль-
Оставляя на воде колечки. цы прижаты к ладоням (как ковшик).
«Пароход»
Пароход плывет по речке, (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы при-
И пыхтит он, словно печка. жаты (как ковшик), а большие пальцы подняты
вверх)
«Мчится поезд»
Чух-чух! Чух-чух! (Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи
Мчится поезд во весь дух. впередистоящему. Первый ребенок делает круговые
Паровоз пыхтит. движения руками, согнутыми в локтях, и произносит
- Тороплюсь! – гудит - слова паровоза)
Тороплюсь! Тороплюсь!
Тороплюсь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений на координацию речи с движением
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...
Упражнения на координацию речи с движением.
Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по области ПОЗНАНИЕ и КОММУНИКАЦИЯ с использованием пальчиковой гимнастики, игр на развитие мелкой моторики, упражнений на координацию речи с движением, в подготовительной группе.
ВИКТОРИНА: «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ».ЦЕЛь : Формировать грамматический строй речи, ра...
Комплекс упражнений на координацию речи и движения по лексическим темам
Данный комплекс включает в себя упражнения на координацию речи и движения для детей средней, старшей и подготовительной групп. упражнения представлены по изучаемым дексическим темам....
Картотека "Упражнения на координацию речи с движением
В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...
Комплекс упражнений на координацию речи и движения
По лексическим темам...
Сборник физминуток, пальчиковых игр, и упражнений на координацию речи и движения на тему «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Материал для воспитателей, могут использовать в любой деятельности с детьми....