Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mo.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда»
Подготовила:
Учитель – логопед
МАДОУ №36
«Мальвина»
Трофимова А.М.
г. Южно-Сахалинск
2019г.
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физиологического и речевого развития, что заставляет задуматься над необходимостью применения методов и приемов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, а также познавательных процессов. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления воспитанников детского сада. Таким образом применение здоровьесберегающих технологий способствуют оздоровлению всего организма ребенка, создаёт психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовала следующие направления коррекционной работы:
Три направления работы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Коррекционные технологии;
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся различные виды гимнастики:
артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.
Артикуляционная гимнастика – упражнения, способствующие укреплению мышц АА и развитию силы, ловкости и дифференцированности данного органа.
С помощью арт. гимнастики:
-Улучшается кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
Необходимость повторять одно и тоже движение продолжительное время утомляет ребенка, вызывает апатию к занятиям. Поэтому я использую элементы биоэнергопластики, которые создают положительный эмоциональный настрой, способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Метод «Биоэнергопластики» – сочетание традиционных упражнений арт. гимнастики с движениями кистей рук. Данные упражнения помимо развития гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата способствуют развитию координации движений и мелкой моторики, переключения и распределения внимания, саморегуляции, организации и включению детей в работу на занятии, сначала с одной рукой, потом переходят к одновременным движениям двух рук. Здесь главное условие – точное выполнение всех движений (тренировка нижней челюсти, губ, языка).
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Повышается общий тонус ребенка и сопротивляемость, закаленность и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы; развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается лимфо- и кровообращение в легких, деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения
Правильное речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения, и речи в целом, т. к. некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Поэтому применяю дыхательные упражнения на каждом занятии.
Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
Гимнастика для глаз – проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма, глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, является средством профилактики нарушения зрения.
Релаксационные расслабляющие упражнения снимают напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата, развиваются процессы саморегуляции, осознанная двигательная активность.
Психогимнастика учит управлять различными эмоциями и чувствами. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дают возможность самоутвердиться.
К коррекционным технологиям относятся логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности предшествует речевой активности детей. Эти упражнения и игры развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковые гимнастики позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: самомассаж, массаж биологически активных зон.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, в частности речевой зоны, расположенной вблизи с зоной руки, поэтому в работе использую игры по самомассажу рук.
Самомассаж применяется перед или после артикуляционной гимнастики, используется как физкультминутка.
Использование приёмов самомассажа при коррекции звуков помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, т. к. проводится также в игровой форме, подготавливает речевой аппарат, развивает речь.
Ребенок развивается в движении. В связи с этим широко применяю динамические упражнения, паузы, физкультминутки. Они хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).
В планах - продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста
О формировании у детей дошкольного возраста в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"
Занятие направлено на ознакомление детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....
Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»
опыт работы...
Организованная образовательная деятельность "Как быть здоровыми" с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей навыки здорового образа жизни....
Конспект игровой ситуации с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста "Айболит и Мойдодыр"
В младшей группе № 10 прошла открытая организованная игровая ситуация с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий для молодых педагогов нашего МДОУ....
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»
Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о д...
Презентация : "Использование современных здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста»
Использование современных здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста»...