Занятие.Тема :"Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие1
Тема: «Транспорт»
Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация по теме. Закрепление понятий грузовой - пассажирский транспорт. Формирование представлений о видах транспорта. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Оборудование: Доска, альбом “Виды транспорта”, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображением транспорта, мяч, карточка с шифровкой.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Есть – нет».
Посмотрите на свои картинки и сосчитайте транспорт на них. (У меня на картинке два самолёта. У меня на картинке нет двух самолётов, зато у меня есть три велосипеда. У меня нет трёх велосипедов, зато есть один трамвай…)
2. Беседа о транспорте и рассматривание картинок.
Какой транспорт вы видите на этой странице? (Это пассажирский транспорт: троллейбус, автобус, мотоцикл, трамвай). А что вы видите на этой странице? (Это грузовой транспорт: грузовик, самосвал, цистерна, рефрижератор.
3. Работа в тетради№1
Откройте тетради, что вы видите в верхней её части? (Это грузовик) Выполните штриховку кабины и кузова, как показано стрелочками. А потом раскрасьте грузовик как вам хочется.
4. Разгадывание ребуса.
Посмотрите в нижней части страницы написан ребус. Что за слово в нём скрыто? Слог «трам» написан в букве А, а потом написана буква Й.
5. Подвижная игра «На шоссе»
По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.
- Ш-Ш-Ш! –шуршат
спокойно шины.
И шипят со злом уже: Выполняют поворот и продолжают движение.
- Не спеши на вираже!
Ёж с мешком и посошком Наклоняются и идут в полуприседе.
По шоссе идёт пешком.
Над ежом кружится стриж: Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».
-Ты куда же ёж спешишь?
-Прямо в город по шоссе Вновь идут в полуприседе.
Тороплюсь я, как и все.
- Будь дружок настороже, Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».
Не спеши на вираже!
6. Упражнение «Что делает?»
Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будите ловить и говорить, что этот транспорт делает.( Автобус – перевозит пассажиров, мусоросборник –вывозит мусор, снегоуборочная машина- убирает снег, трактор- пашет землю…)
7. Отгадывание загадок о транспорте.
Спозаранку за окошком-
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Это трамвай, он стучит колёсами. У него есть звонком)
Держусь я только на ходу,
А если стану - упаду.
(Это велосипед)
Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда.
(Это троллейбус)
В доме лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
( Это рельсы и поезд)
8. Игра «Шифровка»
Ф К С А |
На этой шифровке спрятано слово название детали машины. Какое это слово? (Фара)
Это слово начинается на Ф и заканчивается буквой А, под красным кружочком спряталась А, а под синим буква Р.
9. Упражнение «Кто лучше всех»
Повторите скороговорку: «Трамвай травмировал троллейбус»
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
ЯНВАРЬ, 2 неделя
Занятие 2
Тема: «Звуки [ш]-[ж], [з]-[ж], закрепление»
Коррекционно-образовательные задачи: Различение звуков [ш]-[ж], [з]-[ж] в словах. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Оборудование: Магнитная доска, карточки – «шифровки», предметные картинки, ”Мой букварь”, рабочая тетрадь по числу детей, цветные и простые карандаши, ведерки, контейнеры с камушками.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Шифровки».
Педагог приветствует детей и раздает им карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета, на доску прикрепляет картинки (жук, жаба, лужа, жбан). Для начала дети рассматривают и называют картинки.
У |
А А |
У А |
А |
Посмотрите на свою карточку, попробуйте отгадать, какое слово-название картинки на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку.
Дети выполняют задание и объясняют, как они расшифровали записи.
(В слове жук всего 3 звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине – гласный звук [у]).
Аналогично объясняют все остальные.
2. Упражнение с мячом «Подбери пару».
Я буду произносить слог или слово со звуком [ш], а вы будете менять в этом слове звук [ш] на звук [ж]: ша (Жа).
Материал: ши, ше, шо, шу, Саша, шар, шить.
3. Работа с тетрадью.
Посмотрите на страничку справа. Соедините картинки с теми буквами, ко-рые есть в их названиях, а потом раскрасьте картинки и буквы.
4. Игра «Составь слова».
Посмотрите на задание в верхней части страницы. Составьте слова из данных слогов (жа, жу, ба, ки, но, ко, жи, жа). (…)
5. Игра «Поможем Жене и Шуре». На доске плоскостные изображения 2 мальчиков, а на столе небольшие
предметные картинки (ножницы, ножовка, лыжи, флажок, шнурки, шапка, машина, чашка).
Это Шура и Женя. Давайте поможем мальчикам разобрать предметы, изображенные на картинках. Жене отдадим предметы со звуком [ж] в названиях, а Шуре – со звуком [ш].
Дети расставляют картинки рядом с изображениями мальчиков и комментируют выполнение задания.
6. Подвижная игра «Качели».
На качели, на качели, Дети встают в пары. Ритмично по очереди приседают и
На качели зайки сели. встают, как бы взлетая вверх и опускаясь вниз.
На качели зайки сели,
Выше облака взлетели,
Выше дома, выше крыши, Расцепляют руки, поднимают их над головой,
Выше, выше, выше, выше! продолжая приседать и вставать.
Раз, два. Раз, два.
Закружилась голова.
Так качались, так летали! Кружатся на месте. Руки в стороны.
Так устала! И упали … Приседают и расслабляются или падают на ковер.
7. Работа по книге «Мой букварь».
Мы с вами учились различать звуки и буквы Ж и Ш, а теперь мы будем различать звуки и буквы Ж и З. прочитайте пары слогов и слов. (…)
А теперь все вместе прочитаем предложение под картинкой. (…)
8. Работа по книге «Мой букварь».
Продолжаем работу по букварю. В нижней части страницы вы видите картинки. Рассмотрите и назовите их. (…) Определите первый звук в каждом слове и соедините каждую картинку с соответствующей буквой.
Дети выполняют задание.
9. Игра-соревнование «У кого больше камушков».
Проведем соревнования. Я разделю вас на 2 команды и дам каждой команде корзиночки. Члены команды будут по очереди подбирать слова, команда мальчиков – со звуком [ж], а команда девочек – со звуком [з], и получать за каждое слово по камушку. Победит та команда, у ко-рой наберется камушков больше.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Дети рассказывают о том, чем занимались на занятии, что им было интересно делать.
Занятие 3
Тема: «Транспорт»
Коррекционно-образовательные задачи: Систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме. Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, предложно-падежные конструкции, образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчинённые предложения со словами потому, что, предложения с противопоставлениями).
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Оборудование: Контейнер с моделями транспорта, картинки “Виды транспорта”, карточки “Домино”, разборное изображение машины.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Придумайте загадки описания о машинах. ( У меня дорожный пассажирский транспорт. Он большой и зелёный. У него есть солон для пассажиров, две двери, много окон, четыре колеса, в салоне стоят мягкие сиденья. Этим транспортом управляет шофёр. Что это?)(Это автобус).
2. Игра «Посмотри и расскажи»
Сейчас мы поиграем с машинками, о которых вы загадывали загадки. Я буду совершать действия с ними, а вы будите комментировать мои действия (Легковая машина едет через мост, а автобус проезжает под мостом; грузовик выезжает из гаража; автобус едет по дороге…)
3. Игра «Выше, ниже, дальше, ближе»
Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Автобус стоит выше, а легковая машина ….ниже.
Фургон стоит ближе, а грузовик стоит …дальше.
Грузовая машина больше, а легковая машина … меньше.
У грузовика кузов шире, а у фургона … уже.
4. Игра «Слоговое домино»
Вы получаете по две карточки, на каждой по две машины. Начнёт тот, у кого в названии машины два слога (так-си, фур-гон; у меня так-си и ав-то- бус…)
5. Игра «Виды транспорта»
Выберите по одной картинке и найдите ей место на игровом поле. Где едет ваш транспорт, почему?( Пассажирский самолёт летит высоко в небе, потому что это воздушный транспорт. Грузовой корабль плывёт в море, потому что… . Пассажирский поезд несётся по рельсам, … . Легковой автомобиль едет по шоссе, … .)
Перечислите весь пассажирский транспорт, а теперь весь грузовой транспорт.
6. Подвижная игра «На шоссе»
По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.
- Ш-Ш-Ш! –шуршат
спокойно шины.
И шипят со злом уже: Выполняют поворот и продолжают движение.
- Не спеши на вираже!
Ёж с мешком и посошком Наклоняются и идут в полуприседе.
По шоссе идёт пешком.
Над ежом кружится стриж: Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».
-Ты куда же ёж спешишь?
-Прямо в город по шоссе Вновь идут в полуприседе.
Тороплюсь я, как и все.
- Будь дружок настороже, Бегут по кругу, взмахивая «крыльями».
Не спеши на вираже!
7. Игра «На заправочной станции»
У нас две автоматические заправочные станции. На первой станции заправляется транспорт в названии которых есть звуки [л] и [л’], на второй – транспорт со звуками [р] и [р’].
8. Игра «Что без чего?»
Посмотрите на машины и скажите без чего они? (Самосвал без колёс. Автобус без дверей. Грузовик без фар.)
9. Игра – соревнование «Кто лучше говорит?»
Повторите за мной:
Об коряги корабль
Все борта поцарапал.
10. Окончание занятия. Оценка детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие. Тема: «Транспорт». Младшая группа
Комплексное занятие в младшей группе. «Транспорт». Цели: Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а так же основные части: кабину, руль,...
Интегрированное музыкально - логопедическое занятие. Тема "Транспорт"
Интегрированное музыкально –логопедическое занятиеТема «Транспорт».Дети под музыку входят в зал и становятся в круг.Ø Музыкальное приветствие «Доброе утро солнце»Муз. рук Ребята, я предлагаю отг...
открытое занятие тема "Городской транспорт"(средняя группа)
Формирование грамматической компетенции у детей 4-5 лет с ОНР(второй уровень речевого развития, второй год обучения)....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе Открытое интегрированное занятие Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»
это занятие проводится с целью обобщить первичные представления у детей о транспорте и его истории...
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Транспорт» (Младшая группа)
Цели: 1. Коррекционно - образовательные:- Расширение и уточнение словаря по теме «Транспорт». Формирование обобщающего понятия транспорт (на уровне понимания). Обучение пониманию про...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Транспорт»
Цель: способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности.Задачи: Образовательная: формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге.Воспитательная: воспитывать у детей...
План-конспект логопедического занятия Тема занятия: “Транспорт”.
План-конспект логопедического занятияТема занятия: “Транспорт”. Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о транспорте.Задачи:-Учить дет...