Работа с неговорящими детьми с РДА
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия коррекционной направленности по развитию речевой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_autistamidokument_microsoft_word.docx | 254.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с неговорящими детьми с РДА
Занятие №1 Тема: «Наше лицо»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме с помощью картинок, напечатанных слов, разрезного алфавита;
Задачи: развивать эмоциональный контакт; слуховое и зрительное восприятие; навыки глобального чтения, общую и артикуляционную моторику.
Ритуал приветствия.
1.Игра «Что это?» (лото)
Цель: уточнить и расширить словарь.
Подобрать картинки и соответствующие надписи. Предварительная работа: разрезать и заламинировать картинки.
Ребенок сидит напротив логопеда
- Покажи где …? (добиваться от ребенка показа указательного жеста «Вот»)
- Дай мне картинку…(Дай мне картинку-язык….)
- А я дам тебе смайлик (конфетку… то, что ребенок любит…)
- У меня есть язык (находит картинку язык и соотносит ее с картинкой «лото»
Лото Разрезать на картинки
Разрезать и сделать карточки
ЯЗЫК | ЗУБЫ | ГУБЫ | ГЛАЗА |
РЕСНИЦЫ | ВЕКО | БРОВЬ | УСЫ |
СКЛЕРА | ЗРАЧОК | ВОЛОСЫ | БОРОДА |
2. Упражнение «Делай это»
Цель: учить выполнять инструкции логопеда.
Попросим ребенка: «Делай это» и одновременно покажем сами. В начале помогаем .При показе движений можно использовать зеркало ( если он сам захочет! )У ребенка может быть негативное отношение к зеркалу). Сядьте напротив ребенка, пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало:
Открыть рот |
|
|
|
Высунуть язык |
|
|
|
Сложить губы вместе |
|
|
|
Постучать зубами |
|
|
|
Подуть |
|
|
|
Улыбнуться |
|
|
|
Сложить губы в трубочку |
|
|
|
Поцелуй |
|
|
|
Упереть язык в верхние зубы |
|
|
|
Прикусить нижнюю губу верхними зубами
|
3. Выполнение артикуляционной гимнастики
Упражнение 1. «Домик открывается»
Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнение 2.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка», «Домик открывается»
Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Стимулировать ребенка на звукоподражания.
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Упражнение 3.
Чередование «Толстячки – Худышки»
Цель: Укреплять мускулатуру щёк.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Вот толстяк — надуты щёки.
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка — щёки впали:
Видно, есть ему не дали.
Упражнение 4 .
«Шарики» Поочередное надувание щёк
Цель: Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щёки дуем-чередуем,
То в одну, а то в другую.
«Самовар» («Паровозик»)
Упражнение 5.
Цель: Укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Усложнение:
1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).
2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
4. «Дорисуй рисунок»
Цель: развивать навыки чтения (составь слова из букв: Н.О.С И.К обведи слова НОС, НОСИК. У папы и мамы-нос, у ребенка-носик
- Давай дорисуем рисунок- нос иносик.
- Возможно, необходима стимуляция ребенка.
5. Упражнение. Физкультурники
Цель: развивать координацию движений, обучать ребенка навыкам работы с пооперационными картами.
Логопед объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Логопед и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:
После того, как заготовлены схемы (в зависимости от возможностей ребенка), логопед кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится выполнять схему, предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.
Ритуал прощания. Стимуляция ребенка.
Домашнее задание родителям. Повторять все упражнения дома по буклету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к работе с неговорящими детьми
У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов. Уровень понимания речи мо...
Работа с неговорящими детьми
Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....
Презентация "Как работать с неговорящими детьми".
1. Тщательная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...
Работа с неговорящими детьми (2 часть)
Данная презентация - продолжение коррекционной работы с неговорящими детьми. Она подразумевает - вызывание и пропевание гласных звуков. Во время демонстрации презентации можно включить запись, ч...
Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.
На современном этапе общество пришло к пониманию необходимости оказания ранней помощи детям с нарушениями в ра...
Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"
Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....
Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"
Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...