Конспект НОД в подготовительной группе "Возвращение колобка"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тривоженко Екатерина Ивановна

Конспект НОД для подготовительной комбинированной группы по лексической теме "Транспорт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД209.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад  комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

                                                                 Конспект

                                           непрерывной непосредственной

                                           образовательной деятельности

                                                     в подготовительной

логопедической группе

       в соответствии с ФГОС ДО

«Возвращение колобка»

                                                                                                   Разработала и провела Тривоженко Е.И.,

учитель-логопед МКДОУ №3

2016 г.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО

 «Возвращение колобка»

 Цель: закрепление знаний детей по теме «Транспорт».

Коррекционно-образовательные задачи: 

- закрепить словарь по теме «Транспорт»; 
- уточнить понятия о различных видах транспорта в зависимости от места передвижения (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный); 
- закрепить знания детей о деталях транспорта; 
- развивать грамматический строй речи (образование форм творительного, родительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными);

-упражнять в построении предложений, умозаключений.

Коррекционно-развивающие задачи: 
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание;

- развивать графические умения и навыки;

- развивать фонематическое восприятие, правильное речевое дыхание, координацию речи с движением.

-активизировать словарный запас по теме;

-развивать логическое мышление (выделение лишней картинки, понимание логико-грамматических конструкций, работа с разрезными картинками).

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Развивать интерес и познавательную мотивацию;
-воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность, ответственность.

-развивать умение общаться друг с другом и взрослым

Оборудование: презентация, ноутбук, аудиозапись «Звук самолёта, смс, релаксмелодии; сотовый телефон, напольный стенд «Колобок»; предметные картинки и сюжетные символы с видами транспорта;  игрушка-самолет; бумажные самолетики; листы-схемы с видами транспорта; карандаши; дидактическая кукла «Колобок», предметные картинки для логико-грамматических конструкций, магнитные доски.

Разрезные предметные картинки: большие(А4)-вертолёт,самолёт,ракета,велосипед,автобус,трамвай,троллейбус,мотоцикл, поезд, катер, метро, бульдозер

Большие(1/2А4): велосипедист, мотоциклист, машинист, ракета, пароход, грузовая машина,самолёт

Стенд с символами видов транспорта: небо, море, дорога, космос, рельсы

Маленькие предметные картинки: машина, автобус, самолёт, поезд, трамвай, ракета, корабль, лодка, вертолёт, велосипед, грузовая машина, воздушный шар, метро.

Предварительная работа: прослушивание звуков транспорта, проведение предварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; разучивание и отгадывание загадок по теме; рассматривание книг и иллюстраций по теме; обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме; упражнение в конструктивном и графическом праксисе.

Интеграция: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.

Методические приемы: организационный момент, психологический настрой; проблемная ситуация; использование ТСО; слушание аудиозаписи; показ слайдов; загадки; рассматривание игрушки; упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и внимания; упражнение на развитие графомоторных навыков; упражнения на развитие лексико-грамматических категорий; физминутка; зрительная гимнастика, сюрпризный момент; дидактическая кукла, итог занятия.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Логопед: Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Они сегодня будут вместе с нами, внимательно слушать нас.

Психологический настрой

А мы будем разговаривать,

мы будем проговаривать

так правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы все слова хорошо получались – сделаем зарядку для язычка.

Трубочка – заборчик

Лопатка – чашечка

Качели

Лошадка

А сейчас продолжим наш разговор. Сказок на свете очень много.

Вы знаете, что в наше время многие сказки звучат по-новому, им придумывают разное начало и конец. И мы тоже можем попасть в сказку или  в необычные обстоятельства.

Проблемная ситуация

Включаю презентацию, рассматриваем слайд. Из какой сказки герои?

Звучит сигнал SMS.

-Как вы думаете, что это прозвучало? (Дети предполагают)

- Хотите узнать от кого сообщение?( беру телефон)

 Слушайте… «Дорогие ребята! Я Колобок! Прошу помощи. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, а теперь к ним обратно хочу. Но я так далеко укатился, что не знаю,  как к ним вернуться. Мне сказали, что можно  добраться на каком-нибудь транспорте. А что такое транспорт, я не знаю! Помогите мне выбраться. Я буду по телефону вас слушать и решать,  что мне делать».

Постановка цели деятельности.

- Хотите помочь Колобку?  А заодно повторить все виды транспорта?    (Да)

- Как вы думаете, на чём лучше Колобку добраться? (дети предлагают).

-Если далеко, а если близко?

Развитие воображения, логики, мелкой  моторики,

- Вы знаете разный транспорт. Соберите из частей целые картинки с транспортом.(звучит мелодия, дети собирают на столах)

- Назовите, что у вас получилось. Как одним словом мы можем назвать всё?

- (на магнитной доске предметные картинки с прищепками и тесьма на палочках). Посмотрите,  здесь тоже транспорт. Расположите  их по порядку от самого медленного до самого быстрого (2 человека держат палочки, дети прицепляют картинки на тесьму: велосипедист, мотоциклист, грузовая машина, поезд с машинистом, самолёт с лётчиком)

Кто быстрее движется: велосипед или мотоцикл?

                                       Самолёт или поезд?  (полным ответом)              

Развитие фонематического слуха.

- Найдите транспорт, в названии которых есть звуки М Л Ль Т К. (дети называют)

Упражнение в употреблении творительного падежа существительных.

-Кто управляет велосипедом? Машиной, мотоциклом, поездом, самолётом, ракетой? (полным ответом)

Упражнение в употреблении предложного падежа существительных.

- На чём бы вы отправились путешествовать?

Дети:   Я отправлюсь путешествовать на велосипеде. А ты?

Я отправлюсь путешествовать  на автобусе.

                                               Я отправлюсь путешествовать на машине.

Я отправлюсь путешествовать на самолёте.

Я отправлюсь путешествовать на пароходе.

- Может, мы все поедем за Колобком?

- А на чём  удобно нам всем  вместе путешествовать?(ответы) Предлагаю на маршрутке. (слайд с «Газелью»)

Физкультминутка.

Дети двигаются по ковру, приговаривая:

Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)

Завели машину – Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей.

Ехали-ехали,

 к остановке подъехали.

Первая остановка.

Дифференциация видов транспорта по месту передвижения, образование относительных прилагательных.

На столе стенд, на стенде символы для транспорта. Рядом магнитная доска с предметными картинками по теме «Транспорт».

-Вот и первая остановка. Что это, как вы думаете? Для чего эти знаки здесь? (рассматривают, высказываются)  Я догадалась зачем они здесь! А вы?

- Какой транспорт бывает?

- На чём можно ездить по земле, по дороге?(дети отвечают)

-Для чего он нужен?

- Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)

- А на чём можно ездить по железной дороге?

- Как называется этот вид транспорта?(железнодорожный)

- Для чего нужен этот транспорт?

- А чем отличается железнодорожный от наземного? (Железнодорожный ездит только по железной дороге, где есть рельсы,  шпалы, насыпь)

-Подумайте, на чём можно летать?

-Как называется транспорт, на котором можно летать по воздуху?

- Для чего он нужен?

- Какие средства существуют для передвижения по воде?

- Как называется такой транспорт?

- Для чего он нужен?

- На чём можно плыть?

- Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде?

- Для чего он существует?

- Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный,  воздушный, водный.(на стенде символы)

Соотнесите предметные картинки с изображениями дороги, моря, железной дороги, неба, космоса.

- Мы знаем на чём можно ездить по земле, плыть по воде, лететь по воздуху. А можно ли передвигаться под землёй? ( На метро)

- Как называется этот вид транспорта? (Подземный, картинку на стенд)

-А почему здесь ракета? (можно лететь в космос.)

-Значит, ракета,  это какой вид транспорта? (космический)

-Для чего он нужен?

Развитие зрительного внимания, памяти.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

- Посмотрите внимательно на все виды транспорта, постарайтесь запомнить картинки. Закройте глаза, угадайте, чего не стало? (1картинку убрать)

Дидактическая игра «Что изменилось?» (переставить 2 картинки)

Поехали дальше.

Физкультминутка.

Дети двигаются по ковру, приговаривая:

Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)

Завели машину –Р-Р!Р-Р!Р-Р!(вращают согнутыми руками перед собой)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей.

Ехали-ехали,

 к остановке подъехали.

Вторая остановка. Отдохнём и поиграем. (Упражнения в словоизменении по падежам).

Игра «Четвёртый лишний» (3 слайда) - дети объясняют свой выбор.

Игра «Сосчитай-ка» (2слайда - лодки, самолёты 1-5)  Кто пойдёт считать?

Игра «Закончи предложения» (слайд)

-Я начинаю, а вы заканчиваете предложение. Если правильно подберёте слово- какое-нибудь появится на экране.

                                 Пассажиры плывут на большом … пароходе.

Пассажиры летят на современном … самолёте.

                                 Пассажиры едут на рейсовом … автобусе.

                                 Пассажиры едут на стареньком… трамвае.

-А куда прибывает транспорт, вы знаете? (ответы на слайдах)

Самолёт прибывает в … (аэропорт). А улетает из … (аэропорта).

Автобус прибывает на … (автовокзал). А отправляется  с …

Поезд прибывает на … железнодорожную станцию.(или ж/д вокзал)А отправляется?...

Пароход прибывает в …морской порт(или речной). А отправляется …

-Поехали дальше?

                           (Слайд с «газелью»)

Физкультминутка.

Дети двигаются по ковру, приговаривая:

Накачали шину – С-С!С-С! С-С! (имитируют насос)

Завели машину – Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей.

Ехали-ехали,

 к остановке подъехали.

Игра «Угадай-ка» (слайды со звуком взлёта и с самолётом)

- Что это за звук? Правильно, это взлетает самолёт.

- Какие части у самолёта разглядели? Покажите и назовите (крылья, нос, хвост, иллюминаторы, корпус, салон, шасси)

Образование относительных прилагательных «из чего какой?»

- Крылья - из какого материала? (из металла)

- Значит они какие? (Металлические)

- Корпус из чего? (из металла)

- Значит, они какие? (Металлические)

- Иллюминаторы из стекла. Значит. они какие? (стеклянные)

- Хвост из металла. Он какой? (Металлический)

- Шасси из резины, они …резиновые.

- В салоне сиденья из кожи, они …кожаные.

- Все приборы в салоне из пластмассы, значит, они какие? (пластмассовые)

Зрительная гимнастика

Самолёт летит, а мы следим за его полётом. Так же как за пальчиком.(следят взглядом за лазерным лучом, за кончиком пальца)

Мы летаем высоко.

И летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Игра «Запомни по порядку» на слайде: поле, город, озеро, горы, река, лес. (Сели в самолёт, дети на стульчиках)

- Пока летим, запоминаем - что видно внизу из самолёта. Мы как-будто  летим, что видим внизу?

- Приземлились. Куда? (В аэропорт) Где мы находимся? Колобка нет?

- Поехали дальше. Нужно его искать.

Физкультминутка.

Дети двигаются по ковру, , приговаривая:

Накачали шину – С-С!С-С! С-С!(имитируют насос)

Завели машину –Р-Р!Р-Р!Р-Р! (вращают согнутыми руками перед собой)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей.

Ехали-ехали,

 К лесу подъехали.

Понимание логико-грамматических конструкций (предметные картинки для визуализации)

- Кто нас ждёт там? (Колобок - слайд и игрушка)

-А я ждал и многое видел. Вы хотите знать, что видел Колобок?

  • Автобус ехал впереди грузовика. Что позади? (грузовик)
  • По дороге ехал велосипедист, за ним мотоциклист. Кто впереди? (велосипедист)
  • Вова выехал раньше Пети. Кто позади? (Петя)

- А вы знаете загадки? (Загадывают гостям).

- Ребята, на память я вам нарисовал разный транспорт, а вы разберитесь, соедините линиями где водный транспорт, где наземный, где воздушный.(за столами карандашом чертят, звучит музыка) Потом расскажете родителям и проверите, знают ли они разные виды транспорта.

- Спасибо, ребята, что рассказали много мне о транспорте, теперь я вернусь к бабушке и дедушке сам.

Логопед: а мы с вами возвращаемся в детский сад как можно быстрей.

Как? ( Встали в круг, имитация движений: самолёт, поезд, машина)

Приехали!

Вот мы и в детском саду.

Рефлексия. Вот такое приключение у нас получилось.

- Что мы делали? (Помогали Колобку вернуться, путешествовали).

- Как помогли?

- О чём рассказали колобку? (Рассказали о транспорте - слайд с транспортом)

- Как одним словом называем автобус, машину, самолёт.(транспорт)

-Как вы думаете, доберётся колобок до дома сам?

-Что было трудно? Что легко?

-А Колобок  узнал, что вы добрые, любознательные, сообразительные и, если кто будет в беде, вы всё сделаете, чтобы помочь. Спасибо говорит он вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике " Путешествие колобка"

Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе детского сада по теме :"Путешествие колобка"...

Конспект совместной деятельности "Сказка о колобке на новый лад"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Сказка о Колобке на новый лад» (интеграция речевого развития детей,  художественного творчества и ФЭМП). Составитель: вос...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие с Колобком" (викторина по математике )

Данная работа предполагает:- учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из символов  цифр;-продолжать формировать навыки ориентиро...

Речевое развитие. Конспект НОД в подготовительной к школе группе.Тема: " Путешествие Колобка".

На мой взгляд интересное, познавательное и очень актуальное занятие об одном из величайших богатств Земли-хлебе....

конспект нод в подготовительной группе "Путешествие колобка"

Занятие по позновательному развитию для детей подготовительной группы.  Задания доступные дети легко с ними справляются....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие с Колобком". (викторина по математике )

Развивать у дошкольников логическое мышление, память, внимание, сообразительность, восприятие и воспитывать интерес к математике....