конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Цель: Автоматизирование звука [Л] в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.
-формировать умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
- активизация словарного запаса детей.
Развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;
- воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи, интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_parohodika-prezentatsiya.pptx | 875.45 КБ |
konspekt-puteshestvie_parohodika_2.docx | 141.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? ... (Пароход)
ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» Тики-таки ! Чок-чок ! Чей стрекочет каб л учок? Это звонкая капель! Это март или апрель? Ребёнок проговаривает словосочетания «Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз. Тики-таки ! Чо л -чо л ! Кто там по снегу проше л ? Тики-таки ! Снег осе л , Грач весе л ый прилете л ! Произносит « Чап-чап !» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям. Тики-таки ! Чоли-чек ! Нали л ся водою снег! Л учезарная весна Птичьим щебетом по л на! Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь. Таки-таки! Чиви-чок ! Го л убеет ручеек! Вдаль уносит чирли-ли , Самоде л ки корабли. Произносит « бл-л-л …», быстро работая кончиком языка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Лягушка» Жила в пруду лягушка, Зеленая квакушка. Никогда не огорчалась, Всем на свете улыбалась. Упражнение «Хоботок» Рядом, на лесной опушке, Жил-был слон в своей избушке. Слоник очень душ любил, Хоботком он воду лил. Упражнение «Почистим зубки» Просыпался рано слон, Чистил зубы утром он.
Упражнение «Лопаточка» Потом они играли: Песок втроем копали. Лопаткой дом построили И праздник там устроили. Упражнение «Качели» А слон вверх-вниз качался И на весь лес смеялся.
ИГРА « ЭХО » ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по(ЛЫ). ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек(ЛУ). ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто(ЛА). ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес(ЛО).
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ « ОДИН – МНОГО » Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» У тебя, скажи, паук Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе Когда л апы по дорожке ходят – Это мои ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе Л апы вяжут паутинку Будто руки ткут хо л стинку. Имитация вязания Если я крадусь за мошкой, Мои л апы – это ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе Если попадутся мухи, Л апы цапнут их, как руки! Хлопок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ – топочут ножки Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иго л ках серый ёжик. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются , срывают ягодки. Если подкрадётся во л к- Превратится ёж в к л убок. Сворачиваться клубком, сидя на корточках. Ощетинит ёж иго л ки- Не достанется он во л ку. Показать ладони с растопыренными пальцами. Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его! Встать и продолжать топать по дорожке.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА « В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ? »
Вот п л ывёт пароход, Он по речке п л ывёт, В речке лёд л омает – Л одкам помогает!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие пароходика»
(АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ)
образовательная область «Коммуникация»
Надым 2019 г.
Образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,
«Физическая культура».
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Цель: Автоматизирование звука [Л] в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.
-формировать умения и навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
- активизация словарного запаса детей.
Развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;
- воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи, интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Оборудование:
- ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.
1.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Логопед и дети здороваются.
- Попробуйте отгадать загадку!
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? ...
(Пароход) СЛАЙД№1
2. Основная часть.
-Ребята, вы знаете, где живут зимой речные пароходики?/ответы детей/
-Они грустят в тихих бухтах о добром лете. И вот однажды такой пароходик очень загрустил, что забыл как надо гудеть. Шло время и вот, наконец, пришла весна-красна! А пароходик так и не загудел. «Пароходик все плывет, но сигнал не подает.» Как помочь пароходику вспомнить? «Чтобы правильно гудеть голосочек должен петь.»
Дети, ориентируясь на слайды, вспоминают текст и проговаривают упражнение.
ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» СЛАЙДЫ №2
Тики-таки! Чок-чок! Чей стрекочет каблучок? Это звонкая капель! | Ребёнок проговаривает словосочетания «Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз. |
Тики-таки! Чол-чол! Кто там по снегу прошел? Тики-таки! Снег осел, Грач веселый прилетел! | Произносит «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям. |
Тики-таки! Чоли-чек! Налился водою снег! Лучезарная весна Птичьим щебетом полна! | Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь. |
Таки-таки! Чиви-чок! Голубеет ручеек! Вдаль уносит чирли-ли, Самоделки корабли. | Произносит «бл-л-л…», быстро работая кончиком языка. |
-Никак пароходик не может отойти от зимней спячки, давайте ему поможем и сделаем гимнастику?!
«Загрустил наш пароход и сигнал не подает».
Логопед произносит под музыку стишок, а дети выполняют артикуляционное упражнение, пока звучит музыка.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКА» СЛАЙД№3
Жила в пруду лягушка, Зеленая квакушка. Никогда не огорчалась, Всем на свете улыбалась. |
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»
Рядом, на лесной опушке, Жил-был слон в своей избушке. Слоник очень душ любил, Хоботком он воду лил. |
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Просыпался рано слон, Чистил зубы утром он. |
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»
Потом они играли: Песок втроем копали. Лопаткой дом построили И праздник там устроили. |
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ»
А слон вверх-вниз качался И на весь лес смеялся. |
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
- Вот на дворе уж лето наступило. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. СЛАЙД № 4
-Как помочь пароходику вспомнить, как надо гудеть? А как мы это сделаем?
Давайте, вместе с пароходиком отправимся вдоль берега, может быть, кто-нибудь подскажет ему, как надо гудеть!
«Помогите мне, друзья , благодарен буду я»
-Встретил пароходик на поляне щенка. Слайд№5
Спросил его: - Вы не знаете, как надо гудеть?
-Нет, - сказал щенок. – Я лаю.
-Что делает щенок? /лает/
-Какой первый звук в слове ЛАЕТ? /Л/
-Расскажите, что вы знаете о звуке Л.
Дети дают характеристику звуку Л и четкий артикуляционный уклад при его произнесении: согласный, звонкий, твёрдый; рот слегка приоткрыт, кончик язычка стучит по бугоркам за верхними зубами (альвеолами), воздушная струя выходит по бокам – она теплая.
-Давайте поиграем со слогами и словами с этим звуком!
Я начинаю, вы повторяете, я продолжаю, вы заканчиваете.
ИГРА «ЭХО»
ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). СЛАЙД № 6
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ).
ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (ЛУ).
ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто (ЛА).
ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес (ЛО).
- Щенок предложил пароходику научить его лаять вот так: «ГАВ-ГАВ!»
-Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся - сказал пароходик.
«Загрустил наш пароход; дальше, дальше все плывет» СЛАЙД № 7
Встретил поросёнка и спрашивает: - Вы не знаете, как надо гудеть?
-Нет, сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!
-Что вы, что вы?! – испугался пароходик. – Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются. Слайд №8
-А ещё, сказал поросёнок, я умею играть в мяч, давай поиграем!
МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН – МНОГО»
Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.
Дупло-дупла; пчела - пчёлы; пила - пилы; осёл - ослы; козёл – козлы; стол- столы;Слайд №9
-Так и не научили щенок и поросёнок пароходик гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.
Встретил паука. Вот такого.
Дети проговаривают текст, опираясь на схему, и выполняют упражнение.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» СЛАЙДЫ № 10
У тебя, скажи, паук Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? | Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе |
Когда лапы по дорожке ходят – Это мои ножки. | Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе |
Лапы вяжут паутинку Будто руки ткут холстинку. | Имитация вязания |
Если я крадусь за мошкой, Мои лапы – это ножки. | Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе |
Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки! | Хлопок. |
-Паук тоже не смог подсказать кораблику, как надо гудеть, и пароходик поплыл дальше. Смотрит … СЛАЙД № 11
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ – топочут ножки | Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. |
Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. | Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. | «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются , срывают ягодки. |
Если подкрадётся волк- Превратится ёж в клубок. | Сворачиваться клубком, сидя на корточках. |
Ощетинит ёж иголки- Не достанется он волку. | Показать ладони с растопыренными пальцами. |
Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его! | Встать и продолжать топать по дорожке. |
- Обрадовался пароходик ёжику, может он даст ответ на его вопрос.
- Ёжик говорит: - есть у меня зашифрованные карточки, может в них есть ответ на твой вопрос.
Логопед раздаёт карточки детям, а дети «расшифровывают» что в них нарисовано: проговаривают чистоговорки со звуком Л, заученные ранее.
- Молоко пролил Антошка,
Молоко лакала кошка
Всё лакала и лакала
Пока лужа не пропала.
- Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
- Тёплый халат Маланье маловат.
СЛАЙД № 12
- Опять не нашёл кораблик ответ, поплыл дальше, видит - сидит на пеньке сорока.
Натаскала она много камушек и не может их разложить. Поможем ей.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Индивидуальная работа:
Услышишь в слове звук Л – бери большой камушек и положи его справа, если услышишь звук ЛЬ – бери маленький камушек и клади его слева.
Слова: Лампа, дупло, будильник, сосулька, автомобиль, велосипед, самолёт, школа, кошелёк, свёкла.
-Сорока поблагодарила пароходик и приготовила в подарок игру. Слайд 13
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ?»
Дети определяют положение звука в слове. СЛАЙДЫ № 14
Слова: ложка, стул, галка, дятел, ландыш, вилка, полка, лыжи, иголка, бокал.
- Спасибо сороке за интересную игру!
СЛАЙД № 15
-А наш пароходик совсем приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит - сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.
- Что с тобой? – спросил пароходик.
- Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.
- Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…
Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:
- Ду-ду-ду-у!
Логопед предлагает детям взять дудочки и вздохнув глубоко носом, выдохнуть ч/рот: -Ду-ду-ду-у!
- Кажется, что-то гудит? – сказал пароходик. СЛАЙД № 16
- Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.
- Кажется, я вспомнил! – обрадовался пароходик.
-Что ты вспомнил? - удивился мальчик.
- Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!
И грустный мальчик весело засмеялся.
А пароходик загудел на всю реку:
- Ду-ду-ду-у!
СЛАЙД № 17
- В знак благодарности пароходик дарит нам такой стишок:
Дети заучивают стихотворение.
Вот плывёт пароход,
Он по речке плывёт,
В речке лёд ломает –
Лодкам помогает!
Дети проговаривают стихотворение. СЛАЙД №18
3. Заключительная часть.
-Ребята смогли ли вы помочь пароходику?Ответы детей.
-А как мы это делали?Ответы детей.
-Всё закончилось хорошо, и пароходик вспомнил, как надо гудеть.
- Как вы думаете почему? Ответы детей.
-Конечно, потому что вы сегодня подружились с пароходиком и очень старались ему помочь.
-Когда мы помогали пароходику путешествовать, какой звук мы старались произносить правильно и красиво? Ответы детей.
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
« Счастливого пути пароходик!»
Список литературы:
1.Крутий К.Л. «Волшебная логопедия». Изд. Сталкер, 1999г.
2.Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить» в 2х частях. Изд. Просвещение, 1992г.
3.Кондратенко И.Ю. «Произносим звуки правильно». Логопедические упражнения. Айрис-пресс, 2012г.
4.Киселенко Т.Е. «Сам себе логопед». Уроки домашней логопедии. Феникс, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...