конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Форма: непосредственно образовательная  деятельность.

Цель: Автоматизирование звука [Л]  в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.

 -формировать   умения и навыки пользования  фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной  речи.

 - активизация словарного запаса детей.

Развивающие:

 -развивать фонематический слух и восприятие,  зрительное  внимание и восприятие, мелкую  моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;

 - воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи,  интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_parohodika-prezentatsiya.pptx875.45 КБ
Файл konspekt-puteshestvie_parohodika_2.docx141.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Путешествие пароходика » АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ образовательная область « Коммуникация » Автор: Учитель-логопед Сулимова Н.М.

Слайд 2

По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? ... (Пароход)

Слайд 3

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» Тики-таки ! Чок-чок ! Чей стрекочет каб л учок? Это звонкая капель! Это март или апрель? Ребёнок проговаривает словосочетания «Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз. Тики-таки ! Чо л -чо л ! Кто там по снегу проше л ? Тики-таки ! Снег осе л , Грач весе л ый прилете л ! Произносит « Чап-чап !» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям. Тики-таки ! Чоли-чек ! Нали л ся водою снег! Л учезарная весна Птичьим щебетом по л на! Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь. Таки-таки! Чиви-чок ! Го л убеет ручеек! Вдаль уносит чирли-ли , Самоде л ки корабли. Произносит « бл-л-л …», быстро работая кончиком языка.

Слайд 4

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Упражнение «Лягушка» Жила в пруду лягушка, Зеленая квакушка. Никогда не огорчалась, Всем на свете улыбалась. Упражнение «Хоботок» Рядом, на лесной опушке, Жил-был слон в своей избушке. Слоник очень душ любил, Хоботком он воду лил. Упражнение «Почистим зубки» Просыпался рано слон, Чистил зубы утром он.

Слайд 5

Упражнение «Лопаточка» Потом они играли: Песок втроем копали. Лопаткой дом построили И праздник там устроили. Упражнение «Качели» А слон вверх-вниз качался И на весь лес смеялся.

Слайд 8

ИГРА « ЭХО » ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО). ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по(ЛЫ). ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек(ЛУ). ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто(ЛА). ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес(ЛО).

Слайд 10

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ « ОДИН – МНОГО » Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе.

Слайд 11

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК» У тебя, скажи, паук Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе Когда л апы по дорожке ходят – Это мои ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе Л апы вяжут паутинку Будто руки ткут хо л стинку. Имитация вязания Если я крадусь за мошкой, Мои л апы – это ножки. Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе Если попадутся мухи, Л апы цапнут их, как руки! Хлопок.

Слайд 12

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ – топочут ножки Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иго л ках серый ёжик. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. «Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются , срывают ягодки. Если подкрадётся во л к- Превратится ёж в к л убок. Сворачиваться клубком, сидя на корточках. Ощетинит ёж иго л ки- Не достанется он во л ку. Показать ладони с растопыренными пальцами. Ёж не тронет никого, Но и ты не тронь его! Встать и продолжать топать по дорожке.

Слайд 14

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА « В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ? »

Слайд 16

Вот п л ывёт пароход, Он по речке п л ывёт, В речке лёд л омает – Л одкам помогает!

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие пароходика»

(АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ)

образовательная область  «Коммуникация»

Надым 2019 г.

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,

«Физическая культура».

Форма: непосредственно образовательная  деятельность.

Цель: Автоматизирование звука [Л]  в слогах, словах. Закрепление правильного произношения звука в речи.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять правильное произношение звука в словах, слогах и связной речи.

 -формировать   умения и навыки пользования  фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной  речи.

 - активизация словарного запаса детей.

Развивающие:

 -развивать фонематический слух и восприятие,  зрительное  внимание и восприятие, мелкую  моторику, координацию речи сдвижением, лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

- формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь;

 - воспитывать внимание к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи,  интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.

Оборудование:

- ПК, мультимедийное оборудование, презентация к занятию.

1.Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед и дети  здороваются.

- Попробуйте отгадать загадку!

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? ...

(Пароход)     СЛАЙД№1

2. Основная часть.

-Ребята, вы знаете, где живут зимой речные пароходики?/ответы детей/

-Они грустят в тихих бухтах  о добром лете. И вот однажды такой пароходик  очень загрустил, что забыл как надо гудеть. Шло время и вот, наконец, пришла весна-красна! А пароходик так и не загудел. «Пароходик все плывет, но сигнал не подает.» Как помочь пароходику вспомнить? «Чтобы правильно гудеть голосочек должен петь.»

Дети, ориентируясь на слайды, вспоминают текст и проговаривают упражнение.

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСНА» СЛАЙДЫ №2

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!
Это март или апрель?

Ребёнок  проговаривает словосочетания

«Динь-динь!» и «Кап-кап!» по нисходящей звуковой линии и показывает движение рукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел!

Произносит «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна!

Подражает щебету птиц, сам выбирая голосом какой птицы он будет петь.

Таки-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит чирли-ли,

Самоделки корабли.

Произносит «бл-л-л…», быстро работая кончиком языка.

-Никак пароходик не может отойти от зимней спячки, давайте ему поможем и сделаем гимнастику?!

«Загрустил наш пароход и сигнал не подает».

Логопед произносит под музыку стишок, а дети выполняют артикуляционное  упражнение, пока звучит музыка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЯГУШКА»    СЛАЙД№3

          Жила в пруду лягушка,

Зеленая квакушка.

Никогда не огорчалась,

Всем на свете улыбалась.

        Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

        УПРАЖНЕНИЕ «ХОБОТОК»        

          Рядом, на лесной опушке,

Жил-был слон в своей избушке.

Слоник очень душ любил,

Хоботком он воду лил.

        Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.        УПРАЖНЕНИЕ «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»      

Просыпался рано слон,

Чистил зубы утром он.

        Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

        Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОПАТОЧКА»              

Потом они играли:

Песок втроем копали.

Лопаткой дом построили

И праздник там устроили.

        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.

Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕЛИ»          

А слон вверх-вниз качался

И на весь лес смеялся.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

- Вот на дворе уж лето наступило. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть.      СЛАЙД № 4

 -Как помочь пароходику вспомнить, как надо гудеть? А как мы это сделаем?

Давайте, вместе с пароходиком отправимся вдоль берега, может быть, кто-нибудь подскажет ему, как  надо гудеть!

«Помогите мне, друзья , благодарен буду я»

-Встретил пароходик на поляне щенка.     Слайд№5

Спросил его: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, - сказал щенок. – Я лаю.

-Что делает щенок? /лает/

-Какой первый звук в слове ЛАЕТ? /Л/                

-Расскажите, что вы знаете о звуке Л.

Дети дают характеристику звуку Л и четкий артикуляционный уклад при его произнесении: согласный, звонкий, твёрдый; рот слегка приоткрыт, кончик язычка стучит по бугоркам за верхними зубами (альвеолами), воздушная струя выходит по бокам – она теплая.

 -Давайте поиграем со слогами и словами с этим звуком!

 Я начинаю, вы повторяете, я продолжаю, вы заканчиваете.

ИГРА «ЭХО»

ЛО-ЛО-ЛО – где сова твоё дуп (ЛО).           СЛАЙД № 6

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла по (ЛЫ).        

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стек (ЛУ).        

ЛА-ЛА-ЛА – стоит лампа у сто (ЛА).          

ЛО-ЛО-ЛО – у лодки длинное вес (ЛО).      

- Щенок предложил пароходику научить его лаять вот так: «ГАВ-ГАВ!»

-Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся - сказал пароходик.

«Загрустил наш пароход; дальше, дальше все плывет»  СЛАЙД № 7

Встретил поросёнка и спрашивает: - Вы не знаете, как надо гудеть?

-Нет, сказал поросёнок, - я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!

-Что вы, что вы?! – испугался пароходик. – Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются. Слайд №8

-А ещё, сказал поросёнок, я умею играть в мяч, давай поиграем!

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА С МЯЧОМ «ОДИН – МНОГО»

Логопед бросает мяч детям по очереди, называя существительное в единственном числе, ребёнок бросает мяч  логопеду, называя это существительное во множественном числе.

Дупло-дупла; пчела - пчёлы; пила - пилы; осёл - ослы; козёл – козлы; стол- столы;Слайд №9

 -Так и не научили щенок и поросёнок пароходик гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.

Встретил паука. Вот такого.        

Дети проговаривают текст, опираясь на схему, и выполняют упражнение.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПАУЧОК»      СЛАЙДЫ № 10

У тебя, скажи, паук

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка, паучок,

Сколько рук и сколько ног?

Пальчики «бегут» по поверхности стола в быстром темпе

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки.

Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Лапы вяжут паутинку

Будто руки ткут холстинку.

Имитация вязания

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

Пальчики «идут» по поверхности стола в медленном темпе

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

Хлопок.

-Паук тоже не смог подсказать кораблику, как надо гудеть, и пароходик поплыл дальше. Смотрит …      СЛАЙД № 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки

Стоят, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

«Собирать ягодки» - кончики пальцев соединяются , срывают ягодки.

Если подкрадётся волк-

Превратится ёж в клубок.

Сворачиваться клубком, сидя на корточках.

Ощетинит ёж иголки-

Не достанется он волку.

Показать ладони с растопыренными пальцами.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

Встать и продолжать топать по дорожке.

 - Обрадовался пароходик ёжику, может он даст ответ на его вопрос.

- Ёжик говорит: - есть у меня зашифрованные карточки, может в них есть ответ на твой вопрос.            

Логопед раздаёт карточки детям, а дети «расшифровывают» что в них нарисовано: проговаривают чистоговорки со звуком Л, заученные ранее.

  • Молоко пролил Антошка,

Молоко лакала кошка

Всё лакала и лакала

Пока лужа не пропала.

  • Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

  • Тёплый халат Маланье маловат.

СЛАЙД № 12

- Опять не нашёл кораблик ответ, поплыл дальше, видит - сидит на пеньке сорока.

Натаскала она много камушек и не может их разложить. Поможем ей.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Индивидуальная работа:

Услышишь в слове звук Л – бери большой камушек и положи его справа, если услышишь звук ЛЬ – бери маленький камушек и клади его слева.

Слова: Лампа, дупло, будильник, сосулька, автомобиль, велосипед, самолёт, школа, кошелёк, свёкла.

-Сорока поблагодарила пароходик и приготовила  в подарок игру. Слайд 13

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

 «В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ПРЕДМЕТ?»

Дети определяют положение звука в слове.      СЛАЙДЫ № 14

Слова: ложка, стул, галка, дятел, ландыш, вилка, полка, лыжи, иголка, бокал.

- Спасибо сороке за интересную игру!

СЛАЙД № 15

-А наш пароходик совсем приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит - сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.

- Что с тобой? – спросил пароходик.

- Да вот, - кивнул мальчик, - я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.

- Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:

- Ду-ду-ду-у!

Логопед предлагает детям взять дудочки  и вздохнув глубоко носом, выдохнуть ч/рот: -Ду-ду-ду-у!

 - Кажется, что-то гудит? – сказал пароходик.       СЛАЙД № 16

- Да, - ответил мальчик, - когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.

- Кажется, я вспомнил! – обрадовался пароходик.

-Что ты вспомнил? - удивился мальчик.

- Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!

И грустный мальчик весело засмеялся.          

А пароходик загудел на всю реку:

- Ду-ду-ду-у!

СЛАЙД №  17

- В знак благодарности пароходик дарит нам такой стишок:

Дети  заучивают стихотворение.

Вот плывёт пароход,    

Он по речке плывёт,      

В речке лёд ломает –    

Лодкам помогает!

Дети  проговаривают стихотворение.     СЛАЙД №18

3. Заключительная часть.

-Ребята   смогли ли вы помочь пароходику?Ответы детей.

-А как мы это делали?Ответы детей.

-Всё закончилось хорошо, и пароходик  вспомнил, как надо гудеть.

- Как вы думаете почему? Ответы детей.

-Конечно, потому что вы сегодня подружились с пароходиком и очень старались ему помочь.

-Когда мы помогали пароходику путешествовать, какой звук мы старались произносить правильно и красиво? Ответы детей.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

« Счастливого пути пароходик!»

Список литературы:

1.Крутий К.Л. «Волшебная логопедия». Изд. Сталкер, 1999г.

2.Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учитесь правильно говорить» в 2х частях. Изд. Просвещение, 1992г.

3.Кондратенко И.Ю. «Произносим звуки правильно». Логопедические упражнения. Айрис-пресс, 2012г.

4.Киселенко Т.Е. «Сам себе логопед». Уроки домашней логопедии. Феникс, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...