конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

 Антипина Елена Михайловна

Уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф­ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст­вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож­ных слов; развивать интонационную выразительность ре­чи, мышление, зрительное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звуки Ф и ФЬ50.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятий с детьми, имеющими нарушения речи 5 – 7 лет

Тема: «Звуки[Ф], [ФЬ]»

MC900301254[1]

        

Учитель-логопед

Антипина Елена Михайловна

Ядрин, 2019

Тема: звуки [ф], [фь].

Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, цепочка, лента, платок), «черный ящик», схемы.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

  • Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко? Какая гласная буква никогда не стоит в начале слова?
  • Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обозначает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Детям в помощь для ответов предлагается использовать «Домики букв».

2.        Артикуляционная гимнастика.

« Покусать нижнюю губу ». «Заборчик на нижней губе».

3.        Знакомство со звуками [ф], [фь]

-        Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это время незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, ленту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

-        Вам понравился фокус? Как называют артиста, который показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живого ежика. Ежик фыркает:           Ф- ф- ф!

Фь- фъ- фь!

4.        Характеристика звуков [ф], [фь].

-        Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает преграду. Голос не работает.

-        Расскажите, какие это звуки? Почему?

5.        Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].

-        Ежик фыркает        а) протяжно: ф________________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...

-        Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа — фа фа - фа - фа

-        Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы показывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; факел — это переносной светильник с пылающим огнем.

-        Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

-        дети упражняются в отчетливом произношении звуков [ф]-[фъ] в словах стихотворения.

6.        Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а)        Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

-        По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В какихиз них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине слова, в конце слова)?

б)        Игра «Сигнальщики».

фокус        фильм        фыркает        телефон

финик        буфет        фруктовый        шкаф

фиолетовый        фантазировать

7.        Физминутка.

а)        Пальчиковая гимнастика.

«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» —► «2 флажка» —► «ворота» —► «пароход» —► «филин» —► «ежик».

б)        Имитация движений. «Ежик»

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях -перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды.

8. Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашифруйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по порядку. На каждый звук дети показывают соответствующую фишку

б)        «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предложенных схем.

в)        «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г)        «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуальных схемах.

9.        Формирование лексико-грамматического строя речи.

-        Отгадайте, что в «Черном ящике»?

Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фотоаппарат и др. предметы.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

-        Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова фото?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фотовспышка).

10.        Итог занятия.

-        С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...