Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука С".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Львова Ирина Николаевна

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука С".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях. Путешествие со звуком [С]». 

Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звука [С]: изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • Уточнить артикуляцию звука [С]. Дать развернутую характеристику звука [С];
  • Развивать фонематическую базу;
  • Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
  • Упражнять в подборе антонимов – признаков;
  • Количественный счет и согласование числительных с существительными.
  • Развивать связную речь. Учить составлять распространенные предложения (по картинкам);
  • Расширять словарный запас;
  • Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
  • Формировать правильное речевое дыхание;
  • Самомассаж ладоней и пальцев рук;
  • Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной установки на участие в занятии;
  • Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать речевую активность

Оборудование: 

Предметные картинки: солнце, сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус; круг желтого цвета, корзинка, камушки «Марблз», стол с песком, зеркало, карточки «Артикуляционная гимнастика», половинки грецких орехов, вертушки: «Пальма», «Сова», схемы слов, домики с одним с двумя и тремя окошками, панно «Лужайка», «Су – Джок», игра «Антонимы», вырезанные из бумаги облака.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация. Мимические упражнения.

Логопед: Здравствуй, Арина! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай:

«Светит, сверкает, всех согревает». Что это?

Ребенок: Солнце.

Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?

Ребенок: Солнышко.

- Релаксация. Мимические упражнения.

Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потянемся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, неприятно. Опять засверкало солнышко.

- Сообщение темы занятия.

Но тут налетел холодный ветер. Закрыл солнце тучами. Солнышко загрустило. Лучи у него исчезли. Остался только диск солнца.

Логопед: Присаживайся. Арина, я предлагаю тебе отправиться в путешествие и помочь солнышку вернуть его лучи. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. С собой мы возьмем корзинку и будем в неё собирать чудесные самоцветы, которые ты будешь получать за задания. И ещё в дорогу мы с тобой возьмем, звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус.

Ребенок: Звук [С].

Логопед: Правильно. Молодец. Держи первый самоцвет и клади его в корзинку. Сколько у тебя самоцветов?

Ребенок: Один самоцвет.

2. Уточнение артикуляции звука [С]. Характеристику звука [С]. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

- Уточнение артикуляции звука [С].

Логопед: Давай вспомним, где должен стоять язык, когда мы произносим звук [С], за нижними или за верхними зубами.

Ребенок: Язык стоит за нижними зубами.

Логопед: Куда мы дуем: в щеки или на кончик языка?

Ребенок: На кончик языка.

Логопед: Куда идет воздух: вперед или вниз?

Ребенок: Вниз.

Логопед: Какой ветерок дует: холодный или теплый?

Ребенок: Холодный.

Логопед: Попробуй произнести звук [С].

Ребенок: С____________________ (длительное произнесение).

- Характеристику звука [С].

Логопед: Какой это звук [С]: гласный или согласный?

Ребенок: Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Глухой.

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Ребенок: Твёрдый.

Логопед: Каким цветом мы его обозначим?

Ребенок: Обозначаем синим цветом.

- Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы правильно произносить звуки, давай с тобой разомнем язычки и потом уже отправимся в путь.

Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко («Язычок здоровается»). Посмотрел наверх и вниз (“Качели”), посмотрел по сторонам (“Часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“Парус”), спустился с горки («Горка»).  Увидел на полянке насекомых и поиграл с ними (Дыхательное упражнение  «Дуем на язычок»). Встретил лягушку (“Лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“Слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“Змея”). Со змеей поиграл , отдохнул («Лопаточка») и дальше побежал. Встретил язычок лошадку (“Лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“Маляр”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“Часики”) и решил отправиться домой. Вернулся домой. Порядок в доме навел («Выметаем мусор», «Почистим нижние зубки»). И спать улегся.

Логопед: Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем отправляться в путь.

3. Автоматизация изолированного звука [С] в слоговых цепочках и цепочках слов. Развитие фонематического слуха и памяти. Пальчиковая гимнастика.

(На столе с песком разложены половинки грецких орехов.)

Логопед: Нарисуй пальчиком на песке волны и произнеси звук [С] долго, длительно. (Ребенок рисует, произнося звук [С].)

Логопед: Посмотри, тут дорожка, которая состоит из кочек, по которой нам нужно пройти. Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я: (Ребенок “идет” указательным и средним пальчиком по камешкам и   произносит слоговые цепочки.)

Ста – сто – сту

Ска – ско – ску

Сна – сно – сны

Сом - сад – суп

Стул – стол – стук

Логопед: Молодец, Арина, ты справилась с первым заданием и получаешь за него 2 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета.

4. Определение позиции звука [С] в словах.

(На столе лежат символы, обозначающие позицию звука [С] в слове и 10 картинок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус).

Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только картинки какие – то лежа. Давай разберем картинки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [С] стоит в начале, в середине, в конце слова. (Ребенок выкладывает.)

Логопед: Посчитай картинки. Каких больше картинок?

Ребенок: Больше картинок там, где звук [С] в начале слова.

Логопед: Молодец. Ты справилась со вторым заданием. Получай за него 3 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета.

5. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариками «Су – Джок».

Логопед: Давай мы немного отдохнем на лужайке и поиграем с массажным шариком.

Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю

Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки.

Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

Логопед: Мы с тобой молодцы. Хорошо отдохнули. Это было четвертое задание. Получай за это 4 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета.

6.  Развитие способности слогового анализа.

Логопед: Идем дальше. Посмотри, тут три домика. В первом домике – одно окно. В него надо положить картинки в названии которых  - 1 слог. Картинки, в названии которых  2 слога – в домик с двумя окошечками.  А картинки, в названии которых 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками.

Ребенок: Лес, сом – 1 слог. Лиса, сова, парус – 2 слога. Троллейбус, собака, самолет, капуста, колбаса – 3 слога.

Логопед: Молодец. Ты справилась с пятым заданием и получаешь за него 5 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов.

Логопед: Посмотри еще раз на картинки и постарайся запомнить их, они нам еще пригодятся.

7. Физминутка. Умение ориентироваться в пространстве.

Логопед: Идем дальше. Перед нами болото, передвигаться можно только по кочкам, но наступать можно не на все кочки! Нужно внимательно слушать инструкцию: Ты готова?

- Прыгни на кочку, которая находится справа от тебя;

- А теперь, на кочку синего цвета;

- Сейчас, на кочку, которая сзади тебя;

- А теперь, на кочку красного цвета;

- И на кочку слева от тебя!

- Ты очень внимательная, молодец!

Логопед: Ты справилась с шестым заданием и получаешь за него 6 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов.

8. Подбор слов - антонимов.

Логопед: Перешли болото. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, ели подберем слова наоборот.

(Логопед показывает картинки. Ребенок называет слова – антонимы.)

Логопед: Веселый.

Ребенок: Грустный.

Логопед: Широкий.

Ребенок: Узкий.

Логопед: Низкий.

Ребенок: Высокий.

Логопед: Пасмурный.

Ребенок: Ясный.

Логопед: Новый.

Ребенок: Старый.

Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называла? Ребенок: Звук [С].

Логопед: Ты справилась с седьмым заданием и получаешь за него 7 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов.

9. Развитие памяти, мыслительных операций (обобщения, классификация). Развитие связной речи.

- Развитие памяти.

Логопед: Арина, давай вспомним картинки, которые мы раскладывали в домиках. Ты их помнишь? Давай попробуем их назвать. Их было десять.

(Ребенок вспоминает и называет картинки.)

Ребенок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус.

Логопед: Молодец, ты все картинки вспомнила. Возьми себе любые три картинки. И я тебе дам еще три картинки.

(Ребенок выбирает и кладет перед собой.)

- Развитие связной речи. Придумывание предложений по картинкам.

Логопед: Придумай предложения с этими словами.

(Ребенок придумывает предложения по картинкам.)

- Развитие мыслительных операций (обобщения, классификация).

Логопед: Кто такая собака?

Ребенок: Собака – это домашнее животное.

Логопед: Что такое самолет?

Ребенок: Самолет – это воздушный транспорт. И т. д.

Логопед: Молодец. Ты справилась с восьмым заданием и получаешь за него 8 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов, восемь самоцветов, девять самоцветов.

10. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы с тобой справились со всеми заданиями. Ты не забыла, зачем мы отправились в наше путешествие?

Ребенок: Мы отправились в путешествие, чтобы помочь Солнцу.

Логопед: А вот и наше Солнышко, которое без лучей совсем загрустило. Давай выложим из самоцветов лучи для нашего Солнышка и она засияет и засветит нам всем.

(Ребенок выкладывает.)

11. Итог занятия.

Логопед: Молодец, Арина! Хорошее путешествие у нас получилось. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок: Звук [C].

Логопед: Ты сегодня очень хорошо занималась. Мне очень понравилось, как ты произносила звук [С].

1. Организационный момент. Релаксация. Мимические упражнения.

Логопед: Здравствуй, Арина! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай:

«Светит, сверкает, всех согревает». Что это?

Ребенок: Солнце.

Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?

Ребенок: Солнышко.

- Релаксация. Мимические упражнения.

Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потянемся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, неприятно. Опять засверкало солнышко.

1/1. - Сообщение темы занятия.

Но тут налетел холодный ветер. Закрыл солнце тучами. Солнышко загрустило. Лучи у него исчезли. Остался только диск солнца.

Логопед: Присаживайся. Арина, я предлагаю тебе отправиться в путешествие и помочь солнышку вернуть его лучи. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. С собой мы возьмем корзинку и будем в неё собирать чудесные самоцветы, которые ты будешь получать за задания. И ещё в дорогу мы с тобой возьмем, звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус.

Ребенок: Звук [С].

Логопед: Правильно. Молодец. Держи первый самоцвет и клади его в корзинку. Сколько у тебя самоцветов?

Ребенок: Один самоцвет.

2. Уточнение артикуляции звука [С]. Характеристику звука [С]. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

- Уточнение артикуляции звука [С].

Логопед: Давай вспомним, где должен стоять язык, когда мы произносим звук [С], за нижними или за верхними зубами.

Ребенок: Язык стоит за нижними зубами.

Логопед: Куда мы дуем: в щеки или на кончик языка?

Ребенок: На кончик языка.

Логопед: Куда идет воздух: вперед или вниз?

Ребенок: Вниз.

Логопед: Какой ветерок дует: холодный или теплый?

Ребенок: Холодный.

Логопед: Попробуй произнести звук [С].

Ребенок: С____________________ (длительное произнесение).

2/2. - Характеристику звука [С].

Логопед: Какой это звук [С]: гласный или согласный?

Ребенок: Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Глухой.

Логопед: Твёрдый или мягкий?

Ребенок: Твёрдый.

Логопед: Каким цветом мы его обозначим?

Ребенок: Обозначаем синим цветом.

- Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем отправляться в путь.

3. Автоматизация изолированного звука [С] в слоговых цепочках и цепочках слов. Развитие фонематического слуха и памяти. Пальчиковая гимнастика.

(На столе с песком разложены половинки грецких орехов.)

Логопед: Нарисуй пальчиком на песке волны и произнеси звук [С] долго, длительно. (Ребенок рисует, произнося звук [С].)

Логопед: Посмотри, тут дорожка, которая состоит из кочек, по которой нам нужно пройти. Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я: (Ребенок “идет” указательным и средним пальчиком по камешкам и   произносит слоговые цепочки.)

Ста – сто – сту      Ска – ско – ску

Сна – сно – сны     Сом - сад – суп

Логопед: Молодец, Арина, ты справилась с первым заданием и получаешь за него 2 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета.

4. Определение позиции звука [С] в словах.

(На столе лежат символы, обозначающие позицию звука [С] в слове и 10 картинок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус).

Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только картинки какие – то лежа. Давай разберем картинки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [С] стоит в начале, в середине, в конце слова. (Ребенок выкладывает.)

Логопед: Посчитай картинки. Каких больше картинок?

Ребенок: Больше картинок там, где звук [С] в начале слова.

Логопед: Молодец. Ты справилась со вторым заданием. Получай за него 3 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета.

5. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариками «Су – Джок».

Логопед: Давай мы немного отдохнем на лужайке и поиграем с массажным шариком.

Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю

Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки.

Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

Логопед: Мы с тобой молодцы. Хорошо отдохнули. Это было четвертое задание. Получай за это 4 самоцвета. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета.

6.  Развитие способности слогового анализа.

Логопед: Идем дальше. Посмотри, тут три домика. В первом домике – одно окно. В него надо положить картинки в названии которых  - 1 слог. Картинки, в названии которых  2 слога – в домик с двумя окошечками.  А картинки, в названии которых 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками.

Ребенок: Лес, сом – 1 слог. Лиса, сова, парус – 2 слога. Троллейбус, собака, самолет, капуста, колбаса – 3 слога.

Логопед: Молодец. Ты справилась с пятым заданием и получаешь за него 5 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов.

Логопед: Посмотри еще раз на картинки и постарайся запомнить их, они нам еще пригодятся.

7. Физминутка. Умение ориентироваться в пространстве.

Логопед: Идем дальше. Перед нами болото, передвигаться можно только по кочкам, но наступать можно не на все кочки! Нужно внимательно слушать инструкцию: Ты готова?

- Прыгни на кочку, которая находится справа от тебя;

- А теперь, на кочку синего цвета;

- Сейчас, на кочку, которая сзади тебя;

- А теперь, на кочку красного цвета;

- И на кочку слева от тебя!

- Ты очень внимательная, молодец!

Логопед: Ты справилась с шестым заданием и получаешь за него 6 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов.

8. Подбор слов - антонимов.

Логопед: Перешли болото. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, ели подберем слова наоборот.

(Логопед показывает картинки. Ребенок называет слова – антонимы.)

Логопед: Веселый.

Ребенок: Грустный.

Логопед: Широкий.

Ребенок: Узкий.

Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называла? Ребенок: Звук [С].

Логопед: Ты справилась с седьмым заданием и получаешь за него 7 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов.

9. Развитие памяти, мыслительных операций (обобщения, классификация). Развитие связной речи.

Логопед: Арина, давай вспомним картинки, которые мы раскладывали в домиках. Ты их помнишь? Давай попробуем их назвать. Их было десять.

(Ребенок вспоминает и называет картинки.)

Ребенок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус.

Логопед: Молодец, ты все картинки вспомнила. Возьми себе любые три картинки. И я тебе дам еще три картинки.

(Ребенок выбирает и кладет перед собой.)

Логопед: Придумай предложения с этими словами.

(Ребенок придумывает предложения по картинкам.)

Логопед: Кто такая собака?

Ребенок: Собака – это домашнее животное.

Логопед: Молодец. Ты справилась с восьмым заданием и получаешь за него 8 самоцветов. Клади в корзинку и считай.

10. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы с тобой справились со всеми заданиями. Ты не забыла, зачем мы отправились в наше путешествие?

Ребенок: Мы отправились в путешествие, чтобы помочь Солнцу.

Логопед: А вот и наше Солнышко, которое без лучей совсем загрустило. Давай выложим из самоцветов лучи для нашего Солнышка и она засияет и засветит нам всем.

(Ребенок выкладывает.)

11. Итог занятия.

Логопед: Молодец, Арина! Хорошее путешествие у нас получилось. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок: Звук [C].

Логопед: Ты сегодня очень хорошо занималась. Мне очень понравилось, как ты произносила звук [С].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...