Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука С".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука С".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука С". | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях. Путешествие со звуком [С]».
Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [С]: изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- Уточнить артикуляцию звука [С]. Дать развернутую характеристику звука [С];
- Развивать фонематическую базу;
- Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
- Упражнять в подборе антонимов – признаков;
- Количественный счет и согласование числительных с существительными.
- Развивать связную речь. Учить составлять распространенные предложения (по картинкам);
- Расширять словарный запас;
- Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- Формировать правильное речевое дыхание;
- Самомассаж ладоней и пальцев рук;
- Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование положительной установки на участие в занятии;
- Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Стимулировать речевую активность
Оборудование:
Предметные картинки: солнце, сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус; круг желтого цвета, корзинка, камушки «Марблз», стол с песком, зеркало, карточки «Артикуляционная гимнастика», половинки грецких орехов, вертушки: «Пальма», «Сова», схемы слов, домики с одним с двумя и тремя окошками, панно «Лужайка», «Су – Джок», игра «Антонимы», вырезанные из бумаги облака.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Релаксация. Мимические упражнения.
Логопед: Здравствуй, Арина! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай:
«Светит, сверкает, всех согревает». Что это?
Ребенок: Солнце.
Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?
Ребенок: Солнышко.
- Релаксация. Мимические упражнения.
Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потянемся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, неприятно. Опять засверкало солнышко.
- Сообщение темы занятия.
Но тут налетел холодный ветер. Закрыл солнце тучами. Солнышко загрустило. Лучи у него исчезли. Остался только диск солнца.
Логопед: Присаживайся. Арина, я предлагаю тебе отправиться в путешествие и помочь солнышку вернуть его лучи. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. С собой мы возьмем корзинку и будем в неё собирать чудесные самоцветы, которые ты будешь получать за задания. И ещё в дорогу мы с тобой возьмем, звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус.
Ребенок: Звук [С].
Логопед: Правильно. Молодец. Держи первый самоцвет и клади его в корзинку. Сколько у тебя самоцветов?
Ребенок: Один самоцвет.
2. Уточнение артикуляции звука [С]. Характеристику звука [С]. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
- Уточнение артикуляции звука [С].
Логопед: Давай вспомним, где должен стоять язык, когда мы произносим звук [С], за нижними или за верхними зубами.
Ребенок: Язык стоит за нижними зубами.
Логопед: Куда мы дуем: в щеки или на кончик языка?
Ребенок: На кончик языка.
Логопед: Куда идет воздух: вперед или вниз?
Ребенок: Вниз.
Логопед: Какой ветерок дует: холодный или теплый?
Ребенок: Холодный.
Логопед: Попробуй произнести звук [С].
Ребенок: С____________________ (длительное произнесение).
- Характеристику звука [С].
Логопед: Какой это звук [С]: гласный или согласный?
Ребенок: Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).
Логопед: Звонкий или глухой?
Ребенок: Глухой.
Логопед: Твёрдый или мягкий?
Ребенок: Твёрдый.
Логопед: Каким цветом мы его обозначим?
Ребенок: Обозначаем синим цветом.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы правильно произносить звуки, давай с тобой разомнем язычки и потом уже отправимся в путь.
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко («Язычок здоровается»). Посмотрел наверх и вниз (“Качели”), посмотрел по сторонам (“Часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“Парус”), спустился с горки («Горка»). Увидел на полянке насекомых и поиграл с ними (Дыхательное упражнение «Дуем на язычок»). Встретил лягушку (“Лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“Слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“Змея”). Со змеей поиграл , отдохнул («Лопаточка») и дальше побежал. Встретил язычок лошадку (“Лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“Маляр”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“Часики”) и решил отправиться домой. Вернулся домой. Порядок в доме навел («Выметаем мусор», «Почистим нижние зубки»). И спать улегся.
Логопед: Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем отправляться в путь.
3. Автоматизация изолированного звука [С] в слоговых цепочках и цепочках слов. Развитие фонематического слуха и памяти. Пальчиковая гимнастика.
(На столе с песком разложены половинки грецких орехов.)
Логопед: Нарисуй пальчиком на песке волны и произнеси звук [С] долго, длительно. (Ребенок рисует, произнося звук [С].)
Логопед: Посмотри, тут дорожка, которая состоит из кочек, по которой нам нужно пройти. Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я: (Ребенок “идет” указательным и средним пальчиком по камешкам и произносит слоговые цепочки.)
Ста – сто – сту
Ска – ско – ску
Сна – сно – сны
Сом - сад – суп
Стул – стол – стук
Логопед: Молодец, Арина, ты справилась с первым заданием и получаешь за него 2 самоцвета. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета.
4. Определение позиции звука [С] в словах.
(На столе лежат символы, обозначающие позицию звука [С] в слове и 10 картинок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус).
Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только картинки какие – то лежа. Давай разберем картинки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [С] стоит в начале, в середине, в конце слова. (Ребенок выкладывает.)
Логопед: Посчитай картинки. Каких больше картинок?
Ребенок: Больше картинок там, где звук [С] в начале слова.
Логопед: Молодец. Ты справилась со вторым заданием. Получай за него 3 самоцвета. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета.
5. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариками «Су – Джок».
Логопед: Давай мы немного отдохнем на лужайке и поиграем с массажным шариком.
Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки.
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
Логопед: Мы с тобой молодцы. Хорошо отдохнули. Это было четвертое задание. Получай за это 4 самоцвета. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета.
6. Развитие способности слогового анализа.
Логопед: Идем дальше. Посмотри, тут три домика. В первом домике – одно окно. В него надо положить картинки в названии которых - 1 слог. Картинки, в названии которых 2 слога – в домик с двумя окошечками. А картинки, в названии которых 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками.
Ребенок: Лес, сом – 1 слог. Лиса, сова, парус – 2 слога. Троллейбус, собака, самолет, капуста, колбаса – 3 слога.
Логопед: Молодец. Ты справилась с пятым заданием и получаешь за него 5 самоцветов. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов.
Логопед: Посмотри еще раз на картинки и постарайся запомнить их, они нам еще пригодятся.
7. Физминутка. Умение ориентироваться в пространстве.
Логопед: Идем дальше. Перед нами болото, передвигаться можно только по кочкам, но наступать можно не на все кочки! Нужно внимательно слушать инструкцию: Ты готова?
- Прыгни на кочку, которая находится справа от тебя;
- А теперь, на кочку синего цвета;
- Сейчас, на кочку, которая сзади тебя;
- А теперь, на кочку красного цвета;
- И на кочку слева от тебя!
- Ты очень внимательная, молодец!
Логопед: Ты справилась с шестым заданием и получаешь за него 6 самоцветов. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов.
8. Подбор слов - антонимов.
Логопед: Перешли болото. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, ели подберем слова наоборот.
(Логопед показывает картинки. Ребенок называет слова – антонимы.)
Логопед: Веселый.
Ребенок: Грустный.
Логопед: Широкий.
Ребенок: Узкий.
Логопед: Низкий.
Ребенок: Высокий.
Логопед: Пасмурный.
Ребенок: Ясный.
Логопед: Новый.
Ребенок: Старый.
Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называла? Ребенок: Звук [С].
Логопед: Ты справилась с седьмым заданием и получаешь за него 7 самоцветов. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов.
9. Развитие памяти, мыслительных операций (обобщения, классификация). Развитие связной речи.
- Развитие памяти.
Логопед: Арина, давай вспомним картинки, которые мы раскладывали в домиках. Ты их помнишь? Давай попробуем их назвать. Их было десять.
(Ребенок вспоминает и называет картинки.)
Ребенок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус.
Логопед: Молодец, ты все картинки вспомнила. Возьми себе любые три картинки. И я тебе дам еще три картинки.
(Ребенок выбирает и кладет перед собой.)
- Развитие связной речи. Придумывание предложений по картинкам.
Логопед: Придумай предложения с этими словами.
(Ребенок придумывает предложения по картинкам.)
- Развитие мыслительных операций (обобщения, классификация).
Логопед: Кто такая собака?
Ребенок: Собака – это домашнее животное.
Логопед: Что такое самолет?
Ребенок: Самолет – это воздушный транспорт. И т. д.
Логопед: Молодец. Ты справилась с восьмым заданием и получаешь за него 8 самоцветов. Клади в корзинку и считай.
Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов, восемь самоцветов, девять самоцветов.
10. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Мы с тобой справились со всеми заданиями. Ты не забыла, зачем мы отправились в наше путешествие?
Ребенок: Мы отправились в путешествие, чтобы помочь Солнцу.
Логопед: А вот и наше Солнышко, которое без лучей совсем загрустило. Давай выложим из самоцветов лучи для нашего Солнышка и она засияет и засветит нам всем.
(Ребенок выкладывает.)
11. Итог занятия.
Логопед: Молодец, Арина! Хорошее путешествие у нас получилось. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребенок: Звук [C].
Логопед: Ты сегодня очень хорошо занималась. Мне очень понравилось, как ты произносила звук [С].
1. Организационный момент. Релаксация. Мимические упражнения. Логопед: Здравствуй, Арина! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? Ребенок: Солнце. Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце? Ребенок: Солнышко. - Релаксация. Мимические упражнения. Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потянемся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, неприятно. Опять засверкало солнышко. | 1/1. - Сообщение темы занятия. Но тут налетел холодный ветер. Закрыл солнце тучами. Солнышко загрустило. Лучи у него исчезли. Остался только диск солнца. Логопед: Присаживайся. Арина, я предлагаю тебе отправиться в путешествие и помочь солнышку вернуть его лучи. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. С собой мы возьмем корзинку и будем в неё собирать чудесные самоцветы, которые ты будешь получать за задания. И ещё в дорогу мы с тобой возьмем, звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус. Ребенок: Звук [С]. Логопед: Правильно. Молодец. Держи первый самоцвет и клади его в корзинку. Сколько у тебя самоцветов? Ребенок: Один самоцвет. |
2. Уточнение артикуляции звука [С]. Характеристику звука [С]. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. - Уточнение артикуляции звука [С]. Логопед: Давай вспомним, где должен стоять язык, когда мы произносим звук [С], за нижними или за верхними зубами. Ребенок: Язык стоит за нижними зубами. Логопед: Куда мы дуем: в щеки или на кончик языка? Ребенок: На кончик языка. Логопед: Куда идет воздух: вперед или вниз? Ребенок: Вниз. Логопед: Какой ветерок дует: холодный или теплый? Ребенок: Холодный. Логопед: Попробуй произнести звук [С]. Ребенок: С____________________ (длительное произнесение). | 2/2. - Характеристику звука [С]. Логопед: Какой это звук [С]: гласный или согласный? Ребенок: Согласный (язычок создаёт преграду воздуху). Логопед: Звонкий или глухой? Ребенок: Глухой. Логопед: Твёрдый или мягкий? Ребенок: Твёрдый. Логопед: Каким цветом мы его обозначим? Ребенок: Обозначаем синим цветом. - Артикуляционная гимнастика. Логопед: Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем отправляться в путь. |
3. Автоматизация изолированного звука [С] в слоговых цепочках и цепочках слов. Развитие фонематического слуха и памяти. Пальчиковая гимнастика. (На столе с песком разложены половинки грецких орехов.) Логопед: Нарисуй пальчиком на песке волны и произнеси звук [С] долго, длительно. (Ребенок рисует, произнося звук [С].) Логопед: Посмотри, тут дорожка, которая состоит из кочек, по которой нам нужно пройти. Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я: (Ребенок “идет” указательным и средним пальчиком по камешкам и произносит слоговые цепочки.) Ста – сто – сту Ска – ско – ску Сна – сно – сны Сом - сад – суп Логопед: Молодец, Арина, ты справилась с первым заданием и получаешь за него 2 самоцвета. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета. | 4. Определение позиции звука [С] в словах. (На столе лежат символы, обозначающие позицию звука [С] в слове и 10 картинок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус). Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только картинки какие – то лежа. Давай разберем картинки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [С] стоит в начале, в середине, в конце слова. (Ребенок выкладывает.) Логопед: Посчитай картинки. Каких больше картинок? Ребенок: Больше картинок там, где звук [С] в начале слова. Логопед: Молодец. Ты справилась со вторым заданием. Получай за него 3 самоцвета. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета. |
5. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариками «Су – Джок». Логопед: Давай мы немного отдохнем на лужайке и поиграем с массажным шариком. Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки. Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка А теперь последний трюк: мяч летает между рук. Логопед: Мы с тобой молодцы. Хорошо отдохнули. Это было четвертое задание. Получай за это 4 самоцвета. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета. | 6. Развитие способности слогового анализа. Логопед: Идем дальше. Посмотри, тут три домика. В первом домике – одно окно. В него надо положить картинки в названии которых - 1 слог. Картинки, в названии которых 2 слога – в домик с двумя окошечками. А картинки, в названии которых 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками. Ребенок: Лес, сом – 1 слог. Лиса, сова, парус – 2 слога. Троллейбус, собака, самолет, капуста, колбаса – 3 слога. Логопед: Молодец. Ты справилась с пятым заданием и получаешь за него 5 самоцветов. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов. Логопед: Посмотри еще раз на картинки и постарайся запомнить их, они нам еще пригодятся. |
7. Физминутка. Умение ориентироваться в пространстве. Логопед: Идем дальше. Перед нами болото, передвигаться можно только по кочкам, но наступать можно не на все кочки! Нужно внимательно слушать инструкцию: Ты готова? - Прыгни на кочку, которая находится справа от тебя; - А теперь, на кочку синего цвета; - Сейчас, на кочку, которая сзади тебя; - А теперь, на кочку красного цвета; - И на кочку слева от тебя! - Ты очень внимательная, молодец! Логопед: Ты справилась с шестым заданием и получаешь за него 6 самоцветов. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов. | 8. Подбор слов - антонимов. Логопед: Перешли болото. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, ели подберем слова наоборот. (Логопед показывает картинки. Ребенок называет слова – антонимы.) Логопед: Веселый. Ребенок: Грустный. Логопед: Широкий. Ребенок: Узкий. Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называла? Ребенок: Звук [С]. Логопед: Ты справилась с седьмым заданием и получаешь за него 7 самоцветов. Клади в корзинку и считай. Ребенок: один самоцвет, два самоцвета, три самоцвета, четыре самоцвета, пять самоцветов, шесть самоцветов, семь самоцветов. |
9. Развитие памяти, мыслительных операций (обобщения, классификация). Развитие связной речи. Логопед: Арина, давай вспомним картинки, которые мы раскладывали в домиках. Ты их помнишь? Давай попробуем их назвать. Их было десять. (Ребенок вспоминает и называет картинки.) Ребенок: сом, собака, сова, самолет, капуста, колбаса, лиса, парус, лес, троллейбус. Логопед: Молодец, ты все картинки вспомнила. Возьми себе любые три картинки. И я тебе дам еще три картинки. (Ребенок выбирает и кладет перед собой.) Логопед: Придумай предложения с этими словами. (Ребенок придумывает предложения по картинкам.) Логопед: Кто такая собака? Ребенок: Собака – это домашнее животное. Логопед: Молодец. Ты справилась с восьмым заданием и получаешь за него 8 самоцветов. Клади в корзинку и считай. | 10. Развитие мелкой моторики. Логопед: Мы с тобой справились со всеми заданиями. Ты не забыла, зачем мы отправились в наше путешествие? Ребенок: Мы отправились в путешествие, чтобы помочь Солнцу. Логопед: А вот и наше Солнышко, которое без лучей совсем загрустило. Давай выложим из самоцветов лучи для нашего Солнышка и она засияет и засветит нам всем. (Ребенок выкладывает.) 11. Итог занятия. Логопед: Молодец, Арина! Хорошее путешествие у нас получилось. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? Ребенок: Звук [C]. Логопед: Ты сегодня очень хорошо занималась. Мне очень понравилось, как ты произносила звук [С]. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"
Главной целью этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".
1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...