Биоэнергопластика
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Биоэнергопластика
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. В дошкольном возрасте особый период – возраст до 3х лет.
Успешность логопедической работы во многом зависит от грамотной организации коррекционной работы, умения педагога вовлечь ребенка в разнообразную деятельность, стимулирующую интерес и высокую познавательную активность. Много лет имея возможность заниматься с детьми младшего дошкольного возраста я обратила внимание на то, что дети, выполняя артикуляторные упражнения показывают лучший результат и более внимательны, если задействуют движения кистей рук. («Кошка лакает молоко»). Постепенно сложилась система сочетания артикуляторных упражнений, движения кистей рук, звукоподражаний. Я разместила этот материал на своем сайте в 2014г. В прессе стали появляться публикации логопедов о применении этих приемов для детей старшего дошкольного возраста. И, наконец, кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна опубликовала свои исследования, подвела научную базу и является автором метода биоэнергопластики.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек, как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения рук и тела.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику (по данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко)
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.
Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Можно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Ребятам больше нравится выполнять артикуляторные упражнения, сочетая их с движениями кисти в игровой форме. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания. Особое внимание я уделяю использованию биоэнергопластики для детей с диагнозом дизартрия, гиперактивностью, дефицитом внимания.
Биоэнергопластика позволяет:
1. Стимулировать действие зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
4. Развивать координацию движений руки.
Я занималась с гиперактивным ребенком, у которого артикуляторные упражнения вызывали отторжение, он не мог сосредоточиться на выполнении какого либо действия. Но включение этих действий в игру помогли овладеть ему недоступными для него заданиями На фотографиях видно как этот ребенок старается как можно лучше выполнить упражнения. Большие проблемы с выполнением артикуляторных упражнений возникают у детей различными степенями дизартрии. Включение в занятия метода биоэнергопластики помогает справиться с трудностями, повышает эффективность занятий.
На протяжении ряда лет я занимаюсь с детьми младшего дошкольного возраста.На занятиях я совмещаю сказочный сюжет с методом биоэнергопластики. Я рассказываю сказки, которые сама придумываю, в процессе занятия дети показывают движениями кисти, пальчиков, и артикуляторными позами героев сказки, их жилища, чем питаются, особенности строения тела.
Далее в процессе занятий я добавила графу «Кто как говорит», что позволило тренировать слуховое внимание, фонематическое восприятие, дифференцировать глухие и звонкие звуки, вызывать трудные для ребенка звуки
Я предлагаю Вашему вниманию схему для проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста с использованием биоэнергопластики. Эт схема опубликованы на моем сайте. В процессе занятий выбираются согласно сюжету герои сказки и показываются соответственно схеме. Через некоторое время дети научаются выполнять эти движения , дети выполняют их с удовольствием, что повышает качество занятий.
Целью данных занятий является:
-активизация речевой деятельности
-формирование знаний о животных
-развитие артикуляционной моторики
-тренировка мелкой моторики.
- развитие фонематического восприятия
- формирование слоговой структуры.
Схема упражнений «Лесные обитатели», «Домашние животные».
Животное | обитатель пальч. упр. | Звукоподр. Слуховое восприятие | Питание. Пальчик. упражнен | Артикул. упражне- ние | Жилище Пальчик. упражн. |
Ёжик Медведь Белка Волк Кошка Корова Собака Утка | «Иголки у ежа.» «Лапы медведя» «Белка крепко дер- жится за ветки лапками» «Лапы волка» «Коготки» «Рога» «Лапы собаки» «Клюв утки» | Фу-фу-фу Фа-фа-фа Фо-фо-фо Фа-фо Ы-ы-ы Ца-ца-ца Цо-цо-цо Цу-цу-цу Ца-цу Ац-ац У-у-у Мяу-мяу Мур-мур Мяу-мур Му-му-му Мо-мо-мо Ма-мо Ав-ав-ав Ов-ов-ов Ав-ов Кря-кря | Яблоки Мёд Орехи Косточка Толстая, тонкая. Блюдце с молоком Травка качается на ветру Косточка Червячки | «Надуем щечки» «Лижем медок» «Орешки за щечкой» «Грызем косточку» Толстую, тонкую. «Лакаем молоко» «Чашка с молоком» «Грызем косточку» «Клюв утки» | Под Кустиком Берлога Дупло Логово Мягкий коврик Крыша фермы Конура Крыша фермы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние биоэнергопластики на речь
Биоэнергопластика То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости....
Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...
Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...
Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".
Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...
Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...
Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".
Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов со стёртой формой дизартрии...