Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

 Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_kotenkom.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

 

«Путешествие с котёнком».

Конспект индивидуальной НОД с использованием компонентов кинезиалогической методики и элементов биоэнергопластики.

Подготовила: Луковкина Елена Геннадьевна

    учитель – логопед МАДОУ «Детский сад

 комбинированного вида

                                                                                                №39 «Золотая рыбка»

Аннотация.

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии.

В занятии представлена последовательность коррекционной работы. Предложенные приёмы работы позволяют проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.  

Кинезиологические упражнения способствуют развитию умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

  В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

    Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности включает в себя кинезиологические упражнения. Для нормализации мышечного тонуса использовалось упражнение «Кот Лунтик». Для развития мелкой моторики упражнение с элементами самомассажа пальцев и ладоней «Коготочки».  

Для достижения лучших результатов в работе, а так же чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика - содружественное взаимодействие руки и языка. С этой целью использовались кинезиалогическое упражнение «Намотаем нитки на клубок» и «Колыбельная»  

 Этот приём также способствует развитию мелкой моторики и зрительной пространственной координации движений.

  Программное содержание.

  1. Развитие общей двигательной активности, улучшение координации движений, развитие функциональных возможностей пальцев рук с использованием упражнений кинезиологической методики.
  2. Нормализация мышечного тонуса. Укрепление артикуляционной мускулатуры, работа по преодолению гиперсаливации. Создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
  3. Формирование правильного речевого дыхания: выработка плавного, длительного выдоха.
  4. Обогащение пассивного словаря ребёнка.
  5. Развитие речевого внимания, фонематического восприятия.
  6. Коррекция звукопроизносительной стороны речи: автоматизация звука –л- в слогах.
  7. Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,

воображения. Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушка котёнок, картинка с изображением петуха, поросёнка, блинчика; резинка для обозначения правой руки, салфетка, клубок, аудиозапись со стихотворением.

        

Орг. момент.

Выполнение 2-х ступенчатой инструкции.

Пройди вперёд и остановись перед желтым кругом.

На полу наклеены несколько кругов.

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений

— Посмотри вокруг и скажи, что находится справа от тебя.  А слева? Где я нахожусь — впереди или позади тебя?

Стань так, чтобы шкаф был слева от тебя. Посмотри и скажи, что ты видишь перед собой?

Развитие двигательной сферы

Сегодня вместе с нами будет заниматься котёнок Лунтик. Он очень любит играть, двигаться. Мы тоже с ним поиграем. Повторяй за мной движения.

Кинезиалогическое упражнение «Кот Лунтик».

Вот открылась тихо дверь (движения рукой от себя в сторону)

И вошел усатый зверь (двумя руками рисуем усы)

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И улегся под кроватку (расслабление).

Давай ещё раз повторим движения вместе со словами. (Повтор 2-3 раза)

А теперь возьми котёнка и сядь у зеркала. Лунтика посади справа от себя.

Развитие навыков речевого дыхания

Кинезиалогическое дыхательное упражнение «Кот Лунтик».

 «Согреем котёнка». Котёнок пришел к нам прямо с улицы и очень замёрз. Сейчас мы с тобой согреем его. Будем делать это так: надо сделать тихий мягкий вдох через нос и длительный плавным   выдохом (беззвучно произнося  слог ха) греем последовательно: лапы,    живот, голову,  хвост.

    Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

---во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;

 Мимические упражнения

Однажды Лунтик вместе с мамой кошкой отправился на прогулку.  Он очень удивился, когда во дворе увидел большого красивого петуха (приподнимание и опускание надбровных дуг).

Неожиданно петух захлопал крыльями и громко прокричал: «Ку-ка-ре-ку». От страха котёнок зажмурил глаза (зажмуривание глаз- 2-3 раза).

Но вскоре Лунтик привык к крикам петуха и стал закрывать только один глаз: зажмурил правый глаз, затем открыл. Зажмурил левый глаз, потом открыл (закрывание глаз по очереди).

Упражнения на уменьшение саливации.

Лунтик поднял голову и увидел, что по небу плывёт большое облако, похожее на кусочек сыра. Долго сидел котёнок с поднятой головой и всё жевал и жевал. (Запрокинув голову, имитировать жевательные движения)

А, потом, не опуская головы Лунтик, стал зевать (запрокинув голову, позёвывать)…и вскоре уснул.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц шеи

  • Спал Лунтик беспокойно.  Он просыпался, вытягивал шею, а потом вновь опускал голову вниз и засыпал.  Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление). (Повтор 2-3 раза)
  • Затем котёнок помахал головой, чтобы расправить шёрстку и проснулся. (Потряхивание головой). (Повтор 2-3 раза)

Упражнения для губ. Элементы самомассажа.

Лунтик очень любит, когда с ним играют. Сейчас мы с тобой поиграем с ним. Игра называется…

  • «Улыбка-хоботок»

             Поставим указательные пальцы на уголки рта. Растягиваем губы в стороны            

          («улыбка», собираем губы вместе «хоботок»)

  • «Губки качаются на качелях». Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помощью пальцев рук.
  • «Губки спрятались». Крепко сжать напряженные губы так, чтобы они превратились в тонкую ниточку. Удерживать губы в таком положении под счет до 3, потом пофыркать, как котёнок
  • «Пятачок» А сейчас сделаем пятачок, как у поросёнка.  Рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении. Собери губы в «пятачок», помогай себя пальцами.

А теперь попробуй без помощи рук сделать пятачок.

Сейчас собери губы в «пятачок» и двигай им вправо и влево. Не торопись.

            А теперь добавим движения рук: «пятачок» двигается вправо и руки вправо, «пятачок» влево и руки влево. Сочетание артикуляционной позы с движением рук.

  • А сейчас обхвати губами салфетку, и старайся не выпустить её изо рта. (Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть её изо рта).

Упражнения для языка (распластывание и укрепление боковых краев).

  • «Блинчик». Котёнок бежал по дорожке и увидел горячий блинчик.  Покажи блинчик.  Широко открыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам, спинку языка опустить на «донышко». Удерживать под счёт.
  • «Кошачьи дразнилки». Неожиданно Лунтик увидел другого котёнка, они решили поиграть в «кошачьи дразнилки».  Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить пя-пя-пя-пя-пя.
  •  «Кошка лакает молочко». Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы. Высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот.

Развитие мелкой моторики.

 Кинезиалогическое упражнение с элементами массажа «Коготочки».

А сейчас мы немного отдохнём.  Покажем, какие острые коготки у котенка. Зажми в кулак пальцы правой руки, царапаем ими ладонь левой  руки. (Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони). 

А теперь поменяй руки левую в кулак, правую – ладошкой. ( То же для левой руки).                                 

                                У кошкиного сыночка

На лапках — коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

Развитие речевого внимания

Игра «Я — не я».  Сейчас мы поиграем. Игра называется «Я - не я». Я буду произносить предложения, если ты со мной согласен – говори: «И я», если не согласен говори: «Не я».

Будь внимателен. (Логопед произносит фразы, а ребенок отвечает «И я» или «Не я»).

— Я люблю кормить животных.  Я люблю гладить котенка. Я покормлю щенка мышкой. Я посажу в клетку жеребенка. Я сделаю кошке конуру. Я покормлю котёнка молоком. Я посажу кролика в конуру.  

Различение голосов и интонированности речи.

Ребёнку предлагается узнать свой голос среди других (Воспроизводится запись короткого стихотворного отрывка). Послушай стихотворение. Скажешь, когда услышишь свой голос.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук [л]».  

 Послушай следующее задание: услышав звук –л-, хлопни в ладоши. Приготовся. Произносятся

 звуки [р], [л], [ш], [л], [ж], [л];

слоги ры, лы, ша, ла, ру, лу, ло, ро,  

 слова лук роза, лампа, шапка, лужа, радуга, Лунтик, котёнок, а ребенок   хлопает в ладоши, услышав звук [л].

Коррекция звукопроизносительной стороны речи. 

А сейчас будь внимателен: давай вспомним, в каком положении должны находиться

• губы в улыбке

• зубы не сжимаем между ними расстояние - дорожка

 • зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы].

• когда смотрим в зеркало по бокам языка видны пустые места  они нужны для выхода воздуха  

• горлышко работает

• гудим в кончик языка Л

Произносим несколько раз звук Л

Автоматизация звука л

  • Подскажи конец слова: пе…ла, мы…ла, шко…ла, ду…ла, бега…ла, виде…ла, обиде…ла, увиде…ла, помога..ла, Мила, води..ла, возила..  
  • Произнесение слогов с подключением движений. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги.

Кинезиалогическое упражнение «Колыбельная».

-А теперь произноси слоги ла-ла-ла-ла. А я буду укачивать Лунтика. Производить плавные движения рук из стороны в сторону.

Хочешь и ты покачать котёнка? Продолжай произносить   слоги ла-ла-ла-ла и  укачивай Лунтика. Производить плавные движения ладонью в воздухе, произнося слоги ла-ла-ла-ла.

Кинезиалогическое упражнение «Намотаем нитки на клубок».

-Котёнку очень понравилось с тобой заниматься и поэтому он не хочет засыпать. Лунтик играл с клубочками и размотал нитки. Замотай их обратно, но при этом не забывай произносить слоги ла-ла-ла-ла. Наматывания ниток с произнесением слогов ла-ла-ла.

Ребёнку даются два клубочка: он наматывает на один из них нитки, при разматывании второго появляется сюрприз-конфета или маленькая игрушка - котёнок.

 Ты очень хорошо занимался. Лунтику понравилось с тобой играть, и он приготовил для тебя сюрприз. Занятие закончено.

 

 

 

Литература.

  1. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей.- овосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.-272 с.
  4. Мещерякова Н.П. Зубович Е.В., С.В. Леонтьева. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2009-
  5.  Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
  6. Сиротюк А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М.: Сфера. 2003; Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
  7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития//Дефектология. – 2000. - №1
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: Сфера. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система использования нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, как эффективный метод подготовки детей к школе (презентация).

Использование традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий на различных этапах логопедического занятия, как средство подготовки детей к школе....

Конспект индивидуального занятия для ребенка старшего дошкольного возраста с элементами арттерапии.

Цель: развитие адекватной самооценки, преодоление тревожности, неуверенности в себе.Задачи:1.Развитие представлений ребенка о себе и собственных качествах.2. Развитие навыков рефлексии, осознания собс...

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.»...

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»

Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии. Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»...

Конспект индивидуального занятия по теме «Чебурашка на Олимпийских играх» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Автоматизация звука «Р» в словахЗадачи:коррекционные:закрепление навыка правильного произношения звука «Р» в словах;развивающие:развитие внимания и скорости реакцииобогащ...

Биоэнергопластика. Конспект индивидуального занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

Конспект индивидуального занятия с применением биоэнергопластики в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Конспект индивидуального занятия " Дифференциация звуков «С-Ш» с использованием здоровьесберегающих технологий для ребенка с задержкой психического развития".

Цель: Дифференциация звуков «С-Ш»с использованием  здоровьесберегающих технологийЗадачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнить представление ребенка о звуках «с-ш»Коррек...