Программа учителя-логопеда 2019-2020
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Программа логопеда 2019-2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_makarova_o._m._gr_8_podgotovitelnaya_novaya.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Макарова О. М.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи рабочей программы | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию рабочей программы | |
1.4 | Особенности развития дошкольников с «Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи» | |
1.5 | Целевые ориентиры освоения программы детей старшего дошкольного возраста с ТНР. | |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 | Содержание коррекционной работы с детьми | |
2.2 | Формы организации коррекционной работы с детьми | |
2.3 | Система логопедической диагностики достижения детей планируемых результатов | |
2.4 | Способы и направления поддержки детской инициативы. | |
2.5 | Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников | |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1 | Режим дня обучающихся | |
3.2 | Материально-технической обеспечение процесса коррекционной работы | |
3.3 | Методическое обеспечение образовательной деятельности | |
Приложения | ||
Приложение 1: Режимы | ||
Приложение 2: График работы учителя-логопеда |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда Макаровой О. М. (далее – рабочая программа) составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи)» Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 113 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее – ГБДОУ № 113).
Рабочая программа составлена для образования детей старшего возраста (подготовительной группы) с тяжелым нарушением речи (далее – ТНР): общим недоразвитием речи.
Срок реализации программы один учебный год: 2019-2020.
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Реализуемая рабочая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
При разработке рабочей программы учитывался контингент детей группы № 8 ГБДОУ № 113. Общая численность детей в группе составляет 13 человек.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
• Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 No1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
• Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с изменениями на 27.08.2015;
• Устава и других локальных актов ГБДОУ. Рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: реализация содержания Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) ГБДОУ № 113, целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений, профилактике возможных затруднений при овладении чтением, письмом развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к следующей ступени обучения.
Задачи:
- работать над коррекцией заикания путем синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки поэтапно: овладение навыком, автоматизация навыка, совершенствование навыка.
- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- продолжать работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью;
- овладение коммуникативными навыками;
- овладение фонетической системой русского языка,
- овладение элементами грамоты.
Решение этих задач формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
принципы коррекционного обучения:
- принцип комплексности предполагает комплексное совместное воздействие всех
педагогов на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;
- принцип дифференциации обучении детей в соответствии с их возможностями и
проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы;
- принцип концентризма речевой материал располагается в пределах одной лексической темы, независимо от вида деятельности.
- принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному и от известного к неизвестному;
- принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого
материала (фонетического, лексического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно-развивающего обучения;
- принцип доступности отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка;
- принцип индивидуализации в основе индивидной индивидуализации лежит учет
уровня психического развития ребенка;
Важное место рабочей программы занимает развивающая функция образования,
которая обеспечивает становление личности ребенка и нацеливает логопеда на его
(ребенка) индивидуальные особенности.
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Обеспечивает единство и системность воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
Программа основана на гуманно-личностном отношении к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В программе комплексно решаются задачи по охране жизни и укреплению здоровья детей, развитие всех компонентов речи, всестороннему воспитанию и обогащению развития ребенка на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности, посредством интеграции образовательных областей.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной
деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования в группе для детей с тяжелым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи.
Предполагает построение образовательного процесса на адекватный возраст формах работы с детьми (игра).
1.4 Особенности развития дошкольников с «Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи»
Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи
III уровень речевого развития.
Третий уровень развития речи характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. У дошкольников с третьим уровнем речевого развития является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: употребление простых уменьшительно – ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно – следственных связей в тексте. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух.
Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи
IY уровень речевого развития.
У дошкольников с четвёртым уровнем наблюдается несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция, незавершённость формирования звуко – слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем. Также характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи: неточное знание и понимание слов, редко встречающиеся в повседневной речевой практике, в самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия, использование стереотипных формулировок, лишь приблизительно передающих оригинальное значение слов. В большинстве случаев дети с IY уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, повтор отдельных эпизодов и второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико – фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико – фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребёнка различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции.
1.5 Целевые ориентиры освоения программы воспитанниками
Ребенок:
• обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
• усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
• употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
• умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
• умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
• правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
• умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
• умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Этапы логопедической работы:
Этапы | Цели | Задачи | Виды деятельности |
Диагнос тический (3 недели сентября) | Определение уровня развития доречевых процессов и развитие речи Индивидуализация выдвигаемых задач работы. | Определить: - уровень развитие общих речевых навыков у детей; - степень сформированности кинетического и кинестетического компонентов общений; - уровень ручной и артикуляционной моторики. Определить уровень развития фонематических процессов -объем словарного запаса импрессивной и экспрессивной речи; -уровень сформированности грамматического строя речи; - уровень развития связной. | Проведение обследования компонентов речевого развития ребѐнка; Заполнение индивидуальных речевых карт; Заполнение индивидуальных листов; Сводных. |
Подготовительный этап
•Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
• Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
• Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
• Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
• Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно- пространственных представлений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову). Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, семи-восьми предметных картинок, геометрических фигур, пяти-семи неречевых звуков и слов). Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики. Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры (на основе игрового и житейского опыта). Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие). Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей восприятию ритмических структур и их воспроизведению и по речевой инструкции Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение детей умению правильно слушать и слышать.
Основной этап
Направление работы | Целевые ориентиры |
- совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности; - развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцирован ного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей - формирование звукопроизношения; - переработка накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. - совершенствование анализа и синтеза звукового состава слова; - развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). -знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания. | - совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; – развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; – осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; – расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; - совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; – совершенствовать навыки связной речи детей; – вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; – формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты. |
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций.
Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»). Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из--за — из-под ( по словесной инструкции и по картинкам).
Обучение детей пониманию значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Совершенствование словаря, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков свойств и качеств. Закрепление в словаре числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Обучение детей умению подбирать слова с противоположным значением. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа.
Совершенствование навыков употребления глаголов.
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными
Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных,
Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, если, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится дождь, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад.)
Формирование связной речи.
Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).
Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса).
Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
Формирование речевого дыхания.
Закрепление мягкой атаки голоса.
Обучение грамоте.
Знакомство с понятием «предложение».
Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех- четырех слов с предлогом). Обучение составлению графических схем слогов, слов. Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Интеграция коррекционной работы в образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Включение ребенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия;
Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности);
Познавательное развитие
Задания на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления); Задания на формирование операций сравнения, обобщения, классификации; Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия между предметами по признакам, объединение предметов в группу по общему признаку,
Обучение пониманию иносказательного смысла слова
Художественно-эстетическое развитие
Работа над чувством ритма;
Закрепление умения различать цвета;
Физическое развитие
Обогащение двигательного опыта детей в процессе проведения физкультминуток, Формирование кинестетической и кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения специальных упражнений, речи с движением;
Обучение речевому дыханию;
Развитие у детей произвольной выразительности, модуляций голоса посредством стихотворных диалогов;
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа
Развитие моторики.
2.2 Формы организации работы с детьми.
- подгрупповая (по 6-8 детей)
- индивидуальная.
- совместная образовательная деятельность
Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальной динамики развития каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи следующее: 2 подгрупповых в неделю; индивидуальные - ежедневно. Продолжительность подгрупповых занятий в группе —30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется:
• характером и степенью выраженности речевого нарушения,
•возрастом
•индивидуальными психическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут.
Тематическое планирование работы с детьми
Месяц | Неделя | Дата | Тема | Звуки и буквы |
Сентябрь | 4я неделя | 23-27.09 | Овощи | Звук [А], буква А |
Октябрь | 1я неделя | 30.09-4.10 | Фрукты | Звук [У], буква У |
2я неделя | 7.10-11.10 | Ягоды | Звук [О], буква О | |
3я неделя | 14.10-18.10 | Грибы | Звук [Ы], буква Ы | |
4я неделя | 21.10-25.10 | Деревья. Осень | Звук [И], буква И | |
5я неделя | 28.10-1.11 | Дикие животные | Звук [Э], буква Э | |
Ноябрь | 1я неделя | 4.11-8.11 | Перелётные птицы | Звук [М],[Мь]буква М |
2я неделя | 11.11-15.11 | Зимующие птицы | Звук [В], [Вь]буква В | |
3я неделя | 18.11-22.11 | Домашние животные и их детёныши. | Звук [Н], [Нь]буква Н | |
4я неделя | 25.11-29.11 | Домашние птицы | Звук [П], [Пь]буква П | |
Декабрь | 1я неделя | 2.12-6.12 | Зима. Зимняя одежда | Звук [Т], [Ть]буква Т |
2я неделя | 9.12-13.12 | Человек, части тела | Звук [К], [Кь]буква К | |
3я неделя | 16.12-20.12 | Транспорт | Звук [С], [Сь]буква С | |
4я неделя | 23.12-27.12 | Новый год. Зимние забавы. | Звук [С], [З], [Сь] [Зь] | |
Январь | 3я неделя | 13.01-17.01 | Материалы и инструменты | Звук [Х], [Хь]буква Х |
4я неделя | 20.01-24.01 | Профессии | Звук [Б], [Бь]буква Б | |
5я неделя | 27.01-31.01 | Электроприборы | Звук [Д], [Дь]буква Д | |
Февраль | 1я неделя | 3.02-7.02 | Мебель | Звук [Г], [Гь]буква Г |
2я неделя | 10.02-14.02 | Посуда | Звук [Ш] буква Ш | |
3я неделя | 17.02-21.02 | День защитника Отечества | Звук [С], [Ш] | |
4я неделя | 24.02-28.02 | Продукты питания | Звук [Ж] буква Ж | |
Март | 1я неделя | 2.03-6.03 | Мамин день. Семья. | Звук [С], [З], [Ж] [Ш] |
2я неделя | 9.03-13.03 | Времена года. Весна. | Звук [Л], [Ль]буква Л | |
3я неделя | 16.03-20.03 | Животные жарких и холодных стран. | Звук [Р], [Рь]буква Р | |
4я неделя | 23.03-27.03 | Рыбы. | Звук [Р], [Л], [Рь] [Ль] | |
Апрель | 1я неделя | 30.03-3.04 | Школьные принадлежности. | Буква «Й» |
2я неделя | 6.04-10.04 | Космос. | Буква «Е» | |
3я неделя | 13.04-17.04 | Ранние признаки весны. Первоцветы. | Буква «Ё» | |
4я неделя | 20.04-24.04 | Возращение птиц. Насекомые. | Буква «Ю» | |
5я неделя | 27.04-30.04 | Транспорт. ПДД. | Буква «Я» | |
Май | 2я неделя | 4.05-8.05 | День Победы | Знак «Ъ», «Ь» |
3я неделя | 11.05-15.05 | Цветы | Звук [Ф], [Фь]буква Ф | |
4я неделя | 18.05-22.05 | Санкт - Петербург | Звук [Ц] буква Ц | |
5я неделя | 25.05-29.05 | Времена года. Лето. | Звук [Ч] буква Ч |
2.3. Система логопедической диагностики достижения детьми планируемых результатов
Система логопедической диагностики обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики каждого ребенка и группы в целом.
Цель: выявить проблемы в нарушении речи детей и на основании этого определить стратегию профессиональной коррекционной деятельности по преодолению речевых расстройств. Диагностика позволяет увидеть результаты работы в динамике (от начала года к концу).
Сроки проведения: 2 раза в год в сентябре и апреле.
В начале учебного года проводится первичная диагностика, целью которой является:
- выявление исходного уровня речевого развития каждого воспитанника, его стартовых возможностей;
- определение достижений ребёнка;
- обозначение проблем развития, для решения которых требуется помощь учителя-логопеда и других специалистов.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика, по показателям которой:
- оценивается результативность работы, отмечаются моменты, которые позволили добиться положительных результатов, а также выявляются причины низких;
- определяется перспектива дальнейшего коррекционно-развивающего процесса с учетом новых задач речевого и общего развития детей.
Анализ результатов диагностики заносится в сводную таблицу и в индивидуальные листы.
На основе полученных данных идет конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом развитии; формирование подгрупп для проведения занятий, определение оптимального образовательного маршрута ребенка. Планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра;
познавательно-исследовательская деятельность;
продуктивная деятельность;
коммуникативная деятельность и др.
В речевой деятельности показателем инициативной речи детей выступают обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. Речевой поток здесь безграничен.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
Цель: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
В работе пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в речевом высказывании использовать следующие методы и приемы:
• Беседы
• Вопросы
• Дидактические игры
• Чтение литературы
• Придумывание загадок
• Выполнение детьми движений в соответствии с речью
• Составление рассказа по сериям картин
• Составление рассказа по схемам детей
• Составление начала рассказа детьми
• Детская выставка рисунков (с последующим придумыванием сказки)
• Создание детьми книжек-самоделок (с привлечением родителей)
Развитие инициативности и самостоятельности детей в процессе занятий.
Целью поддержки инициативы детей в речевом развитии на занятиях создаются следующие условия:
- разнообразный дидактический материал для речевого развития, картины (предметные, сюжетные, серии картин, раскраски, рисунки для развития мелкой моторики пальцев рук);
-картотеки дидактических игр и упражнений на развитие связной, монологической речи, формирование правильного дыхания, развитие фонематического слуха и внимания. Материал для занятий подбирается в соответствии с лексической темой.
Деятельность учителя-логопеда по поддержке детской инициативы:
• Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
• Поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу;
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей.
• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
• Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор сказки для постановки (инсценировки) спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей. Участие детей в проекте: беседы по сказкам, дидактические игры с участием детей, экскурсии, выставки, творческие работы детей.
Продуктивные виды деятельности детей в речевом развитии.
• Рисование картин на тему: «Сказочная осень глазами ребенка». Составление небольшого рассказа по рисунку.
• Изготовление детьми «книжки-самоделки», по придуманным сказкам (совместная работа родителей с детьми)
• Презентация «книжки-самоделки»
Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в проектной деятельности.
1. Составление для родителей анкет «Сказка в жизни ребенка»
2. Составление для родителей памяток «Читаем детям сказки»
3.Совместная творческая работа родителей с детьми: изготовление «книжки-самоделки» (с придумыванием сказки)
2.5. Организация и формы взаимодействия с родителями воспитанников
Форма взаимодействия | Тема | Месяц |
Родительские собрания | Результаты обследования детей перспективы работы | Сентябрь |
Итоги работы. Подготовка к выпуску. | Апрель | |
Собрания по плану воспитателей. | в.т.ч. года | |
Консультации индивидуальные, подгрупповые | Ежедневно в соответствии с продвижением и успешностью детей | Еженедельно |
Отрытые занятия | Логоритмика | Октябрь Январь |
Совместная деятельность по детско-родительским проектам | В соответствии с тематикой годового плана ГБДОУ | В течении года |
Совместные праздники | Новый год | Декабрь |
8 марта | Март | |
Выпускной праздник | Май | |
Семинары-практикумы | Приемы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук | Ноябрь |
Направления работы по профилактике дисграфии у детей с ТНР | Февраль | |
Оформление папок передвижек | Направление работы по профилактике дисграфии у детей с ТНР | Октябрь |
Формирование связной речи у детей с ТНР | Апрель |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Режим дня
Учебная нагрузка определяется на основании СанПиНа 2.4.1.3049- 13. Занятия с логопедом проводятся ежедневно по подгруппам – 2 раза в неделю по 30 мин. и индивидуально – ежедневно по 10-15 мин.
Объем образовательной нагрузки | Длительность занятий | Количество занятий | Перерыв между занятиями | |
в день | в неделю | |||
Подгрупповые | 30 | 1 | 2 | 10 |
Индивидуальные | 10-15 | ежедневно |
Организационные условия реализации рабочей программы
Режим пребывания воспитанников в группе 12 часов.
Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 Индивидуализация и дифференциация коррекционно-развивающей деятельности реализуется в структуре индивидуальных и подгрупповых форм работы.
В структуре занятий статического характера проводится физкультминутка.
Психолого-педагогические условия
Психолого-педагогические средства, применяемые в коррекционно-развивающей работе, придающие своеобразие процессу обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи:
• охранительный педагогический режим;
• индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности,
• активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе,
• наглядность,
• повторность в обучении,
• структурная простота содержания;
3.2. Материально-техническое обеспечение процесса коррекционной работы.
Оснащение логопедического кабинета
• шкафы для хранения пособий, игр, методической литературы,
• ковролин
• магнитная доска
• столы и стулья для детей
(соответствующие Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 N 26 (2.4.1.3049-13).
Коррекционная работа проводится в логопедическом кабинете и в групповом помещении.
Организация развивающей предметно–пространственной среды
• Азбука букв и слогов, печатные буквы, кубики с буквами и цифрами.
• Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов
• «Альбом для обследования восприятия и произношения слов разной структуры сложности» (О.Б. Иншакова), «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева) и др.
• Вкладыши (по типу вкладышей М. Монтессори).
• Внутренние и внешние трафареты с изображением различных предметов по разным лексическим темам.
• Графические схемы предложений, слов, слогов
• Дидактические игры различного содержания
• Дидактический литературный материал: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов.
• Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева) и др.
• Доска настенная.
• Зеркала (настенное с лампой дополнительного освещения и индивидуальные детские).
• Игрушки для застегивания и шнуровки.
• Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе.
• Картинки с изображением времен года, частей суток и др.
• Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
• Карточки с чистоговорками, стихотворными диалогами.
• Магнитная доска.
• Материалы для постановки правильного дыхания
• Материалы для обследования.
• Наборы картинок для группировки и обобщения по различным лексическим темам
• Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков.
• Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
• Предметные картинки по лексическим темам
• Раздаточный материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
• Разрезной алфавит.
• Ребусы, кроссворды, изографы
• Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
3.3 Методическое обеспечение образовательной деятельности
«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.В. Лопатина СПб 2014
Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Игры и логические упражнения с цифрами.» —СПб.: КАРО, 2007.
Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет.» СПб.:КАРО, 2010.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.В. «Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр» СПб «Детство- Пресс» 1999
«Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка.» Авторы-составители: Л. Б. Баряева, Ю. С. Галлямова, Е. Д. Гудошникова и др. / Под ред. С. В. Жолована ― СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
Зайцева Е.С., Шептунова В.К. «Тестовая методика обследования речи детей» СПб.: Каро 2012
Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами». Москва «Гном – Пресс»1999
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. И др. пособия автора.
Лебедева И. Н. «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии.» — М.: Просвещение, 1968.
Лопатина Л. В. «Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией.» — СПб.: СОЮЗ, 2004.
Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников.» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.» – М.: Аквариум, 1995
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб "ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.», СПб.: КАРО, 2006.
Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика» СПб «Каро» 2007
Синицина Е. «Умные пальчики» Москва «Лист» 1999
Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.» – М., 2000.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.» — М., 2005.
Чистякова О.В. «30 занятий для предупреждения дисграфии» СПб «Литература» 2010 Шалимов В.Ф., Новикова Г.Р. Клиника интеллектуальных нарушений 2е издание Москва 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение
1. Режимы Приложение
2. График работы учителя-логопеда
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год
В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...
Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на логопедическом пункте...
Годовой план учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Годовой план учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 г.
Годовой план не статичен по своему характеру и является открытым для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей педагогов, родите...
Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч. год
Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч. год...
рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
рабочая программа деятельности учителя-логопеда...
Рабочая программа учителя - логопеда на 2019 - 2020 учебный год
Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Раскрыт целевой, содержателый и организационный раздел Программы. Также представлена...