Программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте "Весёлая Азбука"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Программа кружка "Весёлая Азбука". Данный материал будет полезен логопедам, а также воспитателям подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vesyolaya_azbuka.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Весёлая Азбука»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок» города Зеленокумска Советского района»
Автор: учитель-логопед – Волик Н.В.
г. Зеленокумск
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.
Например:
- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;
- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Новизна программы «Весёлая Азбука» состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н.И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. В программе «Весёлая Азбука» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте. Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятия «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- учить выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слов);
- начать работу формирование первоначальных навыков письма по подготовке руки к письму;
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам.
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развивать фонематический слух;
- развивать понимание речи, работать над расширением, активизацией словаря;
- развивать коммуникативную функцию речи;
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать умение работать;
- воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Ожидаемые результаты.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут:
знать:
- все звуки и буквы русского языка;
- понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- что в слове один слог – главный, ударный;
- классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
уметь:
- вычленять первый и последний звук в слове;
- выделять слова в предложении, определять их место;
- проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
- выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- делить слова на слоги, считать слоги в слове;
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами; правильно держать руку;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- штриховать нарисованные предметы разными видами штриховки.
владеть:
- понятиями: звук, буква, слог, слово;
- терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Организация и проведение кружка.
Возраст детей - данная программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста (подготовительная группа).
Длительность занятия до 30 минут.
Количество участников – 12 детей.
Форма организации – групповые занятия.
Работа кружка проводится в логопедическом кабинете д/с «Светлячок» по вторникам в 16.00.
Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года, 37 занятий за учебный год.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Список детей, посещающих кружок «Весёлая Азбука». | |
№ п/п | Фамилия, имя ребенка. |
1. | Мурат гр. «Фиалочка» |
2. | Олеся гр. «Фиалочка» |
3. | Диана гр. «Фиалочка» |
4 | Ксения гр. «Фиалочка» |
5. | Софья гр. «Дюймовочка» |
6. | Олег гр. «Дюймовочка» |
7. | Петя гр. «Дюймовочка» |
8. | Елисей гр. «Дюймовочка» |
9. | Лиза гр. «Цыплёнок» |
10. | Максим гр. «Цыплёнок» |
11. | Вика гр. «Цыплёнок» |
12. | Кирилл гр. «Цыплёнок» |
Критерии достижения цели программы.
- системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества;
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);
- система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка);
- эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности);
- повышение уровня воспитанности;
- интерес к занятиям;
- мотивация на дальнейшее обучение;
Уровни усвоения программы.
Низкий –ребенок допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.
Высокий –владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Владеет навыком чтения.
Форма подведения итогов:
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | дата | |
всего | ||||
кол-во занятий | мин. | |||
1 | Диагностика | 1 | 30 мин | 03.09.2019 |
2 | Давайте познакомимся. Веселый язычок. «Посади бабочку на цветок» Звук [У] и буква У. | 1 | 30 мин | 10.09.2019 |
3 | Понятие о звуковом ряде.» «Собираем урожай-яблоки в корзинку» Звук [А] и буква А. | 1 | 30 мин | 17.09.2019 |
4 | «Осень. Листики падают с дерева» Звук [И] и буква И. | 1 | 30 мин | 24.09.2019 |
5 | «Ловим рыбку» Звук [Э] и буква Э. | 1 | 30 мин | 01.10.2019 |
6 | «Угостим куклу конфетами» Звук [О] и буква О. | 1 | 30 мин | 08.10.2019 |
7 | «Делаем заготовки на зиму-в банки помидоры» Звук [Ы] и буква Ы. | 1 | 30 мин | 15.10.2019 |
8 | «Магазин» «Леденцы» Гласные звуки и буквы | 1 | 30 мин | 22.10.2019 |
9 | «Зонтики и дождик» Звук [М] и буква М. | 1 | 30 мин | 29.10.2019 |
10 | «Лягушки» Звук [П] и буква П. | 1 | 30 мин | 05.11.2019 |
11 | «Украшаем платье» Звук [Т] и буква Т. | 1 | 30 мин | 12.11.2019 |
12 | «У Копатыча в огороде. Собираем капусту в корзинку» Звук [К] и буква К. | 1 | 30 мин | 19.11.2019 |
13 | «Катя заболела. Витаминки» Звук [Х] и буква Х. | 1 | 30 мин | 26.11.2019 |
14 | «Сервиз для бабушки» Звук [С] и буква С. | 1 | 30 мин | 03.12.2019 |
15 | «Починим новогоднюю гирлянду» Звук [Н] и буква Н. | 1 | 30 мин | 10.12.2019 |
16 | «Подарки Деда Мороза и Снегурочки» Звук [З] и буква З. | 1 | 30 мин | 17.12.2019 |
17 | «Украсим ёлочку к празднику» Звук [Ш] и буква Ш. | 1 | 30 мин | 24.12.2019 |
18 | «Нотки для музыканта» Звук [Л] и буква Л. | 1 | 30 мин | 14.01.2020 |
19 | «Гаражи и машинки» Звук [Р] и буква Р. | 1 | 30 мин | 21.01.2020 |
20 | «Кот и клубочки» Звук [В] и буква В. | 1 | 30 мин | 28.01.2020 |
21 | «Угостим Мишку мёдом» Звук [Ж] и буква Ж. | 1 | 30 мин | 04.02.2020 |
22 | «Печем блинчики» Звук [Б] и буква Б. | 1 | 30 мин | 11.02.2020 |
23 | «Одень спортсмена» Звук [Г] и буква Г. | 1 | 30 мин | 18.02.2020 |
24 | «Паучок и мухи» Звук [Д] и буква Д. | 1 | 30 мин | 25.02.2020 |
25 | «Собираемся в путешествие-расселяем пассажиров в вагоны» Звук [Й] и буква Й. | 1 | 30 мин | 03.03.2020 |
26 | «Соберем букет» Звук [Ц] и буква Ц. | 1 | 30 мин | 10.03.2020 |
27 | «Воздушные шары» Звук [Щ] и буква Щ. | 1 | 30 мин | 17.03.2020 |
28 | «Сложим колечки в шкатулку» Звук [Ч] и буква Ч. | 1 | 30 мин | 24.03.2020 |
29 | «Бусы для мамы» Буква Ь. | 1 | 30 мин | 31.03.2020 |
30 | «Космос. Звезды» Буква Я. | 1 | 30 мин | 07.04.2020 |
31 | «Наведем порядок в комнате-расставь игрушки на полку» Буква Ю. | 1 | 30 мин | 14.04.2020 |
32 | «Строим дом» Буква Е. | 1 | 30 мин | 21.04.2020 |
33 | «Яблоки для ёжика» Буква Ё. | 1 | 30 мин | 28.04.2020 |
34 | «Награды для солдата» Звук [Ф] и буква Ф. | 1 | 30 мин | 05.05.2020 |
35 | «Собираем ранец в школу» Буква Ъ. | 1 | 30 мин | 12.05.2020 |
36 | Итоговое занятие: «Путешествие в страну Букв и Звуков» | 1 | 30 мин | 19.05.2020 |
37 | Диагностика | 1 | 30 мин | 26.05.2020 |
Итого | 37 занятий | 18 часов 30 мин |
Месяц | Раздел, тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика | выявление знания детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Беседа. Практическое занятие | индивидуальная | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам обучения грамоте» Презентация «Программа дополнительного образования «Весёлая Азбука» |
«Давайте познакомимся», «Веселый язычок» Звук [У] и буква У. | формировать у детей представление об устной и письменной речи; познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Понятие о звуковом ряде. Звук [А] и буква А. | знакомство с буквой А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [И] и буква И. | знакомство с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове; упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Октябрь | Звук [Э] и буква Э. | знакомство с буквой Э, продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | |
Звук [О] и буква О. | знакомство с буквой О; развивать зрительное и тактильное восприятие; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в фронтальная образовании множественного числа существительных; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Беседа с родителями об успехах их детей Проведение практикумов «Развиваем моторику рук» Проведение практикумов, «Ручка и карандаш – мои помощники». Памятка для родителей «Звукобуквенный анализ слова». Памятка для родителей «Как составить рассказ по картинке» | |
Звук [Ы] и буква Ы. | знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Гласные звуки и буквы | формировать умение различать и правильно произносить звуки [а, о, и, ,], учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, учиться правильно, аккуратно рисовать буквы. развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время рисование, | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [М] и буква М. | познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Ноябрь | Звук [П] и буква П. | знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Проведение практикумов, «Развиваем моторику рук» |
Звук [Т] и буква Т. | знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [К] и буква К. память закреплять умение дорисовывать недостающие элементы букв. | знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Звук [Х] и буква Х. | знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. | Беседа. Практическое занятие | |||
Декабрь | Звук [С] и буква С. | знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Памятка для родителей «Звукобуквенный анализ слова» Помощь в изготовлении методического пособия Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте". |
Звук [Н] и буква Н. | знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Звук [З] и буква З. | знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [Ш] и буква Ш. | знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память. учиться правильно, аккуратно рисовать буквы. развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время рисование. | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Январь | Звук [Л] и буква Л. | знакомство с буквой Л, упражнять в определении позиции звука в словах, в делении слов на слоги, в умении образовывать притяжательные прилагательные; в образовании формы прошедшего времени глагола; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Консультация для родителей «Домашняя библиотека» Проведение родительского собрания «Как приучить детей читать» |
Звук [Р] и буква Р. | знакомство с буквой Р, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять слог по счёту; закреплять навык чтения слогов и слов, звуко-слогового анализа слов, закреплять словообразование относительных прилагательных; пополнять словарный запас. развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Звук [В] и буква В. | знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Февраль | Звук [Ж] и буква Ж. | знакомство с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | Консультация «Учим говорить детей правильно» Оформление папки - передвижки для родителей «Игры и упражнения по подготовке руки дошкольника к письму» Родительское собрание: «Какие успехи». |
Звук [Б] и буква Б. | знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [Г] и буква Г. | знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Звук [Д] и буква Д. | знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж),развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание; | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Март | Звук [Й] и буква Й. | знакомство с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Беседа «Учимся, играя» Заполнение рубрики в уголке для родителей «Учимся звуковому анализу и синтезу слов». День открытых дверей |
Звук [Ц] и буква Ц. | знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [Щ] и буква Щ. | знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса -щик. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
Звук [Ч] и буква Ч. | знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание Учить составлять слово из звуков; проводить звуко-буквенный анализ, пополнять словарный запас | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Буква Ь. | Знакомство с буквой Ь, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слов; упражнять в изменении множественного числа существительных по падежам (родительный падеж); пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, связную речь фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику, учиться правильно, аккуратно рисовать буквы. развивать мелкую моторику; следить за осанкой во время рисование | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Апрель | Буква Я. | знакомство с буквой Я, формировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' а]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе прилагательных к существительному, в образовании относительных прилагательных, в составлении предложений по опорным словам, в составлении схем предложений, пополнять словарный запас, развивать восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику; | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Проведение родительского собрания «Волшебные звуки», Помощь в изготовлении методического пособия. Памятка для родителей «Как выполнить домашнее задание», |
Буква Ю. | знакомство с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление. Учить проводить звуко-буквенный анализ звуков; уметь определять положение звука в слове(в начале, середине, в конце) | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Буква Е. | знакомство с буквой Е, формировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' э]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе прилагательных к существительному, в образовании относительных прилагательных, в составлении предложений по опорным словам, в составлении схем предложений, пополнять словарный запас, развивать восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику; | Беседа. Практическое занятие | фронтальная | ||
Буква Ё. | познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, логическое мышление, мелкую моторику. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
\Май | Звук [Ф] и буква Ф. | знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», Консультация для родителей «Домашняя библиотека» Родительское собрание «Результаты детей». |
Буква Ъ. | знакомство с разделительным твердым знаком, продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, внимание. | Беседа. Практическое занятие | Фронтальная | ||
«Путешествие в страну Букв и Звуков» | Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте; учить узнавать букву в любом положении; продолжать учить слоговому чтению; пополнять словарный запас | Практическое занятие | Фронтальная | ||
Диагностика | Выявление результата полученных знаний детей в области обучения грамоты посредством дидактического материала на начало года. | Практическое занятие | индивидуальная |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок» города Зеленокумска Советского района»
- Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова. Тетрадь логопедических занятий. Старшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2010г.
- Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова. Тетрадь логопедических занятий. Подготовительная группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2010г.
- Волина В. Занимательная азбуковедение .
- Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой .М.,
- Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.,
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения .М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...
Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...
Рабочая программа. Кружок по подготовке детей к обучению грамоте
Рабочая программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте - документ, позволяющий осуществлять образовательную деятельность педагогу допобразования. Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год...
Программа кружка по подготовке детей к школе:"Тропинка к школе"
Программа ориентированна на углубленное изучение математики , обучение грамоте....
Рабочая программа кружка по подготовке детей к овладению английским языком
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28748446","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...