Конспект занятия "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ш»
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ 5-6 ЛЕТ № 7
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
ПАВЛОВИЧ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
2019 г.
Цель: познакомить со звуком «Ш», с буквой «Ш»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить артикуляцию и характеристику звука (Ш);
- расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении слов;
- продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, уметь определять местоположение звука (ш) в словах;
- познакомить с буквой Ш;
- закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме; упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш);
Коррекционно - развивающие:
- развивать связную речь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, внимание и память;
- закрепление навыка словоизменения (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных);
- развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов; умение подбирать слова к готовым схемам, умение ориентироваться на плоскости листа; умение выделять букву «Ш» среди других букв.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить);
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Материалы и оборудование: ноутбук, отрывок из мультфильма «Маша и Медведь», игрушки: Маша, Медведь, шарик, шапка, шарф, мишка, мышка, лошадка, карандаш, ковш, погремушка, лягушка, машина, груша; три домика со схемами положения звука в слове, счетные палочки, буквы А, О, У, М, С, Х, Ш, слоги со звуком Ш; раздаточные листы для детей с объемной буквой Ши печатными буквами с точками, слоги для чтения.
Ход образовательной деятельности.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. При встрече принято здороваться. Поприветствуйте своих гостей, друг друга, и улыбнемся всем.
Логопед: Вы любите сказки?
Дети: ответы детей.
Логопед: А хотите отправиться в сказку!
Дети: Да
Логопед: Тогда нужно произнести волшебные слова:
- Раз - два - три - четыре - пять!
Вот и в сказке мы опять!
Дети произносят волшебные слова вместе с логопедом.
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь»
Логопед: Кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети: «Маша и Медведь».
Логопед: Давайте посмотрим, что там у них сейчас происходит?
(Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и Медведь»)
Логопед: Ребята, что же хочет Маша?
Дети: Учиться в школе.
Логопед: А мы с вами сможем помочь Маше и Медведю?
Дети: Да.
Логопед: Давайте поиграем в школу и возьмем с собой Машу.
Показ куклы Маши
Логопед: Маша очень хочет с вами поучиться, расскажем ей, что мы уже знаем?
Дети: Да.
Логопед: А ты, Маша, посиди и послушай.
- Практический этап.
Логопед: Вспомним, чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед: На какие две группы делятся все звуки, каким цветом мы их обозначаем.
Дети: Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные - обозначаем красным цветом, согласные- обозначаем синим цветом.
Логопед: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: При произнесение гласного звука, воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Когда мы произносим согласный звук, воздух встречает препятствие: губы, зубы, язык. Мы его тянуть не можем.
1. Дидактическая игра «Звук и слово».
Логопед: Я показываю букву, а вы называете звук, который обозначает эта буква и придумываете слово, которое начинается с этого звука.
Логопед: Определяем какой это звук, гласный или согласный.
2. Сообщение темы, постановка задачи.
Логопед: А теперь пришла пора, загадки отгадать друзья.
(показ картинок на отгадки)
Я защищаю голову от мороза и холода (шапка).
Не страшен мороз Мишутке,
Одет он в тепленькую…(шубку).
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (шарф)
Логопед: Молодцы, отгадали загадки. Выделите первый звук в словах шапка, шубка, шарф, и вы узнаете, какой звук мы с Машей будем изучать сегодня. Дети: Звук ш.
Логопед: Молодцы!
3. Характеристика звука [Ш].
Логопед: Давайте поподробнее расскажем Маше об этом звуке.
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Поднимем язычки кверху, губы в трубочку и пошипим «ш-ш-ш-ш»
А кто ещё может шипеть?
Дети: Змея.
(Показ картинки змеи)
Логопед: Давайте с вами превратимся в змею
(подражание змее – руками изображаем рот змеи и шипим длительно).
Логопед: Гусь.
(показ картинки гуся, превращаемся в гуся – вытягивает шею и шипим)
Логопед: Листья шуршат
(показ картинки листьев – ладонями показываем листья и отрывисто шипим)
Логопед: Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная?
Дети: Теплая, плавная.
Логопед: Когда мы произносим звук [Ш], струя воздуха встречает преграды?
Дети: Да, язык и зубы.
Логопед: Значит, какой это звук? Согласный или гласный?
Дети: Согласный.
5. Тактильный контроль
Логопед: Приложите ладонь к горлышку, скажем ШШШ. Как было в домике, тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
Дети: Тихо.
Логопед: Значит, какой это звук? Глухой или звонкий?
Дети: Глухой.
Логопед: Обратите внимание у звука [Ш] есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Итог: звук [Ш]: согласный, глухой, твердый.
6. Демонстрация буквы Ш.
Согласный твердый звук мы обозначаем синим кружочком.
Звук [Ш] на письме обозначается буквой «Ш»
7. Физкультминутка.
А сейчас у нас с Машей музыкальная разминка: «Зарядка с Машей и Медведем» (аудиозапись)
8. Определение звука [Ш] в разных позициях словах
Дидактическая игра «Найди, где спрятался звук в словах».
Логопед: Назовите предметы, которые лежат в этой коробке
(показ игрушек и предметов в названии которых есть звук [Ш])
Логопед: Ребята, звук [Ш] очень любит прятаться в словах, а у нас есть интересная игра «Найди, где спрятался звук в словах» в начале, середине или в конце слова, нужно разложить предметы согласно схемам.
(На мольберте расположены 3 домика. На каждом домике - схема, обозначающее место звука в слове. В корзине лежат картинки разных игрушек и предметов, названия которых имеют звук [Ш] в разных позициях. Необходимо разложить предметы по коробкам. В первый домик положить предметы со звуком [Ш] в начале слова, во второй - в середине, в третий домик - в конце слова. При произнесении слова выделять звук [Ш])
9. Игра (деление слов на слоги)
Логопед: Ребята, расскажите Маше, как мы определяем, сколько слогов в слове?
Дети: Сколько гласных, столько слогов.
Логопед: Давайте определим, сколько слогов в названии наших игрушек?
Например, беру картинку, называем, определяем, сколько слогов в слоге.
Прохлопайте слоги.
Предметные картинки:
в начале: шапка, шарф, шампунь, шарик.
В середине: лягушка, мишка, кошка, машина, лошадка.
В конце: ковш, мышь, карандаш.
10. Игра «Назови ласково» (игра с мячом)
Логопед: Ребята, Маша любит, когда ее называют ласково, назовите ее ласково.
Дети: Машенька.
Логопед: А как назвать ласково Сашу, Пашу, Мишу? А как назвать ласково солнце, гармонь, горох, окно, ухо, воробей.
Дети: ответы детей.
(после игры дети садятся за столы)
Знакомство с буквой [Ш].
Логопед: Ребята, посмотрите на букву Ш.
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
Логопед: На что похожа буква [Ш]?
Дети: Вилка, вилы, забор.
Логопед: Из каких элементов она состоит? Сколько этих элементов?
Дети: 4 элемента.
Логопед: Сложите из палочек букву «Ш». Сколько палочек вы возьмете?
Дети: 4 палочки.
11. Чтение слогов
Логопед: А сейчас, Маша, наши дети научат тебя читать.
(Чтение слогов на доске)
ША АШ
ШО ОШ
ШУ УШ
12. Работа в тетради. Развитие графомоторных функций.
Логопед: А теперь пришла пора, букву написать друзья. Но прежде, чем приступить к заданию, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки)
Маша кашей всех кормила. (дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу загибают по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.
Логопед: Пальчики размяли, можно выполнять следующие задания. Логопед: Перед тем как обвести и написать букву ручкой вспомним, как правильно держать ручку:
Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим пальцем ее прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
Красиво букву вывожу.
Дети самостоятельно выполняют задания на раздаточных листах.
- Дети «пишут» букву пальцем на парте. (воспитатель мелом на доске)
- Заштрихуй объемную букву Ш синим карандашом.
- Написать букву [Ш] по пунктирным линиям, самостоятельно карандашом.
- Рефлексивно – оценочный этап.
Появляется Мишка (игрушка)
Мишка: Маша, куда ты опять пропала?
Маша: Я играла с ребятами в школу.
Логопед: Ребята, давайте расскажем Мишке, чему мы научили Машу?
Дети: ответы детей.
Логопед: Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали за время игры?
Дети: ответы детей.
Логопед: С каким звуком вы познакомились?
Дети: Cо звуком [Ш].
Логопед: Какое задание для вас было самым интересным?
Дети: ответы детей.
Логопед: Ребята, Мишка приготовил вам угощенье. Давайте поблагодарим его. (Дети благодарят Мишку)
Логопед: «Маше и Медведю» пора возвращаются в свою сказку.
А мы похлопаем, друг другу. Благодарю вас за работу. Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им доброго дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...
- Мне нравится (1)