Конспект занятия "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мальцева Ольга Николаевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx72.6 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИhttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0fbb/00063dc2-86632405/hello_html_2904574a.jpg

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ш»

ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ 5-6 ЛЕТ № 7

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

ПАВЛОВИЧ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

2019 г.

Цель: познакомить со звуком «Ш», с буквой «Ш»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить артикуляцию и характеристику звука (Ш);
  • расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении слов;
  • продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, уметь определять местоположение звука (ш) в словах;
  • познакомить с буквой Ш;
  • закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме; упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш);

Коррекционно - развивающие:

  • развивать связную речь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, внимание и память;
  • закрепление навыка словоизменения (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных);
  • развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов; умение подбирать слова к готовым схемам, умение ориентироваться на плоскости листа; умение выделять букву «Ш» среди других букв.

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить);
  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Материалы и оборудование: ноутбук, отрывок из мультфильма «Маша и Медведь», игрушки: Маша, Медведь, шарик, шапка, шарф, мишка, мышка, лошадка, карандаш, ковш, погремушка, лягушка, машина, груша; три домика со схемами положения звука в слове, счетные палочки, буквы А, О, У, М, С, Х, Ш, слоги со звуком Ш; раздаточные листы для детей с объемной буквой Ши печатными буквами с точками, слоги для чтения.

Ход образовательной деятельности.

  1. Мотивационно - ориентировочный этап.

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. При встрече принято здороваться. Поприветствуйте своих гостей, друг друга, и улыбнемся всем.

Логопед: Вы любите сказки?

Дети: ответы детей.

Логопед: А хотите отправиться в сказку!

Дети: Да

Логопед: Тогда нужно произнести волшебные слова:

- Раз - два - три - четыре - пять!

                                               Вот и в сказке мы опять!

Дети произносят волшебные слова вместе с логопедом.

Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь»

Логопед: Кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети: «Маша и Медведь».

Логопед: Давайте посмотрим, что там у них сейчас происходит?

(Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и Медведь»)

Логопед: Ребята, что же хочет Маша?

Дети: Учиться в школе.

Логопед: А мы с вами сможем помочь Маше и Медведю?

Дети: Да.

Логопед: Давайте поиграем в школу и возьмем с собой Машу.

Показ куклы Маши

Логопед: Маша очень хочет с вами поучиться, расскажем ей, что мы уже знаем?

Дети: Да.

Логопед: А ты, Маша, посиди и послушай.

  1. Практический этап.

Логопед: Вспомним, чем отличается звук от буквы?

Дети: Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: На какие две группы делятся все звуки, каким цветом мы их обозначаем.

Дети: Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные - обозначаем красным цветом, согласные- обозначаем синим цветом.

Логопед: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произнесение гласного звука, воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Когда мы произносим согласный звук, воздух встречает препятствие: губы, зубы, язык. Мы его тянуть не можем.

1. Дидактическая игра «Звук и слово».

Логопед: Я показываю букву, а вы называете звук, который обозначает эта буква и придумываете слово, которое начинается с этого звука.

Логопед: Определяем какой это звук, гласный или согласный.

2. Сообщение темы, постановка задачи.

Логопед: А теперь пришла пора, загадки отгадать друзья.

(показ картинок на отгадки)

Я защищаю голову от мороза и холода (шапка).

Не страшен мороз Мишутке,

Одет он в тепленькую…(шубку).

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (
шарф)

Логопед: Молодцы, отгадали загадки. Выделите первый звук в словах шапка, шубка, шарф, и вы узнаете, какой звук мы с Машей будем изучать сегодня. Дети: Звук ш.

Логопед: Молодцы!

3. Характеристика звука [Ш].

Логопед: Давайте поподробнее расскажем Маше об этом звуке.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Поднимем язычки кверху, губы в трубочку и пошипим «ш-ш-ш-ш»

А кто ещё может шипеть?

Дети: Змея.

(Показ картинки змеи)

Логопед: Давайте с вами превратимся в змею

(подражание змее – руками изображаем рот змеи и шипим длительно).

Логопед: Гусь.

(показ картинки гуся, превращаемся в гуся – вытягивает шею и шипим)

Логопед: Листья шуршат

(показ картинки листьев – ладонями показываем листья и отрывисто шипим)

Логопед: Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная?

Дети: Теплая, плавная.

Логопед: Когда мы произносим звук [Ш], струя воздуха встречает преграды?

Дети: Да, язык и зубы.

Логопед: Значит, какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный.

5. Тактильный контроль

Логопед: Приложите ладонь к горлышку, скажем ШШШ. Как было в домике, тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

Дети: Тихо.

Логопед: Значит, какой это звук? Глухой или звонкий?

Дети: Глухой.

Логопед: Обратите внимание у звука [Ш] есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Итог: звук [Ш]: согласный, глухой, твердый.

6. Демонстрация буквы Ш.

Согласный твердый звук мы обозначаем синим кружочком.

Звук [Ш] на письме обозначается буквой «Ш»

7. Физкультминутка.

А сейчас у нас с Машей музыкальная разминка: «Зарядка с Машей и Медведем» (аудиозапись)

8. Определение звука [Ш] в разных позициях словах

Дидактическая игра «Найди, где спрятался звук в словах».

Логопед: Назовите предметы, которые лежат в этой коробке

(показ игрушек и предметов в названии которых есть звук [Ш])

Логопед: Ребята, звук [Ш] очень любит прятаться в словах, а у нас есть интересная игра «Найди, где спрятался звук в словах» в начале, середине или в конце слова, нужно разложить предметы согласно схемам.

(На мольберте расположены 3 домика. На каждом домике - схема, обозначающее место звука в слове. В корзине лежат картинки разных игрушек и предметов, названия которых имеют звук [Ш] в разных позициях. Необходимо разложить предметы по коробкам. В первый домик положить предметы со звуком [Ш] в начале слова, во второй - в середине, в третий домик - в конце слова. При произнесении слова выделять звук [Ш])

9. Игра (деление слов на слоги)

Логопед: Ребята, расскажите Маше, как мы определяем, сколько слогов в слове?

Дети: Сколько гласных, столько слогов.

Логопед: Давайте определим, сколько слогов в названии наших игрушек?

Например, беру картинку, называем, определяем, сколько слогов в слоге.

Прохлопайте слоги.

Предметные картинки:

в начале: шапка, шарф, шампунь, шарик.

В середине: лягушка, мишка, кошка, машина, лошадка.

В конце: ковш, мышь, карандаш.

10. Игра «Назови ласково» (игра с мячом)

Логопед: Ребята, Маша любит, когда ее называют ласково, назовите ее ласково.

Дети: Машенька.

Логопед: А как назвать ласково Сашу, Пашу, Мишу? А как назвать ласково солнце, гармонь, горох, окно, ухо, воробей.

Дети: ответы детей.

(после игры дети садятся за столы)

Знакомство с буквой [Ш].

Логопед: Ребята, посмотрите на букву Ш.

Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

Логопед: На что похожа буква [Ш]?

Дети: Вилка, вилы, забор.

Логопед: Из каких элементов она состоит? Сколько этих элементов?

Дети: 4 элемента.

Логопед: Сложите из палочек букву «Ш». Сколько палочек вы возьмете?

Дети: 4 палочки.

11. Чтение слогов

Логопед: А сейчас, Маша, наши дети научат тебя читать.

(Чтение слогов на доске)

ША АШ

ШО ОШ

ШУ УШ

12. Работа в тетради. Развитие графомоторных функций.

Логопед: А теперь пришла пора, букву написать друзья. Но прежде, чем приступить к заданию, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки)

Маша кашей всех кормила. (дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

Логопед: Пальчики размяли, можно выполнять следующие задания. Логопед: Перед тем как обвести и написать букву ручкой вспомним, как правильно держать ручку:

Я ручку правильно возьму:

На средний ноготь положу,

Теперь большим пальцем ее прижму,

И указательным держу.

От точки вправо я пишу

Красиво букву вывожу.

Дети самостоятельно выполняют задания на раздаточных листах.

  • Дети «пишут» букву пальцем на парте. (воспитатель мелом на доске)
  • Заштрихуй объемную букву Ш синим карандашом.
  • Написать букву [Ш] по пунктирным линиям, самостоятельно карандашом.
  1. Рефлексивно – оценочный этап.

Появляется Мишка (игрушка)

Мишка: Маша, куда ты опять пропала?

Маша: Я играла с ребятами в школу.

Логопед: Ребята, давайте расскажем Мишке, чему мы научили Машу?

Дети: ответы детей.

Логопед: Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали за время игры?

Дети: ответы детей.

Логопед: С каким звуком вы познакомились?

Дети: Cо звуком [Ш].

Логопед: Какое задание для вас было самым интересным?

Дети: ответы детей.

Логопед: Ребята, Мишка приготовил вам угощенье. Давайте поблагодарим его. (Дети благодарят Мишку)

Логопед: «Маше и Медведю» пора возвращаются в свою сказку.

А мы похлопаем, друг другу. Благодарю вас за работу. Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им доброго дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...