«Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Альбина Флюра Шарифулловна

Знакомство  родителей с особенностями и проблемами речевого развития детей, с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.12.2023_kruglyy_stol_s_roditelyam.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Родничок»

КРУГЛЫЙ СТОЛ С РОДИТЕЛЯМИ

«Особенности и проблемы речевого развития

у детей дошкольного возраста»

Альбина Ф.Ш.,

учитель-логопед

2023 год

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. 

Задачи:

- Познакомить родителей с особенностями и проблемами речевого развития детей, с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 

- Вовлечь родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ.

-  Выработать  единые требования к развитию речи в семье и в ДОУ.

Ход работы:

Добрый вечер! Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме круглого стола, а она действительно заслуживает внимания. «Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста». Развитие речи дошкольников – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе. 

В содержание образовательной области «Речевое развитие» по Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) включает следующие аспекты:

Формирование словаря. Обогащение запаса слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Закрепление умения использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями. Введение в словарь детей антонимов, многозначных слов. Активизация словаря: совершенствование умения использовать разные части речи точно по смыслу.

Звуковая культура речи. Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: внятное и отчётливое произношение слов и словосочетаний с естественной интонацией. Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развитие интонационной стороны речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Грамматический строй речи. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имён прилагательных.

Связная речь. Подведение детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия. Формирование умения использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений.

Подготовка к обучению грамоте. Формирование интереса к языку, осознанного отношения к языковым явлениям. Освоение звукового анализа четырёхзвуковых и пятизвуковых слов. Закрепление умения интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове.

Формирование интереса к художественной литературе.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи. Таких детей очень много. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

Практическая часть. Игра.

Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.

Вашему вниманию сегодня будет предоставлены игры, которые вы можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, максимум времени. Итак, начнём.  Дорогие родители, поиграем немного с вами.

Игра «Шаги». (Кто быстрее доберется до…)

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Все круглое». Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы:

«все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай);

«все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава);

«все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит);

«Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…);

«Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Игра «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход: Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон.     Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как «робот».

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как «крутой, блатной».

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как «школьник, не выучивший урок»:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как «сентиментальная дева»:

Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как будто вам подарили миллион, т.е. с восторгом, с радостью

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Поэтому предлагаю вам поиграть игру с шариком Су-джок игру «Шарик в руки я возьму»

Заключительная часть.

В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу). Все, кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить.

Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Рекомендации для родителей.

-В первую очередь, разговаривая с детьми, постоянно обращайте внимание на собственную речь – она должна быть чёткой и внятной.

- Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за речью, за её правильностью.

- Как можно чаще общайтесь с ребёнком.

-Если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

- Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обсуждайте прочитанное.

- И, конечно же, играйте с детьми в речевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе по речевому развитию дошкольников с ОВЗ возможно лишь при тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и в совместном решен...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....