Мастер - класс "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ"
методическая разработка по логопедии
Мастер - класс учителя - логопеда для педагогов и гостей конкурса "Воспитатель года - 2018"Данный мастер - класс решал следующие задачи: .показать значимость технологии для формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи связной монологической речи,расширить представления и знания педагогов о методах и приемах мнемотехники, способствовать развитию творчества, профессиональной активности педагогов, создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой, создание положительного настроя в группе участников мастер-класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Организационная часть. Приветствие.
- Добрый день, уважаемые коллеги, гости. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс на тему:
Слайд 1
Формирование связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ
Слайд 2 Цель мастер – класса: создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию методов и приемов мнемотехники для формирования у детей с общим недоразвитием речи связной монологической речи.
Слайд 3 Задачи:
- Создать положительный настрой в группе участников мастер-класса.
- Показать значимость технологии для формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи связной монологической речи.
- Расширить представления и знания педагогов о методах и приемах мнемотехники.
- Способствовать развитию творчества, профессиональной активности педагогов.
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
- Теоретическая часть.
Слайд 4 К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»
Для развития связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи я использую мнемотехнику.
Слайд 5 Мнемотехника – (в переводе с греческого «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире.
Слайд 6
Мнемотехника развивает не только все стороны речи, она решает еще множество коррекционных задач:
- развивает познавательные функции : мышление, память, восприятие,
-развивает воображение,
- расширяет кругозор,
- развивает мелкую моторику.
Слайд 7 Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному и подчиняется определенным правилам: все знаки и символы обсуждаются с детьми, должны быть знакомы и понятны им и отображать обобщенный образ предмета.
- Уважаемые коллеги, приглашаю желающих принять участие в моем мастер-классе.
- Практическая часть.
Слайд 8
- Предлагаю всем вместе выучить стихотворение по мнемотаблице, где каждый квадрат содержит картинку, придуманную на каждое слово или словосочетание.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
- Обсудим, что нарисовано в каждом квадрате. (Показываю указкой на рисунки. Участники называют нарисованные предметы)
Читаю стих по соответствующим квадратам, веду показ по схеме.
- Теперь все вместе прочитаем стихотворение. (Затем, приглашаю одного участника прочитать стихотворение наизусть по мнемотаблице)
- Скажите, Вам тяжело было учить стих?
- Уважаемые коллеги, а сейчас, предлагаю Вам закодировать стихотворения. Для этого у Вас на столах тексты и заготовки под мнемотаблицу. А Вам наоборот – раскодировать стихотворение и по возможности его рассказать.
Слайд 9
- Уважаемые коллеги, пока участники мастер-класса работают, я предлагаю Вам расшифровать актуальную фразу ……Чтение надо начинать с верхней строки слева направо, а затем слева направо читаем нижнюю строку.
(Закон об образовании гласит: Все дети дошкольного возраста должны иметь равные стартовые возможности для обучения в школе.)
- Кто уже справился? Прочтите стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Слайды 10- 13 - Давайте сравним! (показываю мнемотаблицы на слайдах)
Слайд 14 - Теперь, предлагаю Вам, уважаемые коллеги, составить описательный рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы.(показ слайда, участники составляют рассказ) У Вас на столах заготовки мнемотаблиц для составление описательных рассказов. На примере мнемотаблицы Зима, придумайте свой рассказ и составьте мнемотаблицу к нему.
(Помогаю участникам мастер – класса по мере необходимости)
Слайд 15 - А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам раскодировать пословицы по мнемотаблице, поиграть в игру «Угадай пословицу»
Скажите, Вам трудно было выполнять задания? (Ответы участников)
Слайд 16 - Таким образом, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники эффективно. (Зачитываю РЕЗУЛЬТАТ)
Уважаемые коллеги, Вы смогли что – то взять с мастер- класса? Скажите, возможно ли применение данной технологии Вами и где?
Слайд 17 – Подведем итог.
Рефлексия - А теперь, уважаемые коллеги, я прошу выразить Ваше отношение к мастер-классу, используя мнемоквадраты, мнемодорожки или мнемотаблицы. (Рисуют смайлики и т.п.)
Мне кажется, что наш мастер-класс прошел продуктивно. Вы научились рисовать мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Спасибо за участие! И на память о нашем мастер-классе примите буклеты о мнемотехнике.
Слайд 18 Спасибо за внимание!
Подготовила: Кушнир Т.Н., учитель-логопед
МДОУ «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники
Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....
АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"
Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....
Использование методов и приемов мнемотехники учителем – логопедом ДОУ для формирования связной монологической речи у детей с ОНР
Презентация к мастер - классу для педагогов по использованию приемов и методов мнемотехники при формировании связной монологической речи у детей с ОНР...
План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"
Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....
Презентация "Использование методов и приемов мнемотехники учителем – логопедом ДОУ для формирования связной монологической речи у детей с ОНР
Презентация для педагогов с целью повышения у них мотивации к использованию методов и приемов мнемотехники для формирования у детей с общим недоразвитием речи связной монологиче...
Совместный детско-родительский проект «Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи у детей с ТНР средствами мнемотехники»...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....