ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
статья по логопедии
Психологические основы эстетического развития личности
Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современного образования. Эстетическое развитие рассматривается как условие полноценного становления современного человека, его самореализации в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, в его отношениях с окружающим миром и отношением к самому себе.
Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного.
Секрет облагораживающего влияния прекрасного на развитие человека состоит в том, что красота – своего рода совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, побуждающий к творчеству, совершенству, гармонии. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный настрой и хорошее настроение.
Эстетическое воспитание – это воспитание красотой. По мнению выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского, воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте облагораживает душу, переживание красоты снимает «толстокожесть» ребенка, т.е. «утончает» его чувства настолько, что он становится восприимчивым к слову педагога, а значит, становится воспитываемым, способным откликаться на проблемы других людей и оценивать свои мысли и поступки с позиций возвышенного и благородного. Это становится возможным, если учить ребенка чувствовать красоту, понимать ее, ценить и, самое главное, – творить ее. Воспитание красотой – это воспитание эмоционально-чувственной сферы личности.
Эстетическое воспитание как полностью культурное явление представляет собой отдельную грань того, что современные последователи культурно-исторической психологии называют видовым специфическим человеческим культурным обучением. М. Томаселло (специалист по возрастной психологии, когнитивной лингвистике и антропологии), говоря о человеческом культурном обучении и воспитании детей внутри культурного контекста ввел понятие когнитивный «габитус», т.е. оболочка, среда, в которой ребенок развивается с рождения, а не с какого-то момента X, когда он, например, пошел в детский сад.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Мамасуева Ю.Н.
Бондарева М.В.
Железнякова М.А.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п.Северный»
Психологические основы эстетического развития личности
Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современного образования. Эстетическое развитие рассматривается как условие полноценного становления современного человека, его самореализации в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, в его отношениях с окружающим миром и отношением к самому себе.
Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного.
Секрет облагораживающего влияния прекрасного на развитие человека состоит в том, что красота – своего рода совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, побуждающий к творчеству, совершенству, гармонии. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный настрой и хорошее настроение.
Эстетическое воспитание – это воспитание красотой. По мнению выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского, воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте облагораживает душу, переживание красоты снимает «толстокожесть» ребенка, т.е. «утончает» его чувства настолько, что он становится восприимчивым к слову педагога, а значит, становится воспитываемым, способным откликаться на проблемы других людей и оценивать свои мысли и поступки с позиций возвышенного и благородного. Это становится возможным, если учить ребенка чувствовать красоту, понимать ее, ценить и, самое главное, – творить ее. Воспитание красотой – это воспитание эмоционально-чувственной сферы личности.
Эстетическое воспитание как полностью культурное явление представляет собой отдельную грань того, что современные последователи культурно-исторической психологии называют видовым специфическим человеческим культурным обучением. М. Томаселло (специалист по возрастной психологии, когнитивной лингвистике и антропологии), говоря о человеческом культурном обучении и воспитании детей внутри культурного контекста ввел понятие когнитивный «габитус», т.е. оболочка, среда, в которой ребенок развивается с рождения, а не с какого-то момента X, когда он, например, пошел в детский сад.
Функции эстетического воспитания
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.
Структурные компоненты эстетического воспитания
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Эстетическое развитие личности происходит в общении с прекрасным, а потому художественная деятельность (созерцание прекрасного, творение эстетического, преображение действительности «по законам красоты», выстраивание жизненной ситуации в рамках гармоничного) является ведущим условием воспитания. Это должно найти отражение в организации воспитательно - образовательного процесса детского сада, школы. Для этого необходимо выявить особенности восприятия личностью эстетического, когда общение с прекрасным становится для неё фактором развития. В психолого-педагогических исследованиях этот процесс изучен достаточно полно (Л.С.Выготский, Г.И.Щукина , Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский и др.)
Эмоционально-чувственная сфера личности проявляет себя как потребность организма в определенных состояниях, делает человека эмоционально отзывчивым на явления прекрасного в окружающей его жизни. Основу эмоциональной отзывчивости составляет восприимчивость к красоте звуков (чувство мелодии), красок (чувство цвета), внешних форм (чувство линии, симметрии, пропорции), движения (чувство ритма и темпа). Их воспитание предполагает, прежде всего, тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата.
Следовательно, процесс эстетического развития личности должен начинаться с формирования потребности и способности эстетического восприятия, избирательного отношения к объектам, предметам и явлениям окружающего мира. Избирательность восприятия определяется сложившимися представлениями о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом.
Знание возрастных особенностей эстетического развития дает педагогу возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся, формировать эстетическую культуру (таблица 1).
Таблица 1 – Возрастная специфика эстетического развития личности.
Возрастная категория | Психологические особенности возраста эстетического развития и отношения к эстетической деятельности |
Дошкольники | Впечатлительность, эмоциональность. Пластичность. Формирование способности различать гаммы цветов, формы, линии, контуры. Узнавать и воспроизводить мелодию. Обращение к эстетической стороне предметов из любопытства, познавательного интереса. |
Младшие школьники | Адаптация к школе. Неустойчивость внимания, кратковременность, разбросанность интересов. Примитивность эмоциональных переживаний. Любознательность, эмоциональность, восприимчивость, преобладание наглядно-образного мышления как основа развития эстетических интересов и склонностей. Увлеченность не результатом, а процессом художественного творчества. Знакомство с общественными критериями эстетической оценки. Приобретение эмоционально-эстетического опыта, накопление знаний о художественно-эстетических явлениях. |
Подростки | Развитие самосознания, потребности в самоутверждении и самовыражении. Наличие определенного эмоционально-эстетического опыта, знаний, способности к обобщению явлений окружающего мира. Способность к постановке целей, самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Поиск самовыражения и самореализации в художественном творчестве. Стремление к самостоятельной оценке явлений жизни и искусства. Развитие умений и навыков эстетической оценки. Чуткость к возвышенному и героическому поведению. |
Старшие школьники | Система мировоззренческих взглядов и убеждений как основа эстетических оценок. Обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Избирательное восприятие эстетических сторон жизни. Занятия по искусству, художественное творчество как средство самовыражения. Ориентация эмоционально-чувственной сферы на эстетику человека и его поведения. Формирование эстетических идеалов и вкусов. |
Таким образом, эстетическое развитие и формирование эстетической культуры носят поэтапный характер, связанный с возрастными периодами развития личности. В каждом эстетическое воспитание и образование имеет свою специфику, обусловленную доминирующими ценностями, характером познавательной деятельности, мотивацией поведения.
Дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными периодами для формирования основ будущей эстетической культуры личности.
Существуют возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки – к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Уровень развития эстетической культуры школьников не однороден даже в пределах одной возрастной группы. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся решается путем целенаправленного эстетического восприятия. Современная педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической.
Гармоничное развитие всех этих сторон – важное условие подлинного расцвета личности.
Список используемой литературы:
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды\П.П. Блонский. – М.: «МПСИ», 2006. – 631 с.
- Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников\ Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты подготовки педагогов к работе с детьми в художественно-эстетическом направлении
Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека - это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развити...
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...
Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Лепка" в организованной деятельности в 1 младшей группе
Перспективное планирование по "Лепке" в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию: Цикл комплексной НОД по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "П.И.Чайковский и его музыка"
Предлагаю методическую разработку, включающую в себя конспекты комплексных занятий по слушанию музыки по теме "Чайковский и его музыка". Знакомство с музыкальными произведениями из "Детского альбома",...
Лекция для родителей "Физиологические аспекты физического и художественно-эстетического воспитания детей"
Многие родители считают главным критерием подготовленности ребенка к школе - умение читать,писать и считать. На самом деле это последнее о чем следует беспокоится родителям....
Методическое обеспечение программы по образовательной области "Художественно эстетическое развитие". Цикл конспектов ОД " Рисование "
Методическое обеспечение образовательного процесса – это совокупность всей учебно-методической документации, которая представлена в виде систематизированного описания образовательного процесса, ...