Психолого-педагогические аспекты подготовки педагогов к работе с детьми в художественно-эстетическом направлении
проект по теме
Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека - это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности в системе эстетического воспитания и художественного образования. В настоящее время развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить себе без реализации ее эстетических и творческих тенденций. Дошкольный возраст – это «золотой век» детского рисования. В этот период художественная деятельность становится наиболее предпочтительной формой самореализации. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности ребенка. Творческая личность с присущей ей умственной активностью, способностью нестандартно мыслить может проявить себя в любом виде деятельности. Результат развития творческого потенциала в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии. Развитие творческого потенциала детей ставит новую задачу – совершенствование системы образования и воспитания, в центре которой стоит ребенок и педагог. Творческое развитие ребенка предполагает наличие творческой личности педагога. Успешность реализации творческих задач полностью зависит от личности педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты подготовки педагогов к работе с детьми в художественно-эстетическом направлении.
Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека - это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности в системе эстетического воспитания и художественного образования. В настоящее время развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить себе без реализации ее эстетических и творческих тенденций. Дошкольный возраст – это «золотой век» детского рисования. В этот период художественная деятельность становится наиболее предпочтительной формой самореализации. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности ребенка. Творческая личность с присущей ей умственной активностью, способностью нестандартно мыслить может проявить себя в любом виде деятельности. Результат развития творческого потенциала в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии. Развитие творческого потенциала детей ставит новую задачу – совершенствование системы образования и воспитания, в центре которой стоит ребенок и педагог. Творческое развитие ребенка предполагает наличие творческой личности педагога. Успешность реализации творческих задач полностью зависит от личности педагога.
Можно ли редкий дар творческого педагога сделать нормой педагогического процесса? Прежде всего, педагог, работающий с дошкольниками, должен быть хорошо образован. Высшее образование развивает не только интеллектуально, давая широту взглядов, но и повышает общую культуру человека. Педагог несет не только знания, педагог ответственен за духовное здоровье и развитие ребенка. Развивая подлинную интеллигентность в педагоге, мы создаем психологически комфортную среду для развития ребенка.
На базе нашего дошкольного учреждения, в рамках ресурсного центра проводится работа с педагогами. Педагогам творческой группы предлагается современная психолого-педагогическая развивающая практика. В основе, которой лежит профессиональный и личностный рост педагогов, ориентированных на творчество, гуманизация воспитательно-образовательного процесса.
В творческой работе используются инновационные технологии, которые дают возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Педагоги знакомятся с музейно-педагогической программой. Музейные занятия обогащают опытом чувственного восприятия мира, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию. Опыт работы показал, что наиболее эффективным является сочетание занятий музейных и в творческой изостудии. Музей способствует эстетическому развитию, даёт новый жизненный и эмоциональный опыт; студия углубляет полученный опыт, предоставляет возможность творческой самореализации. В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства.
На практических занятиях педагоги создают художественные работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относятся многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, различные техники в живописи, графике, скульптуре.
Например. Раздувая многослойное цветовое пятно трубочкой, можно показать не только красоту естественных (живых) линий растущего дерева, травы, водорослей, но и получение нового цвета. Воздух из трубочки деликатно смешивает цвет, проявляя удивительные оттенки нового цвета. Создавая художественную работу при помощи трубочки, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает не только ребенка, но и взрослого в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии. Показывает разницу между ровной линией и «живой» (произвольной), между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы.
Использование нетрадиционных материалов и инструментов снимают психологическую нагрузку занятия, дают возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Позволяют увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья. При помощи ватных палочек узор становится доступным даже для самых маленьких, для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы и инструменты развивают воображение, дают возможность оттолкнуться от внезапно получившегося образа и дорисовать его. Раскрепощают в творческом процессе, дают возможность смело, активно использовать цвет, форму, фактуру в художественной работе. Нетрадиционные материалы и инструменты раздвигают рамки изобразительной деятельности, позволяют увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Появляется опыт взаимодействия с различными материалами и инструментами, инновационные технологии раскрепощают в творческом поиске, можно играть с различными материалами, создавая художественные образы. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка. Для творчества необязательны рамки изостудии.
Воспитательно-образовательный процесс опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации своего внутреннего творческого потенциала, что способствует развитию собственной творческой активности ребенка. Основной принцип взаимодействия с детьми опирается на естественный процесс развития и познания, органичный природе ребенка – это игра. Игра как творчески активный процесс развития, игра это и есть механизм творчества. Игра позволяет педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность почувствовать свою значимость, перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются. Педагог, стимулируя творческую реакцию, создает условия для собственных шагов ребенка. Каждый ребенок, делая самостоятельное открытие, поднимается на свою ступень понимания, не ломая сознание, не перескакивая индивидуальные ступени развития. А самое главное, не утрачивая веры в себя в свои силы, в свою способность познавать и создавать новое.
Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития детей является педагог. Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий предполагающих личностный и профессиональный рост педагога невозможно говорить о творческом развитии ребенка, поэтому актуальной задачей является не только повышение развивающего эффекта образования, но и необходимость гуманизации воспитательно-образовательного процесса, что предполагает поворот к личности ребенка, его индивидуальности, учет его потребностей и способностей.
Изучение психолого-педагогических аспектов работы может быть полезно для педагогов, организующих воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, а также для педагогов гуманистической направленности, находящихся в творческом поиске.
Список литературы
- Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д.; – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1995.
- Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей» / Столяров Б.А. – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1994.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
- Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Ленинград.: 1991.
- Коротеева Е. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 1997
- Левин В.А. Воспитание и творчество. – М.: Педагогика, 1997.
- Осорина М.В., Некрасова-Каратеева О.Л. Курс лекций «Психология детского рисования». –СПб.: Государственный университет, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: Организация и проведение работы с детьми по художественно – эстетическому развитию.
Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к работе с детьми по художественно – эстетическому развитию....
педагогический совет .Организация и проведение работы с детьми по художественно-эстетическому развитию
Для педагогов детских садов. презентация педагогического совета ....
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Презентация опыта работы педагогов в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.
Дошкольный возраст – это время приобщения ребенка к миру культуры (музыки и искусства).Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства ребенка, подталкивают к с...
Иннвационная работа при организации работы с детьми по художественно-эстетическому развитию
статья...
"Пластилиновое чудо" (программа дополнительной общеразвивающей работы с детьми по художественно-эстетическому направлению)
Актуальность данной программы направлена на взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей....
Консультация для педагогов "«Особенности организации работы с детьми по художественно – эстетическому развитию (продуктивная деятельность) на свежем воздухе в условиях проведения летней оздоровительной кампании»
Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом у...