Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шишкина Оксана Юрьевна

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (звери, животные, лев, слон, зебра, буйвол, носорог, крокодил, антилопа, бегемот, жираф, леопард, верблюд, обезьяна, тигр, страус, детеныш, джунгли, пещера, пустыня, Африка);

- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;

- Профилактика нарушений письменной речи;

-  Формирование звукослоговой структуры слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);

- Совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

- Развитие связной речи;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Координация речи с движением;

- Развитие фонематических процессов;

Воспитательные задачи:

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost._afrika.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

«Путешествие в Африку»

с использованием ИКТ.

Учитель-дефектолог: Шишкина Оксана Юрьевна

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (звери, животные, лев, слон, зебра, буйвол, носорог, крокодил, антилопа, бегемот, жираф, леопард, верблюд, обезьяна, тигр, страус, детеныш, джунгли, пещера, пустыня, Африка);

- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;

- Профилактика нарушений письменной речи;

-  Формирование звукослоговой структуры слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);

- Совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

- Развитие связной речи;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Координация речи с движением;

- Развитие фонематических процессов;

Воспитательные задачи:

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, магнитная доска, карточки с изображением диких животных, жилищ животных, плоскостные изображения диких животных и их детенышей, картинка – загадка, мяч, аудио проигрыватель (CD MP3) с записью голоса Мартышки, звуков океана и музыкой для путешествия, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: Беседа по теме. Разучивание подвижной игры «Обезьянки».

Реализуемые образовательные технологии:

 Здоровьесберегающие технологии

Технология сохранения и стимулирования здоровья

- подвижные игры, речь с движением;

- соблюдение требований СанПиН;

- создание доброжелательной атмосферы.

Игровые технологии

- дидактические игры («Игра «Кто, где живет?»; «Кто спрятался в джунглях?»; «Распутай слоги»; «Сложные слова»; «Чей? Чья? Чье?»; ) и игровые упражнения;

- развивающие игры. («Звуки пустыни»)

Технологии проблемного обучения

- создание проблемных ситуаций;

- задания на развитие логического мышления.

Информационно-коммуникативные технологии

-  ЭОР: Презентация «Путешествие в Африку» с использованием видеоматериала «Об  Африке»

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  [Создание эмоционально положительного фона.  Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).  Объявление темы занятия].

Слайд-заставка

Дети проходят в зал.

Дефектолог: Дети посмотрите как много у нас сегодня гостей, давайте поприветствуем их.  Как вы думаете, что нас сегодня ожидает?

Дети: Не знаем

Дефектолог: У меня есть подсказки. Давайте попробуем отгадать загадки, может быть они помогут  нам  узнать, что мы сегодня будем делать.

Я лошадка, но не та,

Что бежит в упряжке.

Я от носа до хвоста

В меховой тельняшке.

(Зебра)

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан.

(Жираф)

 

Любит он среди саванны

Принимать в озерах ванны.

Только ноздри-то и видно

Над водой, снаружи.

Зверь большой, но безобидный,

Очень неуклюжий.

(Бегемот)

Сидит он в клетке — и приятен,

На шубке много черных пятен.

Сам — хищный зверь, хотя немножко,

Похож на миленькую кошку.

(Леопард)

Дефектолог: Дети, где живут все эти животные?

Дети: В жарких странах.

Дефектолог: А что такое жаркие страны? Какие жаркие станы вы знаете?

Ответы детей.

Дефектолог: Мы сегодня с вами отправимся туда, где очень жарко, но не в страну, а на большой и сухой материк – в Африку!

Слайд с изображением материка Африка.

 Дефектолог: Посмотрите, этот материк расположен посреди океана, как же нам туда добраться?

Ответы детей.

Дефектолог: Я предлагаю поплыть туда на этом большом и красивом корабле, согласны? 

На экране слайд с изображением корабля, звучит шум океана.

  1. Просмотр видео и беседа  об Африке и животных, которые там обитают.  [Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран». Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи. Развитие связной речи].

Дефектолог: Пока мы плывем, давайте узнаем, что же за материк такой – Африка.

Дети просматривают видео.

Дефектолог: Видите, как много нового мы узнали об Африке.

Дефектолог: Ребята, а каких животных жарких стран вы знаете?

Ответы детей.

Дефектолог: Давайте сравним верблюда и льва. Чем они отличаются? А чем похожи?

На слайде изображения верблюда и льва.

Они отличаются тем, что лев – хищник, а верблюд нет. Верблюд умеет долгое время обходиться без воды. И лев и верблюд – животные, живут в жарких странах. У них желто-коричневая шерсть.

 Логопед: Молодцы, а еще мы узнали, что в Африке находится пустыня Сахара – самая большая пустыня мира.

Слайд с изображением пустыни.

Дефектолог: А как вы думаете, что означает слово пустыня?

Дети: Пустыня означает, что там пусто.

  1. Игра «Звуки пустыни» [Развитие фонематических процессов. Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи].

Дефектолог: Правильно,  здесь сухо и жарко. И почти ничего не растет, только:

Завывает ветер – У-У-У

Давайте произнесем этот звук сначала тихо, потом громче и совсем громко.

Шуршит песок — Ш-Ш-Ш

И мы тоже пошуршим. Сделаем красивую чашечку, округлим губы.

Ползают и свистят змеи – С-С-С.

Посвистим вместе с ними, покажем широкую улыбку и упрём язычок в нижние зубы.

Дети проговаривают звуки.

Дефектолог: Какие звуки вы сейчас слышали? Давайте попробуем поймать звуки [Ш] и [С]

Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Ш] и топните правой ногой, когда услышите звук [С]

КРЫСА – КРЫША;

МЫШЬ – МЫС;

БАСНЯ – БАШНЯ;

КАСКА – КАШКА;

МИСКА – МИШКА;

ПАСЛИ – ПОШЛИ;

СОЛИТЬ – ШАЛИТЬ.

Дети выполняют задание.

Звучит гудок корабля.

Дефектолог: Ребята, вот мы и причалили к берегам Африки. Посмотрите, кто нас встречает?

На экране появляется слайд с изображением мартышки.

Мартышка: Здравствуйте ребята! Мне очень нужна ваша помощь!

Дефектолог: Здравствуй, что с тобой случилось?  

Мартышка: Злой волшебник заколдовал нас и теперь в Африке всё перепуталось. Львы думают, что они антилопы. А крокодилы резвятся в ветвях деревьев.

Дефектолог: Ой, действительно беда случилась! Ребята поможем зверям разобраться?

Дети: Да!

Дефектолог: Тогда в путь!

Слайд с изображением африканской саванны.

Звучит музыка. Дети идут по залу. 

Дефектолог: Дети, посмотрите мы пришли к жилищам животных, только мне кажется, что звери перепутали, кто, где живет. Как вы считаете?

Дети: Да!

Дефектолог: Давайте поможем зверям отыскать свой дом.

  1. Игра «Кто, где живет?» [Закрепление умения правильно употреблять предлоги при составлении предложений.]

На доске – плоскостные изображения жилищ животных с прикрепленными к ним карточками с изображением животных жарких стран в произвольном порядке.

Дефектолог: Подойдите, пожалуйста, к доске и закрепите каждую карточку с изображением животного напротив его жилища. 

Дефектолог: - Где живет лев?

Дети: Лев живет в пещере (Слайд)

Дефектолог:  Где живет слон?

Дети:  Слон живет в джунглях. (Слайд)

Дефектолог: Где живет верблюд?

Дети: Верблюд живет в пустыне. (Слайд) 

Дефектолог: Где живет крокодил?

Дети:  Крокодил живет в воде. (Слайд)

Дефектолог: Где живет мартышка?

Дети: Мартышка живет на дереве. (Слайд)

Слайд с изображением мартышки.

Мартышка: Спасибо, что помогли найти нам свои жилища!

  1. Игра «Кто спрятался в джунглях?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

На слайде и на мольберте – картинка-загадка

Дефектолог: Ребята вы молодцы! Но посмотрите, все животные попрятались, давайте попробуем отыскать их. Постарайтесь найти на картинке изображения диких животных. Назовите их.

Дефектолог: Подойдите к картинке и обведите каждое животное по контуру.

Дети выполняют задание. 

Дефектолог: А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться, давайте представим, что мы превратились в обезьянок.

Слайд с изображением африканской саванны.

  1. Подвижная игра «Обезьянки» [Координация речи с движением. Развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация поставленных звуков в игровой деятельности.]

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз - и наклонились.

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

А потом мы отдохнем,

Посидим и спать пойдем!

Дети идут по кругу.

Топают левой ногой.

Топают правой ногой.

Тянут руки вверх.

Опускают руки, наклоняются, кладут руки на пол.

Идут на четвереньках по кругу.

Садятся на пол.

Ложатся и закрывают глаза.

Дефектолог: Ну что, отдохнули? Нам пора снова в путь. 

Звучит музыка. Дети идут по залу. 

  1. Игра «Распутай слоги» [Формирование звукослоговой структуры слов].

 Дефектолог: Ребята, а вы хорошо помните названия животных жарких стран? Ведь сами животные их забыли. Послушайте, правильно ли я говорю:

- Ко-дил-кро

- Бра-зе

- Со-но-рог

- Ге-бе-мот

- Ан-ло-ти-па

Дети исправляют слова. На экране появляются слайды с правильными ответами.

Слайд с изображением африканской саванны.

  1. Дидактическая игра «Сложные слова» [Совершенствование навыка словообразования].

Дефектолог: Посмотрите, какие разные звери обитают в Африке.

Вот, например, у льва большая грива, значит он какой?

 Дети: Большегривый.

Дефектолог: А у антилопы тонкие ноги, значит она какая?

Дети: Тонконогая.

 Дефектолог: Если страус ест только траву, значит он какой?

 Дети: Травоядный.

Дефектолог: Крокодил плавает в воде, значит он какой?

Дети: Водоплавающий.

Дефектолог: У обезьяны длинный хвост, значит она какая?

Дети: Длиннохвостая.

Дефектолог: У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: Длинношеий.

Дефектолог: У слона длинный нос, значит, он какой?

Дети: Длинноносый.

Дефектолог: Молодцы! Вы справились с заданием!

Слайд с изображением мартышки.

Мартышка: Ребята, мы вспомнили, как нас зовут, но не помним, кто с кем живет, помогите нам, пожалуйста!

  1. Упражнение «Кто с кем живет» [Совершенствование грамматического строя речи (образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-)].

На доске – плоскостные изображения животных жарких стран и их детенышей.

Дефектолог: Кто ещё живёт со львом?

Дети: Со львом  живет мама львица и их детеныши – львята.

Дефектолог: Назови членов семьи верблюда.

Дети: В семье у верблюда – мама верблюдица и детеныши - верблюжата.

Дефектолог: Продолжите предложение: В семье слонов папа -

Дети: В семье слонов папа слон, мама слониха, а их дети – слонята.

Дефектолог: Кто живёт с тигром?

Дети: С тигром живут тигрица и тигрята.

Дефектолог: Продолжите предложение: В семье буйвола папа -

Дети: В семье буйвола папа – буйвол, мама – буйволица и их дети – буйволята.

Дефектолог:  Какие вы сегодня молодцы!  Предлагаю вам сыграть в игру

  1. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных)].

Дефектолог: Я буду кидать вам мяч, а вы попробуйте отгадать, про что можно сказать?

Слоновый…(хобот, хвост)

Носорожий ..(рог)

Львиная…(пасть)

Жирафья…(шея)

Страусиные…(перья)

Ответы детей.

  1.  Окончание занятия. [Подведение итогов. Рефлексия].

На экране слайд с изображением мартышки.

Мартышка: Ребята, большое вам спасибо, что помогли нам разобраться, теперь мы всё вспомнили! Без вас мы бы не справились!

Дефектолог: Ну, что тогда нам пора возвращаться в детский сад.

На экране слайд с изображением корабля, звучит шум океана.

Звучит гудок корабля.

Дефектолог: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что показалось вам сложным?

Дети отвечают. 

Список использованных ресурсов и литературы.

  1. http://planetadetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-nod-puteshestvie-v-afriku-obrazovatelnaya-oblast-poznanie.html;

  1. http://festival.1september.ru/articles/416843/;

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/03/zhivotnye-zharkikh-stran;

  1. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-zhivotnie-zharkih-stran-1345855.html;

  1. https://www.youtube.com/watch?v=9aNuNP2sln8;

  1. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!», ЛИТЕРА, 2005;

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР, Детство-Пресс, 2008;

  1. Лопухина И.С. Логопедия, Речь, ритм, движение, 4-е издание, КОРОНА-Век, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «В лес по грибы да по ягоды» с использованием ИКТ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме "Ягоды и грибы"...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. «Зимующие и перелётные птицы»

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.«Зимующие и перелётные птицы»Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической с...