Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (звери, животные, лев, слон, зебра, буйвол, носорог, крокодил, антилопа, бегемот, жираф, леопард, верблюд, обезьяна, тигр, страус, детеныш, джунгли, пещера, пустыня, Африка);
- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;
- Профилактика нарушений письменной речи;
- Формирование звукослоговой структуры слов;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);
- Совершенствование навыка словообразования.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);
- Развитие связной речи;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Координация речи с движением;
- Развитие фонематических процессов;
Воспитательные задачи:
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost._afrika.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
«Путешествие в Африку»
с использованием ИКТ.
Учитель-дефектолог: Шишкина Оксана Юрьевна
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (звери, животные, лев, слон, зебра, буйвол, носорог, крокодил, антилопа, бегемот, жираф, леопард, верблюд, обезьяна, тигр, страус, детеныш, джунгли, пещера, пустыня, Африка);
- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;
- Профилактика нарушений письменной речи;
- Формирование звукослоговой структуры слов;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных, образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);
- Совершенствование навыка словообразования.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);
- Развитие связной речи;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Координация речи с движением;
- Развитие фонематических процессов;
Воспитательные задачи:
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Мольберт, магнитная доска, карточки с изображением диких животных, жилищ животных, плоскостные изображения диких животных и их детенышей, картинка – загадка, мяч, аудио проигрыватель (CD MP3) с записью голоса Мартышки, звуков океана и музыкой для путешествия, проектор, ноутбук.
Предварительная работа: Беседа по теме. Разучивание подвижной игры «Обезьянки».
Реализуемые образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Технология сохранения и стимулирования здоровья
- подвижные игры, речь с движением;
- соблюдение требований СанПиН;
- создание доброжелательной атмосферы.
Игровые технологии
- дидактические игры («Игра «Кто, где живет?»; «Кто спрятался в джунглях?»; «Распутай слоги»; «Сложные слова»; «Чей? Чья? Чье?»; ) и игровые упражнения;
- развивающие игры. («Звуки пустыни»)
Технологии проблемного обучения
- создание проблемных ситуаций;
- задания на развитие логического мышления.
Информационно-коммуникативные технологии
- ЭОР: Презентация «Путешествие в Африку» с использованием видеоматериала «Об Африке»
Ход занятия:
- Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона. Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти). Объявление темы занятия].
Слайд-заставка
Дети проходят в зал.
Дефектолог: Дети посмотрите как много у нас сегодня гостей, давайте поприветствуем их. Как вы думаете, что нас сегодня ожидает?
Дети: Не знаем
Дефектолог: У меня есть подсказки. Давайте попробуем отгадать загадки, может быть они помогут нам узнать, что мы сегодня будем делать.
Я лошадка, но не та, Что бежит в упряжке. Я от носа до хвоста В меховой тельняшке. (Зебра) Вот живой подъемный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвет и листья, и банан. (Жираф)
| Любит он среди саванны Принимать в озерах ванны. Только ноздри-то и видно Над водой, снаружи. Зверь большой, но безобидный, Очень неуклюжий. (Бегемот) Сидит он в клетке — и приятен, На шубке много черных пятен. Сам — хищный зверь, хотя немножко, Похож на миленькую кошку. (Леопард) |
Дефектолог: Дети, где живут все эти животные?
Дети: В жарких странах.
Дефектолог: А что такое жаркие страны? Какие жаркие станы вы знаете?
Ответы детей.
Дефектолог: Мы сегодня с вами отправимся туда, где очень жарко, но не в страну, а на большой и сухой материк – в Африку!
Слайд с изображением материка Африка.
Дефектолог: Посмотрите, этот материк расположен посреди океана, как же нам туда добраться?
Ответы детей.
Дефектолог: Я предлагаю поплыть туда на этом большом и красивом корабле, согласны?
На экране слайд с изображением корабля, звучит шум океана.
- Просмотр видео и беседа об Африке и животных, которые там обитают. [Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран». Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи. Развитие связной речи].
Дефектолог: Пока мы плывем, давайте узнаем, что же за материк такой – Африка.
Дети просматривают видео.
Дефектолог: Видите, как много нового мы узнали об Африке.
Дефектолог: Ребята, а каких животных жарких стран вы знаете?
Ответы детей.
Дефектолог: Давайте сравним верблюда и льва. Чем они отличаются? А чем похожи?
На слайде изображения верблюда и льва.
Они отличаются тем, что лев – хищник, а верблюд нет. Верблюд умеет долгое время обходиться без воды. И лев и верблюд – животные, живут в жарких странах. У них желто-коричневая шерсть.
Логопед: Молодцы, а еще мы узнали, что в Африке находится пустыня Сахара – самая большая пустыня мира.
Слайд с изображением пустыни.
Дефектолог: А как вы думаете, что означает слово пустыня?
Дети: Пустыня означает, что там пусто.
- Игра «Звуки пустыни» [Развитие фонематических процессов. Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи].
Дефектолог: Правильно, здесь сухо и жарко. И почти ничего не растет, только:
Завывает ветер – У-У-У
Давайте произнесем этот звук сначала тихо, потом громче и совсем громко.
Шуршит песок — Ш-Ш-Ш
И мы тоже пошуршим. Сделаем красивую чашечку, округлим губы.
Ползают и свистят змеи – С-С-С.
Посвистим вместе с ними, покажем широкую улыбку и упрём язычок в нижние зубы.
Дети проговаривают звуки.
Дефектолог: Какие звуки вы сейчас слышали? Давайте попробуем поймать звуки [Ш] и [С]
Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Ш] и топните правой ногой, когда услышите звук [С]
КРЫСА – КРЫША;
МЫШЬ – МЫС;
БАСНЯ – БАШНЯ;
КАСКА – КАШКА;
МИСКА – МИШКА;
ПАСЛИ – ПОШЛИ;
СОЛИТЬ – ШАЛИТЬ.
Дети выполняют задание.
Звучит гудок корабля.
Дефектолог: Ребята, вот мы и причалили к берегам Африки. Посмотрите, кто нас встречает?
На экране появляется слайд с изображением мартышки.
Мартышка: Здравствуйте ребята! Мне очень нужна ваша помощь!
Дефектолог: Здравствуй, что с тобой случилось?
Мартышка: Злой волшебник заколдовал нас и теперь в Африке всё перепуталось. Львы думают, что они антилопы. А крокодилы резвятся в ветвях деревьев.
Дефектолог: Ой, действительно беда случилась! Ребята поможем зверям разобраться?
Дети: Да!
Дефектолог: Тогда в путь!
Слайд с изображением африканской саванны.
Звучит музыка. Дети идут по залу.
Дефектолог: Дети, посмотрите мы пришли к жилищам животных, только мне кажется, что звери перепутали, кто, где живет. Как вы считаете?
Дети: Да!
Дефектолог: Давайте поможем зверям отыскать свой дом.
- Игра «Кто, где живет?» [Закрепление умения правильно употреблять предлоги при составлении предложений.]
На доске – плоскостные изображения жилищ животных с прикрепленными к ним карточками с изображением животных жарких стран в произвольном порядке.
Дефектолог: Подойдите, пожалуйста, к доске и закрепите каждую карточку с изображением животного напротив его жилища.
Дефектолог: - Где живет лев?
Дети: Лев живет в пещере (Слайд)
Дефектолог: Где живет слон?
Дети: Слон живет в джунглях. (Слайд)
Дефектолог: Где живет верблюд?
Дети: Верблюд живет в пустыне. (Слайд)
Дефектолог: Где живет крокодил?
Дети: Крокодил живет в воде. (Слайд)
Дефектолог: Где живет мартышка?
Дети: Мартышка живет на дереве. (Слайд)
Слайд с изображением мартышки.
Мартышка: Спасибо, что помогли найти нам свои жилища!
- Игра «Кто спрятался в джунглях?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]
На слайде и на мольберте – картинка-загадка
Дефектолог: Ребята вы молодцы! Но посмотрите, все животные попрятались, давайте попробуем отыскать их. Постарайтесь найти на картинке изображения диких животных. Назовите их.
Дефектолог: Подойдите к картинке и обведите каждое животное по контуру.
Дети выполняют задание.
Дефектолог: А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться, давайте представим, что мы превратились в обезьянок.
Слайд с изображением африканской саванны.
- Подвижная игра «Обезьянки» [Координация речи с движением. Развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация поставленных звуков в игровой деятельности.]
Рано утром на полянке Так резвятся обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Руки вниз - и наклонились. На пол руки положили. А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько А потом мы отдохнем, Посидим и спать пойдем! | Дети идут по кругу. Топают левой ногой. Топают правой ногой. Тянут руки вверх. Опускают руки, наклоняются, кладут руки на пол. Идут на четвереньках по кругу. Садятся на пол. Ложатся и закрывают глаза. |
Дефектолог: Ну что, отдохнули? Нам пора снова в путь.
Звучит музыка. Дети идут по залу.
- Игра «Распутай слоги» [Формирование звукослоговой структуры слов].
Дефектолог: Ребята, а вы хорошо помните названия животных жарких стран? Ведь сами животные их забыли. Послушайте, правильно ли я говорю:
- Ко-дил-кро
- Бра-зе
- Со-но-рог
- Ге-бе-мот
- Ан-ло-ти-па
Дети исправляют слова. На экране появляются слайды с правильными ответами.
Слайд с изображением африканской саванны.
- Дидактическая игра «Сложные слова» [Совершенствование навыка словообразования].
Дефектолог: Посмотрите, какие разные звери обитают в Африке.
Вот, например, у льва большая грива, значит он какой?
Дети: Большегривый.
Дефектолог: А у антилопы тонкие ноги, значит она какая?
Дети: Тонконогая.
Дефектолог: Если страус ест только траву, значит он какой?
Дети: Травоядный.
Дефектолог: Крокодил плавает в воде, значит он какой?
Дети: Водоплавающий.
Дефектолог: У обезьяны длинный хвост, значит она какая?
Дети: Длиннохвостая.
Дефектолог: У жирафа длинная шея, значит он какой?
Дети: Длинношеий.
Дефектолог: У слона длинный нос, значит, он какой?
Дети: Длинноносый.
Дефектолог: Молодцы! Вы справились с заданием!
Слайд с изображением мартышки.
Мартышка: Ребята, мы вспомнили, как нас зовут, но не помним, кто с кем живет, помогите нам, пожалуйста!
- Упражнение «Кто с кем живет» [Совершенствование грамматического строя речи (образование названий детенышей животных, образование существительных с суффиксами –онок, - енок, - их-, - иц-)].
На доске – плоскостные изображения животных жарких стран и их детенышей.
Дефектолог: Кто ещё живёт со львом?
Дети: Со львом живет мама львица и их детеныши – львята.
Дефектолог: Назови членов семьи верблюда.
Дети: В семье у верблюда – мама верблюдица и детеныши - верблюжата.
Дефектолог: Продолжите предложение: В семье слонов папа -
Дети: В семье слонов папа слон, мама слониха, а их дети – слонята.
Дефектолог: Кто живёт с тигром?
Дети: С тигром живут тигрица и тигрята.
Дефектолог: Продолжите предложение: В семье буйвола папа -
Дети: В семье буйвола папа – буйвол, мама – буйволица и их дети – буйволята.
Дефектолог: Какие вы сегодня молодцы! Предлагаю вам сыграть в игру
- Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных от существительных)].
Дефектолог: Я буду кидать вам мяч, а вы попробуйте отгадать, про что можно сказать?
Слоновый…(хобот, хвост)
Носорожий ..(рог)
Львиная…(пасть)
Жирафья…(шея)
Страусиные…(перья)
Ответы детей.
- Окончание занятия. [Подведение итогов. Рефлексия].
На экране слайд с изображением мартышки.
Мартышка: Ребята, большое вам спасибо, что помогли нам разобраться, теперь мы всё вспомнили! Без вас мы бы не справились!
Дефектолог: Ну, что тогда нам пора возвращаться в детский сад.
На экране слайд с изображением корабля, звучит шум океана.
Звучит гудок корабля.
Дефектолог: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что показалось вам сложным?
Дети отвечают.
Список использованных ресурсов и литературы.
- http://planetadetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/konspekt-nod-puteshestvie-v-afriku-obrazovatelnaya-oblast-poznanie.html;
- http://festival.1september.ru/articles/416843/;
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/03/zhivotnye-zharkikh-stran;
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-zhivotnie-zharkih-stran-1345855.html;
- https://www.youtube.com/watch?v=9aNuNP2sln8;
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!», ЛИТЕРА, 2005;
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР, Детство-Пресс, 2008;
- Лопухина И.С. Логопедия, Речь, ритм, движение, 4-е издание, КОРОНА-Век, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «В лес по грибы да по ягоды» с использованием ИКТ.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме "Ягоды и грибы"...
Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".
В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...
Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".
В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию математических представлений с детьми предшкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «Играем с Машей и Медведем»
Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач....
Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».
Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. «Зимующие и перелётные птицы»
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.«Зимующие и перелётные птицы»Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической с...