Зимующие птицы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сидоренко А.В.

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_otkrytoe.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, описательные рассказы. Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно,  разрезные картинки с изображением  зимующих птиц, мяч,  макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», ноутбук,  презентация « Зимующие птицы».

                                            Ход занятия:

1. Организационный момент

-Ребята, сегодня к нам в гости прилетел снегирь. С собой он принёс очень интересные загадки и задания.

 (На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

— Ребята, давайте соберем картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

 Д/и «Сложи птичку»

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

- Он хочет узнать, как много вы знаете о его друзьях-птицах.

2. Основная часть: игры.

Загадки (при отгадывании выставлять картинки – отгадки).

Л.: Теперь, ребята, я загадаю вам загадки.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её … (Сорока).

                                                        Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

                Крошки собирает. (Воробей).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери,

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это - … (Снегири).

За синие крылья она так зовется.

И в холод и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.

Так как назовешь ты её? … (Синичка).

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома.

Как зовут её? ... (Ворона).

Л.: Молодцы! Быстро вы разгадали загадки снегиря.

 -Ребята, а эти птицы какие? Перелетные или зимующие? (Ответы детей).

(Выставляются остальные картинки с изображением птиц).

А каких еще вы видите зимующих птиц, перечислите. (Ответы детей, опора – картинки).

Презентация « Зимующие птицы»

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Четвёртый лишний»

Л.: Посмотрите на картинки, надо угадать, кто же лишний среди них? И почему?

Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец – перелётная птица).

Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Снегирь – зимующая птица).

Игра «Попробуй, сосчитай»

Л.: А теперь посчитаем наших птиц.

Один снегирь, …, пять снегирей.

Одна ворона, …, пять ворон. И т.д.

Физкультминутка

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Игра «Назови  ласково» с мячом

Л- Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей.

Игра «Один-много-много кого»

Снегирь – снегири – снегирей

Ворона – вороны – ворон

Сорока – сороки – сорок

Воробей – воробьи – воробьёв

Дятел – дятлы – дятлов

Сова – совы – сов

Синица – синицы – синиц

4. Составление предложений по картине

Л.:- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

- Как называется домик с кормом для птиц?

- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Сколько птиц прилетело?

- Что едят синички?

- Какие птицы улетают?

- Почему нужно помогать птицам зимой?

  Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей  Дети сжимают и разжимают кулачки Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                    Дети загибают по одному пальчику

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках –

Всем хватило зернышек.              Дети изображают, как сыплют зернышек.

5.Составление описательных рассказов по опорным схемам.

Л.Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа.

Л.: Молодцы, ребята, вы сегодня отлично справились с заданиями нашего гостя!

А напоследок он вам дарит подарки - картинки, которые вы должны будете раскрасить.

  1. Итог занятия.

Л.:  Скажите, о ком мы сегодня говорили на занятии? Назовите зимующих птиц. Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...