Профилактика дисграфии у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Краткий обзор методик по профилактики дисграфии у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii.doc70.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ  ПРИ ПОДГОТОВКЕ

   ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

К ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ

 

         Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания.  Именно письменная речь позволяет выйти за ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также  сохранить воздействие речи в отсутствие одного из партнёров.

        Частичное расстройство (нарушение) процесса письма обозначают термином дисграфия. 

        Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи.

        Основными симптомами дисграфии являются специфические, не связанные с применением орфографических правил, ошибки, носящие стойкий характер.

                 В логопедии выделяют 5 форм  дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

 2. Акустическая форма дисграфии.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия.  

5. Оптическая дисграфия.

         Учитывая, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи  комплексно нарушено формирование всех компонентов   речевой системы:  звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза,   связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, из-за чего     у детей – логопатов   не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.

        В связи с этим   работа логопеда в детском саду  по профилактике дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

        Профилактическая работа по предупреждению дисграфии включает следующие направления:

        Развитие артикуляционного аппарата:

  • артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж.

Нормализация правильного речевого дыхания:

  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для формирования воздушной струи.

Развитие просодических компонентов речи:

  • заучивание стихов, скороговорок;
  • проговаривание речевого материала с разной высотой и силой голоса, интонацией, тембром, ритмом.

Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, дифференцировать звуки, слоги и слова.

  • узнавание звука из ряда звуков, на фоне слогов и слов (игры «Поймай звук», «Умные ушки», «Хлопни – топни» и т.д;
  • выделение ударного гласного звука в начале слова;
  • выделение согласного звука в начале/конце слова;
  • определение места звука в слове (в начале, середине и конце слова);
  • составление слоговых и звуковых схем слов;
  • различение слов, схожих по звучанию (мышка – мишка, дочка-точка и т.п.)

Таким образом, ребёнок учится различать фонемы, понимать значение слов.

        Развитие импрессивной и экспрессивной речи:

  • развитие понимания обращённой речи (выполнение команд и инструкций – «Дай мяч», «Стой», «Хлопни в ладоши», «Возьми книгу и поставь на полку» и т.д;
  • обогащение лексики («Слова-родственники», «Четвёртый лишний», «Угадай словечко» и т.д.)
  • развитие грамматического строя речи («Один-много», «Где Мышонок?» (предлоги), «Подружи слова» (употребление слов в разных падежных формах), «Какой? Какая? Какие?», «Чей? Чья? Чьё?)», «Назови ласково» и т.д.)

Развитие сенсорных навыков:

  • узнавание или  угадывание  букв («Волшебный мешочек», «Сухой бассейн», «Письмо на теле» и т.д.)

Развитие зрительного и пространственного восприятия:

  • узнавание предмета или буквы на рисунках с наложенными контурами;
  • распознавание букв, спрятанных на рисунке (Игра «Найди букву»;
  • конструирование буквы из объёмных деталей, счётных палочек, бусин, скрепок и другого подручного материала;
  • применение пластилинографии и ниткографии для изображения букв

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков:

  • упражнения «Обведи букву по контуру», «Обведи по точкам»;
  • штриховки, обводки по пунктирам, по точкам и т.д.

 Хочется отметить, что пропущенные сроки в коррекционной работе   автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику, именно поэтому профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста с  тяжёлыми речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы.  

Список используемой литературы:

  1. Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М.:, 1995
  3. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей. – М.: Баллас, 2014
  4. Михайлова Е. А. Основные направления коррекционно -    профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 - 57.

                5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение предпосылок дисграфии у детей. - СПб: Лениздат. Издательство "Союз", 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

Профилактика дисграфии у дошкольников

Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...