Профилактика дисграфии у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Краткий обзор методик по профилактики дисграфии у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.doc | 70.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания. Именно письменная речь позволяет выйти за ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также сохранить воздействие речи в отсутствие одного из партнёров.
Частичное расстройство (нарушение) процесса письма обозначают термином дисграфия.
Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи.
Основными симптомами дисграфии являются специфические, не связанные с применением орфографических правил, ошибки, носящие стойкий характер.
В логопедии выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
2. Акустическая форма дисграфии.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
4. Аграмматическая дисграфия.
5. Оптическая дисграфия.
Учитывая, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, из-за чего у детей – логопатов не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.
В связи с этим работа логопеда в детском саду по профилактике дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии включает следующие направления:
Развитие артикуляционного аппарата:
- артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж.
Нормализация правильного речевого дыхания:
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для формирования воздушной струи.
Развитие просодических компонентов речи:
- заучивание стихов, скороговорок;
- проговаривание речевого материала с разной высотой и силой голоса, интонацией, тембром, ритмом.
Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, дифференцировать звуки, слоги и слова.
- узнавание звука из ряда звуков, на фоне слогов и слов (игры «Поймай звук», «Умные ушки», «Хлопни – топни» и т.д;
- выделение ударного гласного звука в начале слова;
- выделение согласного звука в начале/конце слова;
- определение места звука в слове (в начале, середине и конце слова);
- составление слоговых и звуковых схем слов;
- различение слов, схожих по звучанию (мышка – мишка, дочка-точка и т.п.)
Таким образом, ребёнок учится различать фонемы, понимать значение слов.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи:
- развитие понимания обращённой речи (выполнение команд и инструкций – «Дай мяч», «Стой», «Хлопни в ладоши», «Возьми книгу и поставь на полку» и т.д;
- обогащение лексики («Слова-родственники», «Четвёртый лишний», «Угадай словечко» и т.д.)
- развитие грамматического строя речи («Один-много», «Где Мышонок?» (предлоги), «Подружи слова» (употребление слов в разных падежных формах), «Какой? Какая? Какие?», «Чей? Чья? Чьё?)», «Назови ласково» и т.д.)
Развитие сенсорных навыков:
- узнавание или угадывание букв («Волшебный мешочек», «Сухой бассейн», «Письмо на теле» и т.д.)
Развитие зрительного и пространственного восприятия:
- узнавание предмета или буквы на рисунках с наложенными контурами;
- распознавание букв, спрятанных на рисунке (Игра «Найди букву»;
- конструирование буквы из объёмных деталей, счётных палочек, бусин, скрепок и другого подручного материала;
- применение пластилинографии и ниткографии для изображения букв
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков:
- упражнения «Обведи букву по контуру», «Обведи по точкам»;
- штриховки, обводки по пунктирам, по точкам и т.д.
Хочется отметить, что пропущенные сроки в коррекционной работе автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику, именно поэтому профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы.
Список используемой литературы:
- Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. – М.:, 1995
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей. – М.: Баллас, 2014
- Михайлова Е. А. Основные направления коррекционно - профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. //Логопед в детском саду, 2004, №1 с. 54 - 57.
5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение предпосылок дисграфии у детей. - СПб: Лениздат. Издательство "Союз", 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....
Профилактика дисграфии у дошкольников
Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....
Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе для детей с ...