Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В данном конспекте педагог знакомит детей детей со звуком «С» его артикуляцией; развивает умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова; совершенствует умение звукового анализа слов из трех звуков; формирует представление о букве «С»; обогащает словарь по теме «Посуда», развивать речевой выдох, мелкую моторику, координацию движения; закрепляет умение отвечать на вопросы полным ответом, четко проговаривая звуки; формирует навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения слушать взрослого и других детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-s.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.
Цель: знакомство детей со звуком «С» и буквой «С».
Задачи:
-познакомить с артикуляцией звука «с»;
-развивать умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова;
-совершенствовать умение звукового анализа слов из трех звуков;
-сформировать представление о букве «С»;
-обогащать словарь по теме «Посуда»,
-развивать речевой выдох, мелкую моторику, координацию движения;
-закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, четко проговаривая звуки;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения слушать других детей.
Оборудование: предметы посуды: супница, солонка, сахарница, соусник, салатница, масленка, стаканы, салфетница, тарелки, миски, столовые приборы (ложка и вилка), сухарница, скатерть, мягкие символы звуков, музыка, шнурочки, пуговки, заготовки букв, цветной песок, бублики.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть это занятие принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Логопед: Ребята, когда к вам приходят гости, что делает мама?
Дети: Мама готовит угощение, накрывает на стол.
Логопед: Поможете мне сделать сервировку стола для наших гостей?
Прежде чем, расставить посуду необходимо накрыть стол.
Дети: Мы накроем стол шелковой скатертью. (ребенок накрывает стол, стоящий перед гостями).
Логопед:
Что вы поставите на стол?
Дети: Я поставлю на стол тарелки глубокие и мелкие.
Я положу справа столовые приборы.
Я поставлю на стол фарфоровую супницу.
Я поставлю на стол фарфоровую салатницу.
Я поставлю на стол берестяную сухарницу.
Я поставлю на стол пластмассовую солонку.
Я поставлю на стол керамический соусник.
Я поставлю на стол хрустальные стаканы и налью в них сок.
Я поставлю на стол пластмассовую салфетницу.
Логопед: Ребята мы накрыли красивый стол.
Салатник. Соусник, сахарница, сухарница, салфетница, солонка, стаканы с какого звука начинаются?
Дети: Все эти слова начинаются на звук «С».
Логопед: С этим звуком мы с вами сейчас и познакомимся. Предлагаю вам пройти за стол с зеркалами. Взять в руки зеркала произнести звук «с» и сказать какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этого звука.
- Артикуляция звука «с».
Дети:
Язык горочкой упирается в нижние зубы. Зубы сближены, но не сжаты. По языку течет «воздушная речка». Губы в улыбке.
Логопед: Давайте подумаем звук «С» согласный или гласный?
Дети: Звук «с» согласный. Он не поется, воздух во рту встречает преграду,
Логопед: Твердый или мягкий?
Дети: Звук «с» твердый. Обозначать его будем синим цветом.
- Положение звука «с» в словах.
Логопед: Ребята, на нашем столе остались предметы посуды, которыми мы не сервировали стол. Назовите эти предметы посуды и определите положение звука «с» в этих словах.
На столе осталась масленка. В слове масленка звук «с» в середине слова. (дети называют положение звука «с» в словах кастрюля, сковорода, поднос, миска.)
Логопед: Правильно, молодцы.
Ребята, а хотите узнать, что я добавляла при приготовлении супа? Открывает кастрюлю, а там в коробочках из под киндер-сюрпризов лежат: лук, чеснок, укроп и фасоль. Отгадайте по запаху.
Дети, вдыхайте носом, выдыхайте через рот произносите с-с-с. Плечи не поднимаем.
Дети: Вы положили в суп лук.
Вы добавили в суп чеснок,
Вы положили в суп укроп.
По запаху дети не могут определить содержимое последней коробочки.
Логопед: Отгадайте загадку и сразу поймете, что я еще использовала для приготовления супа.
Кто тут самый музыкальный?
У кого слух идеальный?
Ноты до-ре-ми-фа-соль
Догадались здесь….?
Дети: Фасоль.
Логопед:Суп приготовленный из фасоли? Какой?
Дети:Суп приготовленный из фасоли фасолевый.
Логопед:
Ребята, а без какого ингредиента не обходиться приготовление ни одного супа.
Этот камень можно есть,
Он в слезах и в поте есть
Невкусна в супе фасоль
Если пожалели…(соль).
- Звуковой анализ слов: суп и соль.
Логопед: А сейчас, я предлагаю превратиться в живые звуки и разобрать слова суп и соль.
Первое слово СУП.
-Какие звуки вы слышите в этом слове?
-Назовите их по порядку.
-Сколько звуков в слове суп?
Дети: В слове суп три звука.
Логопед:Значит нам понадобиться три человека. Выходите Вероника твой звук –«у», Никита твой звук «с» Максим твой звук «п».
Выстраиваются в ряд и называют свои звуки.
А теперь возьмите квадратики нужного цвета.
Расскажите про свой звук?
Дети; Звук «с» -согласный, твердый.
Звук «У»- гласный.
Звук «п» согласный, твердый.
Логопед: А теперь другие ребятки превратятся в слово соль.
-Какие звуки вы слышите в этом слове?
-Назовите их по порядку.
В слове соль сколько звуков?
Дети:
В слове соль три звука.
Логопед:
Возьмите квадратики нужного цвета.
Дети: Звук «С»-согласный, твердый.
Звук «О»-гласный, Звук Ль»- согласный, мягкий.
Молодцы. А давайте при помощи пальчиков в чем лежат салфетки, сухари и масло.
Физ. Минутка. «Посуда»
Сегодня мы ребята порядок наводили
Показывают большой палец.
Сегодня мы ребята друг другу говорили:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке.
Сухарики должны быть в сухарнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная суказательного.
Знакомство с буквой «С»
Логопед:
Звук «с» сфотографировали и получилась буква «С»
Села мышка в уголок ,
Съела бублика кусок.
Показ буквы.
На что похожа буква?
Прописывание в воздухе,
Давайте выложим эту букву, чтоб лучше запомнить .Выкладывание шнурочками, пуговичками, камешками, ракушками, стекляшками, скрепками.
А теперь подойдите к песочнице. Пропишите букву на песке.
А еще
Наше занятие походит к концу
Я предлагаю из разноцветного песочка сделать букву «С» (дети выполняют). Звучит тихая музыка.
Итог:
Ребята, с каким звуком и буквой мы познакомились? Что узнали нового, Что показалось трудным. Что запомнилось?
А на теперь вы можете угоститься бубликами и как мышка из стишка превратить бублик в букву «С». До свидания.
А гостей мы тоже сушками и чаем из самовара!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники
Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники....
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"
Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....
Конспект занятия по конструированию из природного материала по лексической теме «ТРАНСПОРТ» в старшей логопедической группе с детьми с ОНР.
Научить детей мастерить поделку из веточек....
Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»
Цель:Знакомство с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...
«Помощники бабушки Федоры» Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА» в старшей логопедической группе
Цель данного занятия: совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу. Рассчитано на детей старшей логопедической группы. Длительность занятия сос...
Проект по изучению лексической темы: «Посуда» в старшей логопедической группе
Развитие связной речи детей старшей группы с ОНР 3 уровня, активизация словаря по теме....
Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная по...