Проект по изучению лексической темы: «Посуда» в старшей логопедической группе
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Карпова Резеда Гулусовна

Развитие связной речи детей старшей группы с ОНР 3 уровня, активизация словаря по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posuda.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по изучению лексической темы:

«Посуда»

в старшей логопедической группе

1.  Тематическое поле:  

Развитие связной речи детей старшей группы с ОНР 3 уровня, активизация словаря по теме.

2.  Проблемы:

  • Структура предложений нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
  • Затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
  • Недостаточная  сформированность: словообразовательной деятельности; связной речи, как в детских диалогах, так и в монологах. 

 3.  Цель:

  • Ознакомить детей с различными способами словообразования в процессе усвоения предметного словаря.

4.  Задачи:

  • Ознакомить на основе предметно-графических схем с универсальными способами образования слов: суффиксальным - для имён существительных и прилагательных, префиксальным - для глаголов. У детей развиваются навыки складывания нового слова из 2-х частей, одна из которых равна корню, а другая - аффиксу: чай+ник, про + лил.
  • Учить выбирать родственные слова из контекста, привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов (чай, чайник, чайная).
  • Учить понимать обобщенное значение слова.
  • Пополнение и активизация словаря.

п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

I этап – подготовительный

1

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели, родители, логопед

2

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещение родителей

Воспитатели, логопед

3

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игрушки

Создать условия для реализации проекта

Воспитатели, родители

II этап - основной

4

Знакомство с посудой

Усвоение названия посуды, как с ней обращаться

Воспитатели, родители, логопед

5

Беседа о посуде

Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды

Воспитатели, родители, логопед

6

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и журавль»,  Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин», К.Чуковский «Федорино горе»

Систематизировать знания по теме «Посуда», активизировать словарь по данной теме.

Воспитатели, родители

7

Занятие «Федорино горе»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов посуды, их деталей (частей), характерных признаков.

Логопед, воспитатели

8

День загадок

Развитие у детей логического мышления. Способствование расширению кругозора, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Воспитатели

9

Лепка, ИЗО на тему: «Кувшин», «Чайный сервиз»

Закрепление темы «Посуда»

Воспитатели

10

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

Логопед, воспитатели

11

Развитие общей моторики

Координация речи с движением, развитие общей моторики.

Логопед, воспитатели

12

Музыкальная деятельность

Развитие дыхания, голоса, интонации (разучивание песен, частушек про игрушки)

Музыкальный руководитель

13

Занятие «Чистоговорки веселых поварят»

Закрепить навыки правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи

Логопед, воспитатели

14

Занятие «Разная посуда»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия материала и предметов посуды, их качества

Логопед, воспитатели

15

Занятие «Веселые поварята»

Активизировать в речи названия предметов посуды; стимулировать развитие связной речи (умение строить простое полное предложение с предлогом, практически применять форму творительного, предложного падежей с предлогом).

Логопед, воспитатели

16

Игра-драматизация

«Незнайка-поваренок»

Развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания): упражнять детей в установлении причинно-следственных связей

Воспитатели, логопед

17

Сюжетно-ролевая игра

«Три медведя за столом»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов посуды;  упражнять в словоизменении (форма мн.ч., уменьшительная форма)

Логопед, воспитатели

18

Занятие «Праздничный стол для друзей»

Умение строить сложное предложение с союзом а; упражнять детей в установлении причинно-следственных связей

Логопед, воспитатели

19

Составление рассказа на тему «Как мы встречали гостей»

Развитие связной речи (монологической)

Логопед, воспитатели, дети

20

Конкурс рисунков и поделок на тему «Посуда»

Развивать воображение, творческую активность

Дети

III этап - заключительный

21

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

22

Презентация на тему «Посуда»

Просмотр

Логопед, воспитатели

Приложение

1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.                  

                                                         Н. Нищева

2. Занятие «Федорино горе»

Материал: иллюстрации к сказке К.Чуковского «Федорино горе», предметы посуды, картинки с их изображением.

Воспитатель.  Ребята, предметы посуды убежали от Федоры, прячутся от нее за деревьями, в овраге, под кустом.

Педагог предъявляет детям «зашумленные изображения» предметов посуды.

3. Загадки

Воспитатель. Ребята, посуда согласилась вернуться к Федоре, если она угадает загадки. Помогите Федоре угадать, какую посуду прячет загадка.

1. При виде еды

Не считают ворон,

Бросают дружно

С обеих сторон.

Один разрезает,

Другая хватает,

Обоим в тарелке

Работы хватает. (Нож и вилка.)

2. На огне я стою,

Еду вкусную варю (Кастрюля.)

3. Новая посуда,

А вся в дырках. (Дуршлаг.)

4. Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли

И зовут ее… (Кастрюля.)

5. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож.) 

6. Скажите, как назвать ее: 
Все в дырках зубы у нее, 

Но свеклу, редьку, хрен, морковку 
Она перетирает ловко.
(Терка)

7. Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке.)

8.  Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь и вода. (Самовар.)

9. На чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку.)

10. Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (Ложка.)

11. Я пыхчу, я пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай – вода вскипела». (Чайник.)

4. Занятие «Чистоговорки веселых поварят»

Методические рекомендации: чисто и правильно произносить фразу, чистоговорки, упражнять в разном интонировании.

Воспитатель. Ребята, маленькие поварята веселят повара веселыми чистоговорками. Повторим их с разной интонацией.

1. Очень часто бьются

    У Танечки блюдца.

2. Чебурашка хочет чай.

    К чаю, ты, его встречай!

    Чашку дай ему, печенья

    И чуть-чуть еще варенья.

3. Точим нож! Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

5. Занятие «Разная посуда»

Игра 1. Воспитатель. Ребята, мы приглашаем сказочных гостей на бал. Для этого нам надо много разной посуды. Закажем ее в специальном магазине, исходя из того, как она хранится на складе.

Посуда хрупкая - … (тарелки, чашки, блюдца, стаканы).

Широкая - … (тарелки, миски, кастрюли, сковородки).

Большая - … (кастрюли, чайники, самовары).

Острая - … (ножи, вилки).

Узкая - … (графины, кувшины, вазы).

Прочная - … (кастрюли, сковородки, чайники, ножи, ложки, вилки). И т.д.

Игра 2. Воспитатель. Ребята, а теперь сыграем в игру «Скажи наоборот».

Прочная - … (хрупкая), широкая - …(узкая), низкая - …(высокая), мелкая – (глубокая), маленькая - …(большая), белая - …(черная), толстая - …(тонкая), тупая - …(острая).

Игра 3. Воспитатель. Из чего делают посуду? (Из глины, из стекла, из фарфора, из дерева и т.д).

Посуда из фарфора какая? – фарфоровая, из глины-…, из хрусталя-…, из керамики-…, из пластмассы-…, из дерева-…, из железа-…, из чугуна-…, из алюминия-…, из серебра-… .

6. Занятие «Веселые поварята»

Игра 1. Игровые действия: задавать вопросы, подбирать картинки, отвечать на вопрос полным простым предложением.

Воспитатель. Ребята, на королевской кухне учились работать веселые поварята. Хотите с ними поиграть? Одна команда задает вопрос о продуктах – в чем их приготовить (по картинкам), а другая команда подбирает подходящую посуду (картинку) и отвечает на вопрос.

Например: В чем варят суп? – Суп варят в кастрюле.

В чем кипятят воду?

В чем хранят сахар?

Куда кладут хлеб?

Куда кладут сахар?

Куда кладут конфеты?

На чем жарят рыбу?

Куда кладут масло?

Куда кладут соль?

Куда кладут салат?

Куда наливают сливки?

Куда наливают молоко?  

Игра 2. Игровые действия: классифицировать предметы посуды по назначению, объяснить свой выбор.

Воспитатель. Старший повар дал задание веселым поварятам: расставить всю посуду на свои места. А поварята запутались, растерялись. Помогите им выполнить задание: где какая посуда должна стоять?

  • Кастрюля, сковорода, дуршлаг – это кухонная посуда. (На кухне, на плите.)
  • Чашка, блюдце, чайник – это чайная посуда. (В буфете.)
  • Глубокая тарелка, супница, мелкая тарелка – это столовая посуда. (На кухне.)
  • Вилка, нож, ложка – это столовые приборы. (На кухне.) И т.д.

7. Игра-драматизация «Незнайка-поваренок»

Материал: изображение Незнайки, конверт с письмом.

Игра 1. Игровые действия: закончить предложение.

Воспитатель. Незнайка прислал вопросы, которые ему задал повар Пончик. Помогите ему закончить предложения.

  • Грушу надо помыть перед едой, потому что…
  • Я почистила картошку, чтобы…
  • Я угостил друга яблоком, потому что…
  • Люди консервируют овощи, потому что…
  • Мы едим овощи круглый год, потому что…
  • Капуста бывает кислая, потому что…
  • Нельзя сразу съесть много слив, потому что…
  • Варенье назвали вишневым, потому что… И т.д.

Игра 2. Игровые действия: определить правильность ответа Незнайки и помочь ему исправить ответ. В случае правильного высказывания надо хлопнуть в ладоши. Если высказывание неверное, надо помочь Незнайке его исправить, то есть предложить правильный вариант.

  • Морковь-это фрукт.
  • Слива-это фрукт.
  • Всем полезно кушать капусту.
  • Турнепс-это зверь.
  • Нельзя кушать незрелые плоды фруктов.
  • Из вишен можно сварить варенье и компот.
  • Из огурцов люди делают кремы и лосьоны.
  • Клубнику можно солить в бочках на зиму.
  • Из яблок получается грушевое варенье.
  • Из свеклы можно приготовить салат.
  • Суп из капусты называется рассольник.

8. Сюжетно-ролевая игра «Три медведя за столом»

Надо выбрать: медведя, медведицу, медвежонка.

Материал: картинки с изображением посуды различной величины.

Игра 1. Воспитатель. Посчитайте предметы посуды на столе.

Одна тарелка, …, десять тарелок.

Одна чашка, …, десять чашек. И т.д.

Игра 2. Воспитатель.  Медведица Анастасия Ивановна накрывает на стол, подает каждому посуду. Что кому она подаст?

Медведь: «Подай мне, пожалуйста: миску, тарелку, вилку, нож, стакан, ложку, чашку, чайник, самовар, сахарницу, солонку».

Медвежонок: «Подай мне, пожалуйста: мисочку, тарелочку, вилочку, ножик, стаканчик, ложечку, чашечку, чайничек, самоварчик».

Игра 3. Игровые действия: называть продукты питания и предметы посуды, подходящие к ним по назначению.

Три медведя за столом

Дружно кушали в втроем:

Каждому своя посуда –

Называй скорее блюдо!

Мишутка. - Сахар.

Медведица. - Вот сахарница.

Медведица. - Масло.

Медведь. - Вот масленка.

Селедка-селедочница, конфеты-конфетница, соль-солонка, перец-перечница, хлеб-хлебница, суп-супница, соус-соусница, бутерброды-бутербродница, сухари-сухарница, салфетки-салфетница. И т.д.

Игра 4. Воспитатель. Мишутка помогает на кухне маме. Но он еще плохо знает названия всех кухонных принадлежностей. Помогите ему разобраться, что как называется!

-  Как называется одним словом прибор кухонный прибор, если он варит кофе? (Кофеварка.)

-  Рубит мясо? - … (мясорубка), режет овощи - … (овощерезка), выжимает сок - … (соковыжималка), варит быстро, скоро - … (скороварка). 

9. Занятие «Праздничный стол для друзей»

Материал: картинки с изображением предметов посуды, продуктов питания, сказочных героев.

Игра 1. Игровые действия: классифицировать предметы по назначению, подбирать пары по существенному признаку.

Воспитатель. Ребята, к приходу гостей надо красиво сервировать стол.

  • Какое угощение к чаю мы приготовим нашим гостям: косолапому Мишутке, Незнайке, Винни-Пуху, Карлсону и Малышу, Чебурашке, Снегурочке?

Мед, варенье, пирожное, арбуз, конфеты, мороженое, фрукты, плюшки, компот, сок и т.д.

  • Выберите на картинках посуду, необходимую для сервировки стола к чаю, и назовите ее. Скажите, что здесь лишнее?

Тарелка, чашка, вилка, чайная ложечка, нож, столовая ложка, кастрюля, зубная щетка, блюдце, чайник, самовар, сковорода, сахарница, супница.

  • К приходу гостей надо выбрать угощение для праздничного стола. Выберите его на картинках и назовите.

Конфеты, торт, лук, печенье, свекла, пряники, булочки, пирог, борщ, котлеты, кефир, сушки, сахар, пельмени, сухарики, фрукты.

Список литературы:

1. Алферова, О. Комплексное воздействие специалистов смежных областей на развитие речи дошкольника / О. Алферова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8.

2. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи /О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Глотова И. В. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию / И. В. Глотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3.

4. Денисова, О.А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. /Под ред. О.А. Денисовой.- М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Нищева, Н. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.- СП.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

6. Репина З.А. Особенности формирования диалога у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи / З. А. Репина, Л. В. Ступак // Специальное образование. – 2012. – № 4.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе

Цель.·         Обобщить материал по теме «Овощи»;·         развивать мышление и память, фонематические процессы;·...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лексической теме «Посуда» с детьми старшей группы с ТНР

Программные задачи:- уточнение и активизация словаря по теме "Посуда";- формирование понятий "чайная", "столовая", "кухонная";- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных ...

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

План – конспект НОД по речевому развитию по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей  о посуде. Образовательно - речевые задачи:- Закреплять знание названий посуды;- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайн...

Словесная игра по лексической теме "Посуда" для детей старшей логопедической группы

вниманию воспитателей  предоставляется словесная игра по лексичееской теме "Посуда", где детям предлагается договорить слова....