Волчок: игра, развитие, диагностика.
методическая разработка по логопедии
Выступление на региональном фестивале образовательных практик "ДОУ и школа: преемственность методов и приемов обучения детей с ОВЗ", 27 февраля 2019 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
(1,2) Волчок, пусть и кажется на первый взгляд примитивной игрушкой, несет в себе несомненный развивающий потенциал. (3) Давно известно, что все движения человеческого организма, включая речевую моторику, имеют единые механизмы. Именно поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Специалисты знают, что такая моторная слабость как: неловкие движения рук, недифференцированые и слабые пальцы рук, часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. (4) Однако даже нормально развивающемуся дошкольнику не помешает пальчиковая гимнастика, массаж рук, пальчиковые игры в сопровождении стихов и потешек. Это не только разовьет мелкую моторику и речь, но и аудиальное восприятие и умение слушать. Двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, непосредственно влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Наиболее желательна комплексная развивающая работа, которая включает в себя первоначально массаж кистей рук и пальцев, активную гимнастику, (5) а затем и игры с предметами, такими как: матрешка или небольшая пирамидка, игры с песком и крупами, лепка из пластилина и теста, бусы и шнуровки, прищепки и счетные палочки. Волчкам же мы отводим отдельное место. Дело в том, что ни один из ранееперечисленных предметов не предполагает таких закручивающих движений и захвата полущепотью, как этого требует раскручивание волчка.
(6) Для того чтобы запустить волчок, нужно очень хорошо владеть своей рукой. Локоть должен быть свободен, чтобы обеспечить свободу кисти, он не должен давить вниз, на кисть и волчок. Кисть имеет при этом форму купола, которая характерна для нее при письме. Кисть должна слегка пружинить, волчок в пальцах держится совсем легко. Чтоб его запустить, нужно сделать пальцами сильное вращательное движение по ходу часовой стрелки. Хорошо запущенный волчок крутиться долго.
(7) Волчок легче запустить сидя на корточках или стоя на коленях на полу – тогда ребенку не нужно держать руку на весу и она почти автоматически приобретает нужное положение. Несколько труднее запустить его стоя у стола - рука при этом более распрямлена в локте и за счет этого может быть более напряженной. И труднее всего запустить волчок, сидя за столом – для этого нужно специально поднять локоть, удерживая его, но не держать его при этом. Когда дети начинают крутить волчок, педагог может предложить им попробовать делать это в разных положениях.
Если ребенок легко запускает волчок во всех положениях, значит, рука у него живая и послушная. Если ему это удается с трудом или не удается –значит, рука закрепощена. Нужно следить, чтобы дети держали волчок правильно - большим и средним пальцами, а указательный не должен мешать, чтобы они раскручивали волчок от себя, по часовой стрелке.
(8) Игры с волчками это дополнительный способ собрать анамнестические данные о состоянии моторики рук ребенка, и в целом о его психомоторном развитии. Напряжение пальчиков рук, разжата ли ладонь или сжата в кулачок при попытке раскрутить волчок — эти вовсе не мелкие моменты очень диагностичны и информативны для специалиста. (9) Для развивающих игр мы используем самые разнообразные волчки. Одни их них проще раскрутить, с другими справиться будет сложнее. Систематические игры с разными волчками обеспечивают ни с чем не сравнимую тренировку мышц пальцев рук, их микродвижений. Это очень важный момент, ведь, как известно, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем больше разрастается клеток и их нервных окончаний и, следовательно, ребенок лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. А игры с волчками создают для этого все необходимые условия.
(10) Помимо использования волчков в качестве результативного средства развития мелкой моторики пальцев рук, на своих занятиях с детьми с ОВЗ я использую такое пособие - логопедический волчок.
Что из себя представляет данное пособие? Это волчок с достаточно высокой «ножкой», на который надеваются сменные восьмигранные диски с различными картинками. Содержание зависит от цели, преследуемой в упражнении. (11) Например, при подготовке к постановке звука той или иной группы на секторах диска располагаются картинки-символы артикуляционных упражнений, необходимых для укрепления мышц органов артикуляции: для свистящих и шипящих звуков, (12) для соноров.
На этапе автоматизации звука в словах используются диски с изображениями объектов, в названии которых присутствует автоматизируемый звук. (13) Например, диск для автоматизации звука [ш] в начале слова, в середине или в конце. (14)
Данные диски используются и на этапах автоматизации в словосочетаниях и предложениях: (15)
- игры «Подбери признак», «Какой, какая, какие», в процессе которых так же отрабатываются падежные окончания имён существительных;
- игра «1-2-5-9» на согласование числительных с существительными;
- игра «Составь предложение» на развитие связной речи и многие другие.
(16) Использование логопедических волчков мотивирует детей на занятиях, раскрепощает их, в то же время решаются задачи по развитию слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти; по развитию кинестетических ощущений, самоконтроля.
Резюмируя могу отметить то, что дети с бОльшим интересом и желанием выполняют упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях, что, несомненно, ведёт к качественным улучшениям в речи детей.
(17)
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников
Дидактические игры в диагностике экологических знаний дошкольников...
Билингвизм у детей дошкольного возраста. Особенности развития, диагностика.
Реферат на тему "Билингвизм у детей дошкольного возраста. Особенности развития, диагностика"...
Карта индивидуального развития + диагностика
Карта индивидуального развития + диагностика...
"От игры к диагностике"
Данный материал рекомендуется практикующим логопедам, осуществляющим диагностику речевой деятельности ребенка....
"Симптомы задержки речевого развития. Диагностика ЗРР. лечение и профилактика"
Отставание в развитии проявляется различными симптомами:При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Н...
Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства
Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...
Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых
Можно отметить, что во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...