Проект "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Изучение вопроса развития фонематического слуха у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ffr.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»
Проект:
«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель-логопед:
Торговцева Ирина Валентиновна
Педагог высшей квалификационной категории
Участники: дети подготовительной группы
Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовить и провести консультации для педагогов на темы:
«Игровые приемы, используемые при подготовке детей к обучению грамоте», «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ».
- Принять участие в ПМПк, пед. советах и методических объединениях.
- Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
- Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
- С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
- При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.
Этапы работы
1. Подготовительный:
- Изучение методической литературы
- изучение проблемы в теории и практике логопедии .
- Повысить педагогическую грамотность родителей и воспитателей по данной теме.
2. Исследовательский:
Изготовление буклета для воспитателей «Игры по развитию фонематического слуха».
Организация коррекционной работы
Оформление папки – передвижки: «Подсказки для родителей».
Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование фонематического слуха у дошкольников»
3. Заключительный
-Обобщение результатов работы
Изготовление и пополнение наглядного демонстрационного и раздаточного материала по данной теме.
Подготовить сравнительный мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
Защита проекта:
- В виде презентации
Ожидаемые результаты:
Для детей: совершенствование фонематического слуха, способствующего развитию фонематических систем языка.
Для педагогов: знания, необходимые для проведения работы по развитию звукового анализа и синтеза в речевой деятельности ребенка и упражнения детей в дифференциации оппозиционных звуков.
План мероприятий по реализации проекта
«Формирование фонематического восприятия у детей»
Способы организации работы:
-Принцип добровольности
-Воспитанники работают под руководством педагога
Работа по проекту оценивается
-Педагогами ДОУ
Практический выход
- Создание дидактических игр по фонематическому развитию
Презентация по проекту.
Тематический план к проекту:
№ | Тема |
1 | Работа с детьми Дидактические игры по развитию фонематического восприятия у детей подг. групп |
2 | Настольно-печатные игры на закрепление фонематического восприятия у детей групп ОНР при оказании индивидуальной коррекционной помощи. |
3 | Игры по формированию фонематического восприятия у детей с использованием ИКТ |
4 | Итоговое мероприятие: Развлечение с использованием игр и упражнений по повышению у детей навыков речевого дыхания, фонематического слуха и внимания. |
5 | Работа с педагогами Семинар - практикум: «Формирование фонематического восприятия у детей». |
6 | Оформление картотеки игр по формированию фонематического восприятия у детей. |
Этапы осуществления проекта:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Изучение методической литературы: | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников – СПб., 2005. Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, - № 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс обследование звукопроизношения детей. - М., 2001. Максаков А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1991. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. |
Выделение неречевых звуков | Проводятся такие игры как
|
Различение речевых звуков |
|
Различение гласных звуков |
|
А) определение первого согласного в слове Б) определение последнего звука в слове В) определение последовательности всех звуков в слове |
В кабинете есть игры, изготовленные промышленным способом, и изготовленные логопедом ДОУ по различной тематике («Человек», «Животные», «Овощи», «Учебные принадлежности»…). Это позволяет осуществлять связь между различными разделами, актуализировать знания детей, формировать интерес к звучанию слов. |
Игры для различения твёрдых и мягких согласных | «Угости ежика грибами», «Собери грибы в корзинки», «Звездочет» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Формирование фонематического слуха, восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение со...
отчет по самообразованию «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию....
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...