Проект "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Торговцева Ирина Валентиновна

Изучение вопроса развития фонематического слуха у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ffr.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад № 6 «Светлячок»

Проект:

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед:

Торговцева Ирина Валентиновна

Педагог высшей  квалификационной  категории

Участники: дети подготовительной  группы

Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слуха  и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний  путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в  интернет ресурсах по изучаемой теме.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у  детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить и провести консультации для педагогов на темы:

«Игровые приемы, используемые при подготовке детей к обучению грамоте», «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ».

  • Принять участие в ПМПк, пед. советах и методических объединениях.
  • Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
  • Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
  • С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
  • При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

Этапы работы

1. Подготовительный:

- Изучение методической литературы

- изучение проблемы в теории и практике логопедии .

- Повысить педагогическую грамотность родителей и воспитателей по данной теме.

2. Исследовательский:

Изготовление буклета для воспитателей «Игры по развитию фонематического слуха».

Организация коррекционной работы

Оформление папки – передвижки: «Подсказки для родителей».

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование фонематического слуха у дошкольников»

3. Заключительный

-Обобщение результатов работы

Изготовление и пополнение наглядного демонстрационного и раздаточного материала по данной теме.

Подготовить сравнительный мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

Защита проекта:

- В виде презентации

Ожидаемые результаты:

Для детей: совершенствование фонематического слуха, способствующего развитию фонематических систем языка.

Для педагогов: знания, необходимые для проведения работы по развитию звукового анализа и синтеза в речевой деятельности ребенка и упражнения детей в дифференциации оппозиционных звуков.

План мероприятий по реализации проекта

«Формирование фонематического восприятия у детей»

Способы организации работы:

-Принцип добровольности

-Воспитанники работают под руководством педагога

Работа по проекту оценивается

-Педагогами ДОУ

Практический выход

- Создание дидактических игр по фонематическому развитию

Презентация  по проекту.

Тематический план к проекту:

Тема

1

Работа с детьми

Дидактические  игры по развитию фонематического восприятия у детей подг. групп

2

Настольно-печатные игры на закрепление фонематического восприятия у детей групп ОНР при оказании индивидуальной коррекционной помощи.

3

Игры по формированию фонематического восприятия у детей с использованием ИКТ

4

Итоговое мероприятие:  Развлечение с использованием игр и упражнений по повышению у детей навыков речевого дыхания, фонематического слуха и внимания.

5

Работа с педагогами                                                                                 Семинар - практикум: «Формирование фонематического восприятия у детей».

6

Оформление картотеки игр по формированию фонематического восприятия у детей. 

Этапы осуществления  проекта:

Разделы   программы

Виды детской деятельности

Изучение методической литературы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников – СПб., 2005.

 Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, - № 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс обследование звукопроизношения детей. - М., 2001. Максаков А.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1991. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

Выделение неречевых звуков

Проводятся такие игры как

  • «Что звучит?»,
  • «Найди пару»,
  • «На парад идёт отряд» - воспроизведение ритмических рядов.

Различение речевых звуков

  • «Слушай и выбирай».
  • "Правильно-неправильно",  «Поймай звук». 

Различение гласных звуков

  • Дидактическая игра «Солнышко», где лучики- слова на определённый звук;
  • Дидактическая игра «Найди гласный звук»
  • Листки с игровыми упражнениями из различных методических пособий;

А) определение первого согласного в слове

Б) определение последнего звука в слове

В) определение последовательности всех звуков в слове

  • «Найди звук»,
  • «Чудесная удочка»
  • «Расшифруй слово»
  • «Звуковой поезд»;
  • «Подарки» и др.
  • «Найди место звука в слове». 
  • «Придумать слова с заданными звуками»

В кабинете есть игры, изготовленные промышленным способом, и изготовленные логопедом ДОУ по различной тематике («Человек», «Животные», «Овощи», «Учебные принадлежности»…). Это позволяет осуществлять связь между различными разделами, актуализировать знания детей, формировать интерес к звучанию слов.  

Игры для различения твёрдых и мягких согласных

«Угости ежика грибами», «Собери грибы в корзинки», «Звездочет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Формирование фонематического слуха, восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение со...

План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...