Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида
учебно-методический материал по логопедии
В статье раскрывается:
- понятие психилого-медико-педагогического консилиума;
- нормативно-правова база;
- цели;
- задачи;
- основные направления деятельности;
- этапы;
- документация;
- виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mk_23.10.18_g.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14
ТЕМА:
Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума
в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать зависит весь его
дальнейший путь к знаниям.
Василий Александрович Сухомлинский
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи. Адаптироваться к новым условиям жизни.
ПМПк – это психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и(или) состояниями декомпенсации для получения ими качественного образования, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Консилиум создается в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК:
- своевременного выявления детей с особенностями в физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонениями в поведении, нуждающихся в создании СОУ;
- создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;
- разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
В своей деятельности консилиум руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным и региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07, локальными нормативными актами.
Нормативно – правовая база деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
- Устав образовательного учреждения
- Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования России «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении»
- Договор между ПМПК и ПМПк.
Консилиум создается приказом руководителя МДОУ при наличии соответствующих специалистов. Комиссию возглавляет лицо из числа административно-управленческого состава организации, назначаемое руководителем МДОУ.
Состав консилиума определяется для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели и другие специалисты, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ.
Основные задачи деятельности консилиума
1. Выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК для определения СОУ;
2. Создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;
3. Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программы, рекомендованной ПМПК;
4. Оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;
5. Подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка, рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК;
6. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций;
7. Консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ;
8. Координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия);
9. Организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
Этапы ПМПк
- Диагностический этап
(этап индивидуального обследования воспитанника)
2. Основной (деятельностный) этап
этап определения оптимального пути развития воспитанника, реализации принятых на консилиуме решений,
3.Итоговый этап
(этап выполнения решений ПМПк и контроль за их исполнением).
Диагностический этап.
После периода адаптации детей, поступивших в МДОУ, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ. Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование).
Скрининговое обследование проводится основным педагогом и психологом МДОУ. По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о необходимости создания для некоторых детей СОУ. Родителям таких детей консилиум дает рекомендации пройти территориальную ПМПК.
Основной этап.
По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, принимается заключение.
Проводится коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации АОП.
В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол, в котором указываются краткие сведения об истории развития ребенка, о специалистах консилиума, перечень документов, представленных на консилиум, результаты углубленного обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии). Протокол и заключение консилиума оформляются в день коллегиального обсуждения, подписываются специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума.
Итоговый этап.
В конце периода, когда реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.
Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, корректировки программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка.
Образец документов.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами инклюзивное образование должно быть направлено на «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении необходимо создать особые условия: создание развивающей образовательной среды, грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей, участие квалифицированных специалистов (учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей, педагога-психолога и др.) в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида располагает условиями для проведения целенаправленной работы по коррекции речевых нарушений. В МДОУ функционируют логопедические группы. Учителя-логопеды имеют высшую квалификационную категорию и большой стаж работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена на предупреждение и устранение речевых недостатков, на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к успешному усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. В работе используются здоровьесберегающие технологии:
-организация двигательной активности: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;
-психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, упражнения на устранение отрицательных эмоций, музыкотерапия, релаксационные упражнения.
Особое место при создании условий в ДОУ отводится оснащению и специализации среды развития:
- в группах созданы условия развивающей и оздоровительной среды с учётом особенностей детей: материалы для развития сенсорной сферы, мелкой моторики, коррекционные пособия и игры, дидактические пособия;
- в логопедических кабинетах организована предметно-пространственная развивающая среда;
- спортивный зал оборудован спортивными модулями (фитболы, массажные мячи, массажные дорожки), имеется сухой бассейн с набором коррекционного оборудования.
Таким образом, воспитательный процесс организован с учётом особенностей детей, что способствует успешной социализации и адаптации воспитанников.
Консилиумом ведется следующая документация:
- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ;
- представления на ребенка специалистов консилиума (первичные при поступлении ребенка в МДОУ);
- план и регламент порядка проведения заседаний консилиума;
- протокол заседаний консилиума (по каждому ребенку);
- заключения каждого из специалистов, принимающих участие в консилиумной деятельности по конкретному ребенку (первичное заключение с компонентами индивидуальной программы сопровождения; заключение по итогам каждого периода индивидуальной программы сопровождения и адаптированной образовательной программы на данный период; итоговое заключение по результатам реализации адаптированной образовательной программы в целом);
- журнал учета детей, прошедших обследование;
- журнал регистрации заседаний консилиума;
- согласие родителей на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке.
Образец протокола.
Консилиумы
плановые и внеплановые
ПЛАНОВЫЕ
- Определение путей пмп сопровождения ребенка.
- Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута.
- Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
- Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения.
ВНЕПЛАНОВЫЕ
- Принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам.
- Изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности.
- Изменение образовательного маршрута.
- Подбор иного типа образовательного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
(Продукт деятельности ПМПк - адаптированная образовательная программа)
Дети с ОВЗ могут получать дошкольное образование в группах комбинированного и компенсирующего направлений в ДОО, где организация и реализация образовательного процесса осуществляются по адаптированным образовательным программам.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273 (ст. 79), все программы коррекционной направленности переименованы в адаптированные образовательные программы. Это вызвано необходимостью обеспечить всем детям, и с ОВЗ в том числе, позитивную социализацию, индивидуализацию развития, а также решить задачу обеспечения равного старта и равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий; подтверждено (ПМПК).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная образовательная программа – для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Анализ программ показывает, что в настоящее время представлены и соответствуют требованиям ФГОС ДО две примерные адаптированные программы дошкольного образования (автор Н.В. Нищева, под ред. Л.В. Ло‐ патиной). Направленность программ связана с организацией работы в логопедической группе для детей с трех до семи лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Специалисты консилиума обязаны:
– руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;
– исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»
Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья...
Положение организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положение организации инклюзивного образования....
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "СОШ№3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Курсы повышения квалификации...
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.
Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....