«Приемы и формы работы по формированию связного высказывания с детьми с ОВЗ»
статья по логопедии (подготовительная группа)
В настоящее время в своей практике логопеды используют в своей работе как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности.
Подробнее о приемах развития связной речи детей с ОВЗ можно прочитать в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_formy_raboty_po_formirovaniyu_svyaznogo_vyskazyvaniya_s_detmi_s_ovz.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы и формы работы по формированию связного высказывания с детьми с ОВЗ»
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ - одна из главных задач коррекционного воздействия и осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОВЗ - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
В настоящее время в своей практике логопеды используют в своей работе как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы по формированию связного высказывания, которые гармонично вписываются в систему ФГОС, не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности.
Рассмотрим приемы развития связной речи детей с ОВЗ.
Приемы развития связной речи детей с ОВЗ.
Словесные:
- речевой образец;
- повтор;
- вопрос
Наглядные:
- организация наблюдения;
- демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д.
- просмотр видеофильмов
Игровые:
- дидактические игры-упражнения,
- театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры
- другие виды игр с речевым содержанием.
Методы формирования связного выказывания:
I. Прием наглядного моделирования.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Одним из видов моделирования является синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Схема составления синквейна следующая:
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Мнемотехника так же является видом наглядного моделирования.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание
II. Приемы ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Основатель теории Г. С. Альтшуллер.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
ТРИЗ дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Существует множество методов ТРИЗ:
- «Круги Луллия»,
- «Метод фокальных объектов»
- «Сенсорный ящик»
- «Составление загадок»
1.Круги Луллия( основоположник Раймонд Луллий) это выполненные из оргалита несколько колец разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части которого установлена стрелка. На кольца накладываются бумажные круги с прорезями для удобного расположения на кольца. Круги разделены на несколько секторов и они свободно вращаются.
Задачи:
совершенствование навыка речевого общения;
закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания;
развитие речевого творчества;
Игра «Расскажи сказку»
На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно использовать рассказы по схемам (когда на одном круге предметные или сюжетные картинки, а на втором схемы-подсказки для связного высказывания)
2.“Метод фокальных объектов” (автор Ф. Кунц) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.
Например, “Сорокот”. Его родители: сорока и кот. Живет в жарких странах. Очень быстро летает и ловко лазает по деревьям. У него развито обоняние. Видит в темноте. Любит яркие предметы. . .
3.Метод ТРИЗ - «Сенсорный ящик»
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт.
Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (он желтый)
Какого он размера?
Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)
Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (да)
Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)
Вкус: Это съедобный предмет? (да)
Какой он на вкус? (он кислый)
Это лимон. Правильный ответ.
4.Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок. Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
Выбираем объект, например, мяч.
Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:
Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
Какой мяч по форме? (круглый)
Что он делает? (скачет, прыгает, катится)
Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.
Что бывает таким же?
Разноцветный. Что бывает таким же? (радуга…)
Круглый. Что бывает таким же? (солнце, апельсин…)
Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как солнце.
Прыгает и скачет, как заяц.
Таким образом, результативность проводимой работы по использованию методов и приемов в процессе формирования связной речи у детей с ОВЗ соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооборазование " Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи"
Дипломная работа по окончанию курсов повышения квалификации "Современные технологии предупреждения и преодоления речевых расстройств". В работе представлена теоретическая часть по развитию связной реч...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Речь - одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Основная задача развития речи у детей в дошкольном возрасте – формирование правильной устной речи детей на основе овладения литерату...
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
Формы работы по формированию связной речи дошкольников
В статье раскрываются понятие "связная речь", формы работы по развитию связной речи....