Конспект НОД "Звук и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_r.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи)
Разработал: учитель-логопед
I квалификационной категории
Кирсанова Е.И.
Тема: «Звук и буква Р»
Цель: Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять произношение звука [р] в слогах, словах, предложениях;
- познакомить с буквой Р.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать навыки слогового и фонематического анализа и синтеза;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать графомоторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
- воспитывать навыки самоконтроля.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал, рабочие тетради, цветные карандаши.
Предшествующая работа: закрепление понятий гласный звук, согласный звук, звук, буква, слог, слово, предложение.
Ход НОД
- Организационный этап.
Логопед: Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!
(Тамара Рубан)
Логопед: Ребята, посмотрите на персонажей сказок. Как их зовут?
Ответы детей: Буратино, Чебурашка, Дракон, Русалочка.
Логопед: Какой звук встречается во всех словах?
Ответы детей: звук [р].
Логопед: Сегодня мы будем закреплять произношение звука [р] в словах и познакомимся с буквой Р. А теперь давайте вспомним, чем звук отличается от буквы.
Ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
- Коррекционно-развивающий этап.
Логопед: Артикуляция звука: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит (р-р-р).
Характеристика звука: согласный, твердый, звонкий.
Ответы детей.
Логопед: А теперь мы проверим как вы слышите звук [р] в словах.
Упражнение «Хлопни, когда услышишь звук [р]».
Картина, лопата, рак, корзина, телефон, машина, ракета, кенгуру, конфета, мухомор.
Логопед: Речевая зарядка с прокатыванием карандаша в ладошках.
тра—тро—тру—тры
пра—про—пру—пры
стра—стро—стру—стры
Ра-ра-ра — рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро — роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру — руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры — рыба, рынок, рыжик, рысь.
Логопед: Ребята, на столах у вас картинки. Вы называете картинку, определяете сколько слогов в слове и где находится звук [р] в начале, в середине или в конце слова.
Логопед: Ребята, давайте поиграем.
Упражнение «Четвертый лишний».
сыр, капуста, помидор, самовар
утка, комар, рот, зубр
шар, ручка, конфета, рубашка
рыба, роза, ромашка, слон
Логопед: Ребята, давайте поиграем с мячом. Вы называете слова со звуком [р] (слова – предметы, слова – действия, слова - признаки).
Логопед: Проведем звуко-буквенный анализ слова радуга. Сколько слогов в слове радуга? Назовите ударный слог. Сколько звуков в слове радуга? Сколько гласных звуков в слове радуга? Сколько согласных звуков в слове радуга? Выполним схему слова радуга.
Логопед: Ребята, давайте придумаем слово со звуком [р] и составим схему предложения.
Логопед: А теперь, ребята, будьте внимательны. Задание такое – вставить в слово после первого звука звук [р].
Ковать - кровать, кошка - крошка, топка - тропка, каска - краска, дама - драма, тут - труд.
Логопед: А теперь немного отдохнем. Тема недели «Откуда хлеб пришел?»
Динамическая пауза «Хлеб» (загадка).
Рос сперва на воле в поле, | Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх. |
Летом цвел и колосился, | Выполняют упражнение «Цветок». |
А когда обмолотили, | Постукивают кулачками друг о друга. |
Он в зерно вдруг превратился. | Выполняют упражнение «Кормление птиц». |
Из зерна – в муку и тесто, | Сжимают и разжимают кулачки. |
В магазине занял место. | Выполняют упражнение «Поднос». |
Логопед: Вот ребята буква Р.
Букву Р писать несложно.
Справа к палке осторожно
Пририсуем мы кружок.
И получится флажок.
Логопед: Скажите из каких элементов состоит буква Р?
Ответы детей: Палочка и полукруг.
Логопед: Куда направлена буква вправо или влево?
Ответы детей: Вправо.
Логопед: Ребята, и вы изобразите букву Р.
Логопед: Ребята, вы все умеете собирать пазлы. И сейчас соберите букву Р.
Логопед: Сделаем зарядку для наших пальчиков («Кулак - ладонь», «кулак – ребро - ладонь»)
Логопед: Выполним задание в рабочих тетрадях.
Логопед: Сделаем зарядку для наших глаз.
- Закрепляющий этап.
Логопед: Ребята, чтобы нам закрепить звук [р], выучим скороговорку.
Труба трубит, труба поет.
Трубач по городу идет.
Логопед: Назовите слова со звуком [р].
Логопед: Какой звук мы сегодня закрепляли? Дайте характеристику звуку [р]. С какой буквой мы познакомились? Из каких элементов состоит буква Р?
- Итоговый этап.
Самооценка (самоконтроль) детей. В правом нижнем углу нарисовать зеленый кружок, если вы выполнили все задания (дали характеристику звуку [р], хлопали на слова со звуком [р], выполняли речевую зарядку, называли лишнее слово, слова со звуком [р], сделали анализ слова радуга, составили предложение, собрали букву Р, рассказали скороговорку), желтый кружок – если были ошибки при выполнении заданий и красный – если вы не выполнили задания.
Сюрпризный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...