Конспект НОД "Звук и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кирсанова Елена Игоревна

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_r.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи)

Разработал: учитель-логопед

I квалификационной категории

Кирсанова Е.И.

Тема: «Звук и буква Р»

Цель: Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закреплять произношение звука [р] в слогах, словах, предложениях;
  • познакомить с буквой Р.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать  навыки слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • развивать  психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;
  • развивать общую и мелкую моторику; 
  • формировать графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
  • воспитывать навыки самоконтроля.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал, рабочие тетради, цветные карандаши.

Предшествующая работа: закрепление понятий гласный звук, согласный звук, звук, буква, слог, слово, предложение.

Ход НОД

  1. Организационный этап.

Логопед:         Каждый день всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

(Тамара Рубан)

Логопед: Ребята, посмотрите на персонажей сказок. Как их зовут?

Ответы детей: Буратино, Чебурашка, Дракон, Русалочка.

Логопед: Какой звук встречается во всех словах?

Ответы детей: звук [р].

Логопед: Сегодня мы будем закреплять произношение звука [р] в словах и  познакомимся с буквой Р. А теперь давайте вспомним, чем звук отличается от буквы.

Ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

  1. Коррекционно-развивающий этап.

Логопед: Артикуляция звука: язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит (р-р-р).

        Характеристика звука: согласный, твердый, звонкий.

Ответы детей.

Логопед: А теперь мы проверим как вы слышите звук [р] в словах.

        Упражнение «Хлопни, когда услышишь звук [р]».

        Картина, лопата, рак, корзина, телефон, машина, ракета, кенгуру, конфета, мухомор.

Логопед: Речевая зарядка с прокатыванием карандаша в ладошках.

тра—тро—тру—тры

пра—про—пру—пры

стра—стро—стру—стры

Ра-ра-ра — рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро — роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру — руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры — рыба, рынок, рыжик, рысь.

Логопед: Ребята, на столах у вас картинки. Вы называете картинку, определяете сколько слогов в слове и где находится звук [р] в начале, в середине или в конце слова.

Логопед: Ребята, давайте поиграем.

Упражнение «Четвертый лишний».

сыр, капуста, помидор, самовар

утка, комар, рот, зубр

шар, ручка, конфета, рубашка

рыба, роза, ромашка, слон

Логопед: Ребята, давайте поиграем с мячом. Вы называете слова со звуком [р] (слова – предметы, слова – действия, слова - признаки).

Логопед: Проведем звуко-буквенный анализ слова радуга. Сколько слогов в слове радуга? Назовите ударный слог. Сколько звуков в слове радуга? Сколько гласных звуков в слове радуга? Сколько согласных звуков в слове радуга? Выполним схему слова радуга.

Логопед: Ребята, давайте придумаем слово со звуком [р] и составим схему предложения.

Логопед: А теперь, ребята, будьте внимательны. Задание такое – вставить в слово после первого звука звук [р].

Ковать - кровать, кошка - крошка, топка - тропка, каска - краска, дама - драма, тут - труд.

Логопед: А теперь немного отдохнем. Тема недели «Откуда хлеб пришел?»

Динамическая пауза «Хлеб» (загадка).

Рос сперва на воле в поле,

Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился,

Выполняют упражнение «Цветок».

А когда обмолотили,

Постукивают кулачками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.

Выполняют упражнение «Кормление птиц».

Из зерна – в муку и тесто,

Сжимают и разжимают кулачки.

В магазине занял место.

Выполняют упражнение «Поднос».

Логопед: Вот ребята буква Р.

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Пририсуем мы кружок.

И получится флажок.

Логопед: Скажите из каких элементов состоит буква Р?

Ответы детей: Палочка и полукруг.

Логопед: Куда направлена буква вправо или влево?

Ответы детей: Вправо.

Логопед: Ребята, и вы изобразите букву Р.

Логопед: Ребята, вы все умеете собирать пазлы. И сейчас соберите букву Р.

Логопед: Сделаем зарядку для наших пальчиков («Кулак - ладонь», «кулак – ребро - ладонь»)

Логопед: Выполним задание в рабочих тетрадях.

Логопед: Сделаем зарядку для наших глаз.

  1. Закрепляющий этап.

Логопед: Ребята, чтобы нам закрепить звук [р], выучим скороговорку.

                Труба трубит, труба поет.

                Трубач по городу идет.

Логопед: Назовите слова со звуком [р]. 

Логопед: Какой звук мы сегодня закрепляли? Дайте характеристику звуку [р]. С какой буквой мы познакомились? Из каких элементов состоит буква Р?

  1. Итоговый этап.

Самооценка (самоконтроль) детей. В правом нижнем углу нарисовать зеленый кружок, если вы выполнили все задания (дали характеристику звуку [р], хлопали на слова со звуком [р], выполняли речевую зарядку, называли лишнее слово, слова со звуком [р], сделали анализ слова радуга, составили предложение, собрали букву Р, рассказали скороговорку), желтый кружок – если были ошибки при выполнении заданий и красный – если вы не выполнили задания.

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...