Конспект познавательно-речевого досуга в рамках мини-проекта: «Мир на ладошке» (модуль: «Жук-бомбардир») для детей старшей группы с ЗПР и ТНР
проект по логопедии (старшая группа)
Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста с ЗПР и ТНР в занимательной игровой форме через различные виды деятельности. Закрепление и обобщение знаний и представлений по лексической теме: «Насекомые» в рамках проекта «Мир на ладошке» (модуль: «Жук-бомбардир») .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-речевого досуга
в рамках мини-проекта: «Мир на ладошке»
(модуль: «Жук-бомбардир»)
для детей старшей группы с ЗПР и ТНР
Цель: Познавательно-речевое развитие детей с ЗПР и ТНР через различные виды деятельности по лексической теме: «Насекомые».
Задачи:
Активизация словаря по лексической теме;
Развитие просодического компонента речи;
Развитие связной речи;
Закрепление навыка пространственной ориентировки;
Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций;
Развитие мыслительной деятельности, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Воспитание любви и бережного отношения к природе, умения сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
Оборудование: панорама к рассказу В.Бианки «Первая охота», графические схемы, игровое поле 3 на 3 с изображением цветов, фонограмма песни В.Шаинского «По секрету всему свету».
Ход:
- Организационный момент.
Взрослый: Ребята, отгадайте загадку.
Ой! Ой! Ой!
Бомбардировка!
Кто же так стреляет ловко?
Десять выстрелов подряд
Едким облачком летят?
Взрослый: Правильно, это жук-бомбардир. Почему вы так решили?
Ответы детей.
- Сообщение темы.
Взрослый: Почему так называют этого жука? (Ответы детей) Правильно. Жук-бомбардир свое название получили благодаря своеобразному защитному механизму. Жук-бомбардир имеет интересную возможность “бомбардировать” врага сгустками ядовитого, едкого газа с удивительной скоростью — 500 выбросов в секунду и громким звуком. Эти жуки живут везде, кроме Антарктиды.
- Стихотворение про жука-бомбардира
Дети проговаривают стихотворение, отбивая ладошками слоги.
Взрослый: Давайте вспомним стихотворение про жука-бомбардира.
Я – Жук-бомбардир,
А зовут меня Жу-Жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу.
Ж-ж-ж…………….
- Развитие просодики. Пропевание слогов с использованием фонетической ритмики.
Взрослый: Давайте споем, как жуки. Будьте внимательны, какую песенку надо петь.
Взрослый показывает жестовые символы гласных звуков, дети под фонограмму пропевают слоги (жа, жо, жу, жи).
- Подвижная игра «День-ночь»
Взрослый: Ребята, еще одной особенностью этих необычных жуков является образ жизни. Когда жуки-бомбардиры спят, в какое время суток? (Днем)
А когда бодрствуют? (Ночью) Правильно, жуки-бомбардиры ведут ночной образ жизни, днём прячутся под камнями, брёвнами, в траве, сбиваясь при этом в группы. Давайте поиграем, когда вы услышите слово «ДЕНЬ» - присядьте, а если слово «НОЧЬ» - будете летать и жужжать.
- Описание жуков-бомбардиров по панораме, используя графические схемы.
Взрослый: Расскажите о жуке-бомбардире, какие они.
Дети составляют рассказ-описание по графическому плану:
- Какой жук по цвету, величине;
- Части тела;
- Где живет;
- Чем питается;
- Как передвигается;
- Как защищается.
Примерный рассказ-описание:
Жуки-бомбардиры – необычные жуки. Они живут везде, кроме Антарктиды. Это средних размеров жуки, длиной от нескольких мм до 1—3 см. Чаще всего они имеют тёмноокрашенные надкрылья и ярких цветов голову, грудь и лапки. Тельце и лапки окрашены в ярко-рыжий цвет, иногда в тёмно-коричневый. Лапок у жуков шесть. А еще у них есть длинные усики, которые помогают ориентироваться в пространстве. Жуки-бомбардиры ведут ночной образ жизни, днём прячутся под камнями, бревнами, листиками. К полёту они не способны, зато перемещаться на своих шести лапках они могут очень быстро. У некоторых насекомых на спинке имеется узор из округлых пятен яркого цвета. Питаются жуки-бомбардиры личинками других насекомых. А защищаются, выбрасывая на врага ядовитую, едкую жидкость.
- Дидактическая игра «На каком цветке жук» (закрепление навыка
пространственной ориентировки на листе бумаги (верхний правый угол, центр, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, слева по центру, справа по центру, сверху по центру, снизу по центру). Закрепление навыка употребления предлога «НА» в предложениях.
Ход игры
Взрослый просит поместить картинку с изображением жука-бомбардира или поделку из пластилина, которую изготовили дети, в определенное место игрового поля и сказать на каком цветке он сидит.
Например: «Жук-бомбардир сидит НА васильке».
Взрослый: Назовите слово-помощник, которое вы использовали в предложении. Найдите схему предлога НА среди других схем.
- Составление рассказа по панораме. Рассказ В.Бианки «Первая охота»
Взрослый: Кто автор и как называется рассказ про жука-бомбардира? (Ответы детей) Правильно Виталий Бианки написал рассказ «Первая охота», где описывает встречу Щенка с обитателями леса, среди которых был жук-бомбардир. На нашей панораме изображена эта встреча. Ребята, расскажите, что же произошло?
Примерный рассказ:
Был теплый солнечный день. Щенок радостно бегал по лесу и хотел познакомиться с его обитателями. Но все птицы и насекомые прятались от Щенка. Только Жук-бомбардир спокойно спал под листочком, потому что эти Жуки всегда днем спят, а ночью охотятся и занимаются поиском пищи. Вдруг Щенок увидел мирно спящего Жука-бомбардира, радостно взвизгнул и захотел познакомиться с крошечным незнакомцем. Жук-бомбардир проснулся и медленно пополз по земле, никуда не прячась. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой (Б-б-б-б….) — прямо в нос попал! Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся — да через луг, да в подворотню. (Гав-гав-гав!) Забился в конуру и нос высунуть боится. А Жук-бомбардир дальше пополз искать новое место для сна, и никто ему не страшен!
- Составление загадки про жука-бомбардира (ТРИЗ)
Взрослый: Давайте составим про жука-бомбардира загадку.
- Стреляет, но не ……(пушка, ружье, пистолет и т.д.)
- Ползает, но не ……(гусеница, змея и т.д.)
- Есть крылья, но не …..(бабочка, птица, самолет и т.д.)
- Крошечный, но не ….. (гном, букашка, пылинки и т.д.)
- Итог
Взрослый: Почему этого жука назвали словом «бомбардир»? (Этот жук может защититься от своих врагов как бомба, которая стреляет прямо в цель и сопровождается громким звуком).
Логопедическое приложение к мини-проекту: «Мир на ладошке»
Модуль: «Жук-Бомбардир»
Дидактические игры и упражнения:
- Упражнение: «Песенка жука»
Цель: развитие просодического компонента речи с использованием фонетической ритмики.
Ход:
Пропевание слогов с использованием фонетической ритмики.
Взрослый: Давайте споем, как жуки. Будьте внимательны, какую песенку надо петь.
Взрослый показывает жестовые символы гласных звуков, дети под фонограмму пропевают слоги (жа, жо, жу, жи).
- Подвижная игра «День-ночь»
Цель: развитие слухового внимания, мыслительной деятельности.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, еще одной особенностью этих необычных жуков является образ жизни. Когда жуки-бомбардиры спят, в какое время суток? (Днем)
А когда бодрствуют? (Ночью) Правильно, жуки-бомбардиры ведут ночной образ жизни, днём прячутся под камнями, брёвнами, в траве, сбиваясь при этом в группы. Давайте поиграем, когда вы услышите слово «ДЕНЬ» - присядьте, а если слово «НОЧЬ» - будете летать и жужжать.
- Упражнение «Составление рассказа-описания Жука-Бомбардира»
Цель: развитие связной речи с использованием графических схем и модели Жука-Бомбардира.
Оборудование: графические схемы, модели Жука-Бомбардира из папье-маше.
Ход:
Взрослый: Расскажите о жуке-бомбардире, какие они.
Дети составляют рассказ-описание по графическому плану:
- Какой жук по цвету, величине;
- Части тела;
- Где живет;
- Чем питается;
- Как передвигается;
- Как защищается.
Примерный рассказ-описание:
Жуки-бомбардиры – необычные жуки. Они живут везде, кроме Антарктиды. Это средних размеров жуки, длиной от нескольких мм до 1—3 см. Чаще всего они имеют тёмноокрашенные надкрылья и ярких цветов голову, грудь и лапки. Тельце и лапки окрашены в ярко-рыжий цвет, иногда в тёмно-коричневый. Лапок у жуков шесть. А еще у них есть длинные усики, которые помогают ориентироваться в пространстве. Жуки-бомбардиры ведут ночной образ жизни, днём прячутся под камнями, бревнами, листиками. К полёту они не способны, зато перемещаться на своих шести лапках они могут очень быстро. У некоторых насекомых на спинке имеется узор из округлых пятен яркого цвета. Питаются жуки-бомбардиры личинками других насекомых. А защищаются, выбрасывая на врага ядовитую, едкую жидкость.
- Дидактическая игра «На каком цветке жук»
Цель: закрепление навыка пространственной ориентировки на листе бумаги (верхний правый угол, центр, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, слева по центру, справа по центру, сверху по центру, снизу по центру). Закрепление навыка употребления предлога «НА» в предложениях.
Оборудование: игровое поле 3*3 с изображением цветов, игрушка жука, схемы предлогов.
Ход игры:
Взрослый просит поместить картинку с изображением жука-бомбардира или поделку из пластилина, которую изготовили дети, в определенное место игрового поля и сказать на каком цветке он сидит.
Например: «Жук-бомбардир сидит НА васильке».
Взрослый: Назовите слово-помощник, которое вы использовали в предложении. Найдите схему предлога НА среди других схем.
- Упражнение «Составление рассказа по панораме по мотивам рассказа В.Бианки «Первая охота»
Цель: развитие связной речи, словесно-логического мышления.
Оборудование: панорама к рассказу В.Бианки «Первая охота».
Ход:
Взрослый: Кто автор и как называется рассказ про жука-бомбардира? (Ответы детей) Правильно Виталий Бианки написал рассказ «Первая охота», где описывает встречу Щенка с обитателями леса, среди которых был жук-бомбардир. На нашей панораме изображена эта встреча. Ребята, расскажите, что же произошло?
Примерный рассказ:
Был теплый солнечный день. Щенок радостно бегал по лесу и хотел познакомиться с его обитателями. Но все птицы и насекомые прятались от Щенка. Только Жук-бомбардир спокойно спал под листочком, потому что эти Жуки всегда днем спят, а ночью охотятся и занимаются поиском пищи. Вдруг Щенок увидел мирно спящего Жука-бомбардира, радостно взвизгнул и захотел познакомиться с крошечным незнакомцем. Жук-бомбардир проснулся и медленно пополз по земле, никуда не прячась. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой (Б-б-б-б….) — прямо в нос попал! Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся — да через луг, да в подворотню. (Гав-гав-гав!) Забился в конуру и нос высунуть боится. А Жук-бомбардир дальше пополз искать новое место для сна, и никто ему не страшен!
- Упражнение «Составление загадки про жука-бомбардира (ТРИЗ)»
Цель: развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти.
Взрослый: Давайте составим про жука-бомбардира загадку.
- Стреляет, но не ……(пушка, ружье, пистолет и т.д.)
- Ползает, но не ……(гусеница, змея и т.д.)
- Есть крылья, но не …..(бабочка, птица, самолет и т.д.)
- Крошечный, но не ….. (гном, букашка, пылинки и т.д.)
Например, ответ ребенка: Стреляет, но не пушка.
- Упражнение «Раздели на слоги»
Цель: закрепление навыков языкового анализа, развитие фонематических представлений.
Оборудование: игровое поле с цветами, на которых изображены схемы слогов, картинки с изображением насекомых или игрушки.
Ход:
Ребенок делит слово на слоги и кладет картинку или игрушку на соответствующей слоговой схеме цветок.
- Упражнение «Штриховка»
Цель: развитие графомоторных навыков, зрительно-пространственной ориентировки.
Ход: Дети заштриховывают контуры насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с региональным компонентом "Путешествие по реке Печоре" (ОО "Физическая культура", "Здоровье") для детей старшей группы
Программное содержание: Закрепить прыжки с одной ноги, приземляться на другую, затем оттолкнуться и прыгнуть еще раз, приземляясь на обе ноги; Упражнять детей в равновесии; Укрепить мышцы стопы ...
Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Знакомим Острошу со стихией воды и воздуха» для детей старшей группы.
Экспериментально-поисковая деятельность с водой и воздухом....
мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...
Конспект НОД в рамках Недели Здоровья на тему «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшей группы
Цель: сформировать у детей представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека.Задачи:1.Закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье, отвечать на вопросы, делать вывод...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в форме сюжетно-ролевой игры Тема: «Мы идем в пиццерию» Для детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...
НОД по познавательному, речевому развитию на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги» для детей подготовительной группы
НОД «Путешествие в мир книг» представляет собой целостное четко структурированное педагогическое занятие в группе для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемый НОД ориентирован на ...