Кружок по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Развитие у ребенка мелкой моторики важно потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_palchiki_2019.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»
в 1 младшей группе
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.
Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего дошкольного возраста. Кружок, который я назвала «Умелые ручки», направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка.
Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;
- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Календарно – тематическое планирование:
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковые игры;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- лепка из пластилина, пластилиновая картина;
- нетрадиционные способы рисования;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, с панно, с крупами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
В своей работе я последовательно использую схему «от простого к сложному», систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Диагностика по пальчиковым играм:
Детям предлагается представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.
Падают, падают, листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой, и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.
ОЦЕНКА
1-й показатель — управление руками (плавность движений).
Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.
Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.
Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.
2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».
Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.
Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.
Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.
3-й показатель — управление пальцами рук – «Семейка»
Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по два пальчика и проговаривает стишок вместе со взрослыми.
Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.
Результаты диагностики развития мелкой моторики.
№ | Ф.И. ребенка | «Управление руками» | «Семейка» | «Зайчик» |
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
на 2019 – 2020 учебный год
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».
3.Штриховка «Овощи».
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки».
3.Штриховка «Фрукты».
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».
3.Разбери пуговицы по цвету
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».
3. «Собери бусы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».
2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель».
3.Рисуем пальчиком по манке.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.
2.Пальчиковая гимнастика «Котик», «Стирка».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».
Январь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок», «За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки», «Кот Мурлыка».
3. «Собери бусы».
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дикие животные».
3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Транспорт» .
3. «Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Март.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».
3.Шнуровки «Укрась платье», «Укрась рукавичку».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу», «Весна».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Апрель.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».
3. Составление контуров предметов (например, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».
3. Панно «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок».
3. «Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».
3. «Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».
3. «Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и пособия на развитие мелкой моторики "Умелые пальчики"
Пособия изготовлены своими руками . Дети упражняют пальчики, закрепляют форму, цвет, упражняются в счёте, в ориентировки в пространстве, Пособия яркие, крупные, дети с интересом играют, упражняются....
Перспективное планирование по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»
Перспективное планирование по развитию мелкой моторики«Умелые пальчики»...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики"
Продолжать развивать у детей мелкую моторику рук через игровую деятельность....
Рабочая программа по развитию мелкой моторики - "Умелые пальчики"
предназначена для детей первой младшей группы...
Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.
Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики" для детей 3-4 лет
Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет....
Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук....